Да, есть еще – в Подмосковье – и природные, карстовые. То есть – промытые ручейком воды. Самая известная – у дер. Паника, это в Тверской обл. И сейчас нашли несколько – на Пахре, и недалеко от Старицы. Они могут быть везде, где есть известняк. Одна найдена под штреком каменоломни, около Новленского.

Первые спелеологи Подмосковья.
«Вечерняя Москва» № 186, 13 августа 1928
И. Стеллецкий
«Пещерные города»
Эти слова будят мысль, тревожат воображение, влекут своей таинственностью. Пещерные города разбросаны по всему миру. Их в изобилии знает Передняя Азия, Кавказ, Индия, Крым, даже Западная Европа. Но Москва? Вопрос, могущий вызвать улыбку.
Между тем, это факт: Москва знает пещерные города и в ближайших окрