с сайта is-tok.ru
Главная » Статьи » Домодедовская история » Былое
Специфика домодедовской земли состоит в том, что в ее недрах спрятаны крупные залежи известняка – осадочной горной породы, образовавшейся в результате отвердения карбонатных илов с примесью песчаных частиц, окаменелых остатков скелетов ископаемых организмов. Наиболее богатые и уникальные их отложения расположены по берегам реки Пахры ниже села Ям в районе селений Съяново, Камкино, Киселиха, Новлинское, Колычево, Семивраги, Куприяниха, а также на реке Рожай близ села Никитское.
Благодаря его качествам известняк можно колоть и пилить, получая в результате строительные блоки нужных размеров, достаточно прочные и устойчивые к атмосферным воздействиям. Цвет его обычно белый, но различного рода примеси могут придавать ему разные оттенки. В очень давние времена этот белый камень называли мячковским, а начиная с XVIII в. строители делили его на собственно мячковский, пахорский (название произошло от села Пахрино) и подольский. При этом, если мячковский камень являлся наиболее мягким из них, а следовательно его легче было обрабатывать и использовать для изготовления карнизов, художественной резьбы, статуй, то подольский был более прочным и использовался благодаря этому для изготовления каменных плит (лещади), необходимых для прокладок при сооружении кирпичных колонн, лестниц, настилки полов и даже тротуаров. Пахорский же камень занимал золотую середину между мячковским и подольским; его, смотря по обстоятельствам, можно было использовать в самых различных целях.
Отходы обработки камня, как и специально добываемый бут, шли на строительство фундаментов, мощение улиц и дорог. Путем обжига известняка получали известь.
Местные жители вот уже сотни лет используют известняк в домашнем хозяйстве. В селениях района и сегодня многие дома стоят на фундаментах из известняковых блоков, а в ближайших от разработок селениях из блоков белого камня нередко сложены подсобные пристройки и погреба. Белокаменные блоки широко использовались при строительстве Воскресенской церкви села Битягово (1670-71 гг.), Никольских пятиглавой церкви села Колычево (1697 г.), села Домодедово (1731-1738 гг.), Михайловской села Акулинино (1743г.), Успенской села Шубино и Никольской села Лямцино (1794г.), Михаила Архангела села Одинцово (1800г.), Покрова Пресвятой Богородицы села Буняково (1809 г.), четырехъярусной колокольни Знаменской села Лобаново (1851 г.) и др. Но большая часть добытого здесь камня использовалась на стороне. Недавними исследованиями палеонтологов доказано, что добытый в штольнях близ деревень Съяново, Камкино, Киселиха и Новлинское камень еще в XII в. использовался для сооружения стен таких архитектурных шедевров Владимиро-Суздальского княжества, как Спасо–Преображенский собор в Переяславле-Залесском (1152-1157 гг.), Успенский (1158-1160 гг.) и Дмитровский (1194-1197 .г.) соборы во Владимире, одноглавый храм Покрова на Нерли (1165 г.) с изящной каменной резьбой, укрепления замка и собор в резиденции Андрея Боголюбского в селе Боголюбово (XII в.); а в XIII в. – собор Рождества Богородицы в Суздале (1222-1225 гг.), Георгиевский собор в Юрьеве–Польском (1230-1234 г.г.).
К месту строительства камень зимой доставляли на санных обозах, а летом на судах (“шитиках”) с низовий Пахры по Москве-реке поднимали до ее верховий, оттуда на лошадях перевозили до реки Клязьмы, а затем, вновь на судах, в нужное место. 30
По Москве-реке и Оке камень перевозили для строительства древнего Архангельского собора в Нижнем Новгороде (1277 г.).
Со второй половины XIII в. основным потребителем белого камня становится Москва, начиная с первой каменной церкви во имя Спаса, построенной в 1272 г. в Даниловом монастыре (в то время монастырь был еще за чертой города), затем белокаменного Успенского собора в Кремле (20-е г.г. XIV в.) и многочисленных церквей. Многие специалисты склоняются к выводу о том, что, как сам материал, употребленный на церковное строительство в Москве, так и способ кладки камня очень схожи с Владимиро-Суздальским. 31
Потребность в белом камне и извести резко возросла в связи с решением великого князя Дмитрия Ивановича “ставить город Москву камен” после пожара 1365 г., в котором погорели “посад весь и Кремль, и Заречье”.
Белокаменный Кремль по своим размерам был близок к современному, его башни и ворота возводились почти на тех же местах, где они стоят и поныне.
В 1475-79 гг. итальянским архитектором и инженером Аристотелем Фиораванти на месте обветшавшего построен новый белокаменный Успенский собор.
В XVI –XVIIв. большая часть добываемого белого камня использовалась не для кладки стен, а в сочетании с кирпичом, что придавало новостройкам впечатление парящей невесомости. Белокаменный декор и резьба по камню породили даже новый стиль в архитектуре – нарышкинское, или московское, барокко.
В смутное время промысел пришел в упадок, но во второй половине XVII в. возродился, что совпало с включением в состав Домодедовской волости села Пахрино, деревень Камкино, Киселиха, Новлинская.
В 1664 г. волостному приказчику А.Мерчюкову велено взять из Дворцового приказа 200 пудов железа и 6 тыс. штук “одно и двухтесных” гвоздей, “чтоб каменному делу простоя не было”. Часть добытого камня перевозилась в Москву и в государевы подмосковные села на церковное и плотинное строительство. В это время 60 саженей бута, 3600 штук белого камня и 600 бочек извести отпущено на сооружение церкви Св. мученицы Екатерины и келий в Екатерининской пустыни. В 1673 г. на государев Аптекарский двор отправлено 4 тыс. штук камня и 500 бочек извести, в с.Алексеевское 2,5 тыс. штук камня и 4,5 тыс. бочек извести. В значительных количествах известь перевезена в села Измайлово, Соколово, Котельники. Когда на просьбу Тайного приказа “приискать продажной извести для строек в селе Измайлово” приказчик ответил, что у Пахринских и Угрешского монастыря крестьян есть 3200 бочек, но они просят “по две гривны, да по пуду соли за бочку”, ему приказали “попытаться купить подешевле, но если не получится, то заплатить требуемую цену”. 32 Иногда материал отпускали ближайшим к царю боярам. И.Б.Милославскому за сельцо Золотиново (ныне деревня Пузиково), приписанное к Домодедовской волости, было отпущено три тысячи штук камня и 500 бочек извести. По просьбе Ю.И.Ромодановского, ему на строительство церкви в селе Константиновское, Рожай тож, выдали 1805 камней “белых стеновых, ломаных в Пахрине”.
Жители новообразованного города Никитска и округи занимались “хлебопашеством, а более ломкой и приготовлением белого камня, который отвозят для продажи в Москву и прочие ближайшие места в довольном количестве, а также упражняются в кладке каменных зданий в Москве и отходят для оной работы в Петербург и в прочие города”. 33 Об этом же свидетельствует и утвержденный Екатериной II герб города: “Три положенные отесанные белые камня, в золотом поле; в знак изобильных каменных ломок, находящихся при сем городе”.
Добыча камня и извести резко упала в связи с указом Петра I о запрещении “во всем государстве на несколько лет (пока в Петербурге удовольствуются строением) всякого каменного строения”, действовавшего с 1714 по 1728 г.г.
С возобновлением каменного строительства груженные бутом, камнем и известью подводы домодедовских крестьян вновь потянулись в Москву, где он продавался в разных местах, но в основном в белом городе, а к 1775 г. в связи с благоустройством белого города торговля строительными материалами сосредоточилась в специально отведенном месте близ Таганского рынка.
Спрос на материалы особенно возрос во второй половине XVIII в., когда в Москве развернулось сразу несколько правительственных строек. Указом императрицы Елизаветы Петровны 1750 г. предусматривалось строение и починка Кремлевских дворцов. Вскоре для этого была создана специальная экспедиция, члены которой, в т.ч. и архитектор артиллерии капитан В.И.Баженов, лично осматривали местности, где “белому камню ломку производить и завод для этого завесть”. Подходящими оказались районы Верхнего Мячкова и Люберец, но старосты и крестьяне этих сел заявили, что они для ломки камня землю “отдать ни по какой цене не желают”, т.к. на этой земле находится крестьянская пашня, и где точно расположены приломы, они не знают, да и необходимого инструмента у них для этого нет. Очевидно, что это были просто отговорки, проблема же заключалась в ценах, ибо, в конце концов, они поставили условие: если им будет заплачено ” по настоящей цене”, то они окажут помощь в отыскании мест, где этот камень можно добывать и вообще “усердствовать и стараться будут”.
Более покладистыми в этом отношении оказались домодедовцы. В ответ на повеление императрицы заготовить для кремлевского строения в дворцовых волостях 12 тыс. штук аршинной лещади и 300 бочек извести уже в мае 1750 г. крестьянин д.Новлинское “со товарищи” по наряду старосты с.Колычево через Яузский мост только в один прием провез в Кремль камень и известь на ста сорока подводах.
Условия поставки нередко были довольно жесткими, ибо императрица распорядилась в случае необходимости принуждать крестьян “накрепко”. Когда в 1753 г. группа крестьян, в т.ч. Степан Нефедов из деревни Новлинское, вовремя не поставили к строительству зимнего Головинского дома 3 тыс. бочек извести, их заставили выполнить обязательство, наказав “батожьем”. 34
В 70-е г.г. пахорский камень, наряду с мячковским и подольским, поставлялся на строительство дворцово-паркового ансамбля в селе Царицино, Петровского дворца на Петербургской дороге (ныне корпуса Военно-воздушной академии) и нового Кремлевского дворца. Одним из крупных подрядчиков по поставке бута и пахорского камня на строительство Петровского дворца был крестьянин Пахорской волости Никита Павлов. Только зимой 1776 г. архитектор Матвей Федорович Казаков принял у него 20 тыс. штук камня, лично помечая на приемных квитанциях: “Показанный камень в дело годен”. 35
Для Павлова эти поставки оказались делом прибыльным, и он вскоре стал московским купцом 1-й гильдии, поставив в 1788 г. к строительству Кремлевского дворца 8165 штук мячковского и пахорского камня. Для этого же дворца крестьянин деревни Новлинское Яков Андреевич Тараканов доставил на своих лошадях 6 тыс. штук пахорскай лещади, а Данил Алексеевич Колпаков из села Колычево изготовил по образцам сто тридцать восемь белокаменных балясин на площадке и наружную балюстраду.
Еще в 1782 г. велись работы по реставрации Китай-города, в т.ч. его стен, Ильинской и Варварской башен, Никольских ворот. В летнее время крестьяне Мячковской волости, в числе которых был Анисим Андреевич Провоторов из д. Новлинское, доставили сюда на собственных лошадях 80 кубических саженей бута, 16,4 тыс. штук мячковского и пахорского камня и лещади, две тысячи двадцатипудовых бочек извести. Если учесть, что на подводу приходилось по сорок пудов груза, т.е. почти по дюжине камней или по две бочки извести, то только для выполнения этого подряда потребовалось более трех тысяч подвод!
Проект заложенного В.И.Баженовым нового Кремлевского дворца остался незавершенным, а в 1838 г. “Московские ведомости” сообщили о предстоящих торгах на поставку бута, камня, извести и других строительных материалов к постройке Большого Кремлевского дворца. По замыслу императора Николая I и архитектора Константина Андреевича Тона, он должен был стать основной резиденцией императорской семьи в Москве, олицетворением богатства и силы империи. Кроме реставрированной Грановитой палаты здесь планировалось возвести пышные палаты для царской семьи, Андреевский зал, названный в честь первого русского ордена Андрея Первозванного, учрежденного Петром I, в котором бы короновались императоры и принимались послы, Екатеринской залой для императрицы и Владимирской, напоминавшей о древности русской истории. Шедевром архитектуры должен был стать Георгиевский зал, сооружаемый в честь ордена св. Георгия, учрежденного еще в 1769 г., и награжденных им.
Естественно, что требования к строительным материалам этой уникальной стройки, каждая деталь которой должна была стать произведением искусства, были высочайшими. Каждая лещадь, например, должна быть:
– определенной меры, и при доставке ее до осмотра архитектором складывать ее не полагалось, “а буде окажется оная с какими либо повреждениями или не тех качеств или не тех мер, то все количество такой лещади, не складывая вывозить немедленно вон из Кремля, а взамен оной доставить лещадь лучшего качества и не далее, как на другой день;
– очищена от земли, годовалая, без раковин, выбоин, бугров и впадин, плотной массы, не ноздреватая, без песчаных слоев, не кремнистая, цветом желтоватая и без жил другого колера, а ровно без трещин и ссадин и чтобы при теске издавала звонкий звук;
– если в продолжение всего времени поставки из числа завезенной и принятой лещади окажется до их положения на место какие-либо ссадины или от влияния на них воздуха лопнут, то все таковые поставщики обязаны заменить другими”. 36
Лещадь эта закладывалась в основание многочисленных колонн дворца, ею же “для прочности” прокладывались колонны и столбы, арки и своды через определенное число рядов кирпича. Вначале ее обязались поставить подрядчики из Подольска, но обязательства своего не выполнили. Тогда с высочайшего разрешения вместо подольской использовали пахорскую.
В соответствии с договорами московских купцов с Московской дворцовой конторой, заключенными в мае 1838г., к Кремлевскому строению “безостановочно с берегов реки Пахры доставлялись бут, камень и известь в большом количестве”.
В строительстве и отделке дворца участвовали тысячи работников самых различных специальностей. Среди участников строительства, награжденных в 1849г. специальными памятными медалями, значились Поликарп Привезенов из села Акулинино, Егор Леонтьев из деревни Новлинское, Давид Дроздов и Осип Иванов из деревни Пестово, Семен Андреев и Петр Исаев из села Шубино. Во врученных им именных свидетельствах значилось: “Даю сие за моим предписанием и приложением казенной печати в том, что за бытие при построении Московского кремлевского, всемилостливейше пожалована серебряная медаль, выбитая по сему случаю для ношения в петлице на голубой ленте. Президент Московской Дворцовой конторы, Дворца Его Императорского Величества Обер-Гофмейстер и кавалер барон Л.К. Боде”. 37
Бут, камень, лещадь и известь заготовлялись домодедовскими крестьянами и для строительства Оружейной палаты в Кремле, зданий Московского университета на Моховой, Дома Пашкова и многих других примечательных московских строек.
Жители деревни Котляково долгие годы помнили “золотое времечко”, когда они неплохо заработали на поставках бутового камня для строительства Николаевского вокзала, куда его потребовалось особенно много, т.к. строился он на болотистом месте.
С развитием железных дорог белый камень постепенно уступал свое место в строительстве мрамору, граниту, габбро, доставлявшимся с Урала, Кавказа и Украины.
Но добыча его не прекращалась, а особенно по той причине, что для реставрации сложенных из него построек надежных заменителей не существует, но добывать его становилось все труднее, т.к. проломы сильно удлинились. По данным за 1877 г. с октября до святок обычно группами в три человека (двое добывали, а третий отвозил в Москву) вели добычу крестьяне Котлякова, Воеводина, Вялькова, Шишкина. В каменоломнях деревень Новлинское работало до пятидесяти человек, Старое Съяново – до сорока, Камкино – до десяти, Киселиха – до семи, Жеребятьево и Красино – по пяти человек. Вывозили камень из проломов на лошадях, а для освещения пути обычно нанимали мальчика, который шел впереди лошади со свечой. 38 Семнадцать жителей деревень Новлинское, Красино, Заборье, Киселиха и Чурилково занимались изготовлением надгробных памятников. В казенных Никитской роще и Рыбушкином овраге участки земли сдавались в аренду для добычи бута.
© краевед Геннадий Гарин “Очерки истории земли Домодедовской”.
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ –
Категория: Былое | Добавил: Владимир_Шлёнсков (26.01.2009) | Просмотров: 3524 |
Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам
Главная » Статьи » Домодедовская история » Археология края
В категории материалов: 14
Показано материалов: 1-14Страницы:
Так называемый Акулининский идол или каменное погрудное изваяние мужчины, обнаруженное в 1908 году в окрестностях деревень Акулинино и Долматово Подольского уезда Московской губернии и отнесенное его первыми исследователями к славянским языческим идолам, ныне экспонируется в зале №8 Государственного Исторического музея среди древностей вятичей (рис.1, б). Археология Подмосковья вып.5, 2009 г.
|
Путешествуя около двадцати лет тому назад по Псковскому краю, в одном из краеведческих музеев я увидел большую и очень подробную карту южного Подмосковья с изображением на ней сражений Отечественной войны 1812 года, принадлежавшую одному из генералов Кутузова. В течение часа я рассматривал эту карту своих родных мест, изучая старые названия сел и мест сражений, и вновь возвращался к центральной точке, откуда я ее начал рассматривать, – к селу Старофроловский Ям (так село называлось в начале XIX века, или просто Старый Ям). Село Старофроловский Ям стало так называться после слияния Старофроловского погоста с селом Ям. В XVII веке село называлось Пахра: село Пахра на Старом Яму, село Пахра на реке Пахре, как город Москва на реке Москве. Именно на пересечении Большой Каширской дороги с рекою Пахрой возникло это старинное село с местом отдыха ямщиков, постоялыми дворами и конюшнями. Но село Ям не стало городом Пахрой, Пахринском или Старофролов-ском в отличие от села Подол, ставшего городом Подольском, лежащим на пересечении Большой Серпуховской дороги с рекою Пахрой. Такова историческая судьба села Ям, но оно и не исчезло, как, например, село Пахрино (Пехрино). От Пехрино идет и название Пехрянской десятины. В писцовых книгах 1680-1681 гг. сказано: «церковная Архангельская пашня припущена к дворцовой десятиной пашне села Пахрино, а сено велено косить Фроловскому попу, что на Старом Яму, вместо взятого у него сенного покоса в село Пахрино» (Писц. кн. 640). По приходным книгам Патриаршего казенного приказа «Жилых данных церквей» за 1628 г. значится: «церковь Фрола и Лавра в государеве дворцовом селе на Старом Яму, на Каширской дороге, дани 4 алт. 5 ден., кормовая гривна», в 1633 г. пишется: «церковь… на реке Пахре, на Старом Яму, дани 3 руб. 11 алт. 4 ден., заезда гривна» (Патр. прик. кн. 2). Под 1643 г. отмечено: «ноября в 7 день, по указу Святейшего Иосифа патриарха Московского, а по челобитью за пометою дьяка Григория Одинцова, тоя церкви св. мученик Фрола и Лавра с попа Архипа дани, на прошлый 1639 г. для ево бедности, имать не велено» (в 1712-1739 гг. церковной дани платилось рубль 75 коп.). В писцовых книгах по Московскому уезду, Ратуева стана, за 1627 и 1628 гг. написано: «погост приходный, на реке Пахре, на Каширской большой дороге, и на погосте церковь Фрола и Лавра древяна клетцки, а в церкви образы, и свечи, и книги, и на колокольнице колокола и всякое церковное строение приходных людей, у церкви на погосте во дворе поп Архип Васильев, во дворе церковный дьячок Илейка Прокофьев, во дворе пономарь Гришка Федоров, во дворе просвирница Ориница Прокофьева дочь, да на погосте на церковной земле 2 двора бобыльских, пашни наездом пахано середние земли и с поповою пашнею 12 чети, да за рекою Пахрою тое ж цер-ковныя фроловские земли пашни наездом пахано середние земли 5 чети, да перелогом и лесом поросло 6 чети в поле, а в дву потому ж, сена по обе стороны реки Пахры 150 копен, да того ж фроловского погосту попа Архипа на реке Пахре, на Каширской большой дороге, перевоз. Того же фроловского погосту церковная пустошь Рыбин враг, на ручью, пашни наездом пахано середние земли 2 чети, да перелогом и лесом поросло 38 чети в поле, а в дву потому ж, сена 10 копен, лесу непашенного 5 десятин, церковная пустошь Микитищево, на речке на Безнине, что была та пустошь преж того к церкви Всемилостивого Спаса, а была та церковь в приселке Спасском, а жеребий тоя пустоши писан к церкве ж к Рождеству Пречистыя Богородицы, что в селе Булатникове, пашни, опричь того что к церкви Пресв. Богородицы, наездом пахано середние земли 4 чети, да перелогом и лесом поросло 8 чети в поле, а в дву потому ж, сена 12 копен» (Писц. кн. 9807). По переписным книгам 1646 г.: «погост приходный, на реке Пахре, на Каширской дороге, у церкви во дворе поп Алексей Архипов, во дворе дьячок Потапко Куприянов, во дворе просвирница Антонидица, да церковных бобылей 6 дворов, людей в них 15 человек» (Переп. кн. 9809). В 1680 г. августа 13 дня, при досмотре церквей и церковных земель оказалось: «церковь Фрола и Лаьра, на Старом Яму, на реке Пахре, строение церковное древяное мирское, у церкви поп Ефрем Никитин, церковной земли у него попа во владении 22 четверти в поле, а в дву потому ж, сена 150, а достальная земля, сенные покосы и лес (показанные в писцовых книгах) взяты на великого государя в десятинную пашню, а вместо того нигде не дано» (Патр. прик. дозорн. кн. 141). В писцовых книгах 1680 и 1681 гг.: «На погосте церковь Фрола и Лавра с приделом Николая Чудотворца, у церкви под тремя дворами священноцерковнослужителей и огороды одна десятина без чети, пашни паханыя церковныя земли 10 четвертей, да за рекой Пахрою 10 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена на реке Пахре 150 копен, и тому ж погосту церковныя пустошь Рыбин враг и та пустошь припущена в село Пахрино, а попу вместо того дано сенных покосов, что была церковная земля церкви Михаила Архангела, что на Булавах, 20 копен» (Писц. кн. 690). «В 1722 г. церковь Фрола и Лавра деревянная, при ней были священники: Афанасий Кондратьев 1710 г., на его место в 1731 г. определен Федот Федоров, дьячок Гавриил Лазарев 1710-1722 гг. и пономарь Никита Исаев 1710 г.» (переписан, кн. за 1710 и 1722 гг., Патр. прик. кн. 335). Престольный праздник святых мучеников Флора и Лавра, известных в народе как покровителей лошадей, отмечался в селе Ям 18 августа ст.ст. (31 августа н.ст.). Село Ям в 1859 г. по статистическим данным значилось как казенное село с 107 дворами и 924 жителями. Исчезнувшее в начале нашего века село Пахрино, тесно связанное в своей хозяйственной деятельности с селом Ям в течение нескольких веков, упоминалось еще в 1341 г. в завещании великого князя Ивана Калиты. Поэтому дадим краткую историю этого села. Село Пахрино (оно же Пехрино) в 1614 г.: «пустошь, где была деревня Пахрино, на речке Пахре, вотчина Троицы Сергиева монастыря, по данной вдовы Марьи Ивановны дочери, Ивановой жены Палицына». По писцовым книгам 1627 1628 гг. Московского уезда Жданского стана записано: «за окольничим князем Алексеем Михайловичем Львовым, что он купил из Троицы Сергиева монастыря, в вотчине сельцо Пахрино, на речке Пахре, а в нем двор вотчинников, двор коровий, да под сельцом мельница, на реке Пахре, а в ней два жернова, колеса немецкие, а писана за ним, князем Львовым та вотчина по купчей архимандрита Троицы Сергиева монастыря Дионисия и келаря старца Александра 1623-1624 гг. «У него же, князя Львова находились во владении деревни: Чурилково, Новая Новлянская и Киселиха, на реке Пахре» (Писц. кн. 258). «В 1646 г. в сельце Пахрине был двор боярский князя Алексея Михайловича Львова с деловыми людьми». (Переписи, кн. 9807). В 1680 г. село Пахрино состояло в дворцовом ведомстве, в селе был двор великого государя. В 1676-1677 гг. в селе Пахрине была построена по повелению царя Федора Алексеевича каменная церковь Троицы Живоначальныя с приделом св. Феодора Стратилата. В дозорных книгах Патр. казенного приказа 1680 г. говорится: «августа в 13 день князь Иван Андреевич Шелешпальский, приехав Пехрянской десятины в государеву дворцовую Домодедовскую волость, в село Пахрино, на речке Пахре, а в том селе, по наезду, церковь Нова каменная во имя Живоначальныя Троицы, да в приделе Федора Стратилата, у церкви что каких приходских дворов того неведомо, потому что попа в то время дома не было, а переведен тот поп с погоста Архангела Михаила, что на Булавах, а земля у той церкви взята великого государя в десятинную пашню и ныне та церковь стоит пуста, а та церковь без дани» (Патр. прик. кн. 141). По писцовым книгам 1680-1681 гг.: «в селе Пахрине у церкви под 5 дворами священнослужителей и огородами усадебной земли одна десятина без трети» (Писц. кн. 690). В 1682 г. марта 30, по указу великого государя велено в селе Пахрине около государева двора огородить забором в скобель на бело с обе стороны, а в звено класть по тридцати бревен». (И.Е.Забелин. «Домашний быт русских царей. М. 1872 г.) В приходных окладных книгах Патриаршего казенного приказа записано: «во 1684 г. июня в 5 день, по указу патриарха и по помете на выписке дьяка Перфилия Семенникова, в Московском уезде, в Пехрянской десятине, великих государей в дворцовом селе Пахрине обложена вновь данью церковь Пресв. Троицы, по сказке той церкви попа Матвея, с дворов: с его попова, с дьяконова, с дьячкова, с просвирницына, по указным статьям, да с приходских – с одного двора прикащикова 6 денег, с одного двора подьяческого 4 деньги, с 5 дворов стадных конюхов, с садовников, да с Кузнецова, да с 2 Мельниковых дворов, с 10 дворов крестьянских, по 2 деньги со двора, всего 9 алт. 2 ден., заезда гривна. И те деньги велено взять по сему окладу, по сказке попа Матвея с 1676-1677 гг., как он начал у той церкви служить, и на нынешний год». «1700 г. июля 11, великий государь, слушая сей выписки, указал: того села Пахрина попу с причетники денежную и хлебную ругу не давать, а довольствоваться подаянием приходских людей» (Дворц. прик. кн. 96). В 1710-1722 гг. село Пахрино принадлежало князю А.Д.Меньшикову, а после вновь было причислено к дворцовому ведомству. В Пахрине в семнадцатом веке был конный завод, при Меньшикове он был закрыт, в 1796 г. Павел I приказал конный завод восстановить, существовал он до 1829 года, затем был переведен в Бронницы. В 1829 году в Пахрине оставалось 7 крестьянских дворов, в 1912 году оставалось всего 3 двора, а к 1917 году были снесены и последние дворы. Так исчезло старинное дворцовое село Пахрино. Село Пахрино находилось 2-3 верстами ниже по течению реки Пахры от села Ям. © краевед Николай Чулков, 1996 г.Фото: 1. Федеральный памятник архитектуры “Почтовая станция с. Ям”. 2. Здание бывшей церковно-приходской школы в селе Ям. 3. Храм Флора и Лавра села Ям.
Исчезнувшее царское село Пахрино
|
2
Список каменных ломок в нашем районе.
На Рожайке:
1 Никитское (Никиты) примерная длина 15-18 км. Рядом с Никитами – Эльдорадо и Изюминка (недоступна). Никиты и Эльдорадо были одним целым.
2 Каменоломни НКВД – одна из загадочных систем. Располагается под Никитским полем. Предполагаемая длина ходов – 150 км. Каменоломня разрабатывалась в 30-е годы. Трудились зэки. В настоящее время система недоступна.
3 Редькинская система (у деревни Редькино). Длина не менее 50 км. Система недоступна.
На Пахре:
1 Сьяново – системы Сьяны, Новленская, Пионерская. Самая знаменитая – Сьяны. Длина ходов примерно 25-27 км.
2 Камкино – система Кисели. Протяжённость ходов 10,5 км
3 между Сьяново и Белеутово – 4 полости с протяжённостью более километра
4 Новленские выселки – 4 небольших по протяжённости каменоломен
5 Киселихи – одна небольшая система.
6 Мещерино, Красино и Жеребятьево – примерно 5 небольших систем
7 Чурилково – 3 системы ( Юбилейная 1, Юбилейная 2, Колючка)
8 Котляково – 7 систем. В пространстве между Колычёво и Володарским – 6 систем. У Вялково – 1 система.
9 Колычёво – камень добывался во рвах.
10 Семивраги – камень добывался открытым способом.
11 Домодедово село – наличие добычи камня не доказано (возможно только пока).
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ –
26.01.2009 / Дворцовая волость. Белый камень с берегов Пахры и Рожая
08.04.2011 / Новлинские каменоломни. Осмотрены 18 декабря 1882 г.
Категория: Былое | Добавил: Владимир_Шлёнсков (15.06.2007) | Автор: краевед W
Просмотров: 1929 | Теги: каменоломни
Подъ именемъ Новлинскихь каменоломень известны ломки известника въ небольшомь районе по берегамь Пахры, центръ котораго образуетъ д. Новлинская. Ломки существуют съ незапамятныхъ времень, по крайней мере местныя старожилы даютъ имъ более 200 летъ, и составляютъ зимний промысель исключительно местныхъ крестьянъ, за который они принимаются по окончании полевыхь работъ.
Прежде в этомъ районе в большомъ количестве выжигали известь, но теперь не жгутъ нигде, и самая ломка камня падаетъ сь каждымь днемь. Причина этому та, что мягкий известнякъ, шедший прежде на цоколь, на мощение тротуаровъ, на лестницы и проч., почти совсемъ вытесненъ мячковскимъ камнемь (ломки Бронницкого уезда) и подольскимь мраморомъ. Въ настоящее время изъ всехь приломовь разработка продолжается: 1) при д. Новлинской, 2) при д. Старо-Сьяново, 2) при д. Киселихе, и 4) при д. Чурилкове. Въ последнихь двухь, впрочемъ, ломка производится совсемъ въ ничтожныхъ размерахь, вь них работаетъ теперь не более какь по 3—б человека. Никакихь построекъ при ломкахъ не существуетъ. Камень обделывается въ томъ виде, какъ идётъ въ продажу, въ самыхъ рвахь или подъ открытымъ небомъ. Работаютъ же, какъ и прежде, только и исключительно крестьяне деревень, на земле которых находятся ломки. Разработка проиводится въ такихъ же подземныхь галлереяхь, со входами отъ крутого склона горы, по направлению въ глубину ея почти горизонтально, какъ и вышеописанные рвы для разработки мрамора. Отличие только то, что благодаря большей толщине слоя раьрабатываемаго известняка, какъ ходы, такъ и подземный залы, въ которыхь производится ломка (собственно проломы), значительно вьше. Вследствие большей прочности наслоений они вместе съ темь и иного шире. Такъ, рвы вь Сьяновской горе, очень старые, имеютъ въ ширину до 4 аршинъ, въ вышину до 6; проломы же образуютъ большия залы, въ диаметре до 15 арш. и вышиною въ 6, причемь нигде никакихь подпорокъ, въ предупреждение обваловь, не имеется.— Внешния условия работы на описываемыхь каменоломняхь совершенно теже, что и во рвахь мраморныхъ ломокь. При варужпой температуры —6° и относительной влажности 85%, . въ проломахь, на разстоянии 370-570 арш. оть входа, температура была найдена +8, +9°, относит. влажность 92%, 93%. По издревле заведенному обычаю право ломки, которое имееть каждый изъ общниковь, регулируется следующимъ образомъ. Въ Новлинской все желающие ломать камень, т. е, являющиеся вь качестве хозяевъ-предпринимателей, вноситъ въ общество по 1 рублю въ годь за каждую ревизскую душу, что составляетъ 160 р., и затемь распределяютъ между собою эту сумму: кто сколько «возметъ за себя душъ», следовательно рублей арендной платы Сообразно этому числу принятыхь на себя душъ, они распределяютъ между собой места ломокъ – приломы, отчасти по взаимному соглашению, отчасти по жребию. Въ настоящее время ломкипри д. Новлинской арендуются тремя братьями Лапшиными; одинъ изъ нихъ имеетъ за собой 131 душу и держитъ 10 рабочихъ, другой – 25 душъ и держитъ 6 рабочих, третий 4 души и держитъ 3-хъ рабочихъ. – Совершенно на таких же условиях арендуетъ одинъ все приломы Н. Рахмановъ въ д. Сьяново, содержа до 25 рабочихъ. Какъ хозяева-предприниматели, такъ и рабочие-ровщики, все местные крестьяне. Ни определенныхъ сроковъ найма, ни определенныхъ часовъ работы на приломахъ нетъ. Ровщики работаютъ сдельно, артелями в 3 – 4 человека, сегодня у одного, завтра у другаго, смотря у кого есть работа, такъ что вышепоказанное на приломахъ число рабочих выражаетъ только число ихъ въ моментъ осмотра, вообще же оно очень изменчиво. Производство каменоломенъ состоитъ въ обтеске цокольнаго камня и лещадей, главнымъ образомъ (лестничныхъ ступеней больше уже не делаютъ), и надгробныхъ памятниковъ въ виде гробовъ. Цокольный камень, общепринятаго размера, оплачивается по 9 и 10 р. съ сотни; лещади, плоскостью отъ 3 до 5 четвертей аршина в квадрате и толщиною отъ 2 до 5 вершковъ, оплачиваются по установившемуся разценку отъ 15к. до 1 р. за штуку. На обязанности ровщиковъ лежитъ, кроме выломки и обтёски, также и вывозка этого камня на своихъ лошадяхъ изъ рвовъ. За выломку и вывозку изъ рвовъ (после обтески другими) камней для надгробныхъ памятниковъ обыкновеннаго размера, т.е. въ 2 арш. Длины и 1 арш. ширины и толщины, плотится 2 р. 50 к.; за обтеску же такого камня и отделку его различными простыми борельефами платятъ отдельно также 2 р. 50 к. Вообще заработокъ рабочихъ очень редко достигаетъ 20 р., въ среднемъ же онъ равенъ 12 р. въ месяцъ, причемъ изъ этой суммы они несутъ расходъ на освещение во рвахъ и на инструменты. Освещение производится большею частью лучинами и реже сальными свечами. Определенныхъ часовъ суточной работы не установлено и ровщики работаютъ и отдыхаютъ въ перемежку со своимъ домашнимъ деломъ, когда и какъ выйдетъ удобнее, но вообще его безшибочно можно принять равнымъ 13 въ сутки. Сборникъ статистических сведений по Московской губернии. Отделъ санитарной статистики. Томъ III. Вып. VIII. Москва 1883. Фото: Известковые ломки в 5-ти верстах от бейшлота на Волге. 1910. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. |
|
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ –
|
|
Категория: Былое | Добавил: Владимир_Шлёнсков (08.04.2011) | | |
Просмотров: 1717 | |
Всего комментариев: 0 | |
|
|
Чичак
Перейти к навигации Перейти к поиску
Чичак | |
---|---|
Дата рождения | VIII век |
Дата смерти | 750 |
Страна | |
Род деятельности | суверен |
Отец | Вирхор |
Чичак (греч. Tzitzak, чуваш. Чечек, тур. Çiçek, тат. Чәчәк — цветок, в крещении Ирина (греч. Ειρήνη); умерла в 752) — хазарская принцесса, дочь (по данным Феофана) или сестра (по данным Никифора) хазарского кагана Вирхора.
В 732 году император Византии Лев III Исавр женил на ней своего сына Константина (будущий император Константин V). Династический брак на высшем уровне стал кульминацией хазаро-византийского союза, вызванного необходимостью совместной борьбы двух держав с Арабским халифатом.
Принцесса прибыла в Константинополь, крестилась и изучила священное писание. Необычный фасон её свадебного платья установил при византийском дворе новую моду, воплотившуюся в мужском церемониальном костюме, который получил название Чичакион. Проявила себя как благочестивая христианка. Покровительствовала епископу Сугдеи Стефану.
В 750 году у неё родился сын Лев (император Лев IV Хазар, царствовал в 775—780), получивший за своё происхождение прозвище Хазар.
Литература
- Артамонов М. И. История хазар. Л.,1962.
Фото Прокудина-Горского это относится к другому району ( Осташков Селигер, 6км от бейшлота – плотины находится два поселочка по двум берегам Волги, это выше по течению чем Ржев и Старица, бейшлот слово голландское, где там система не знаю, но описание очень точное, Селище Скакулино Большая и Малая Волга, перед поселком Селижарово).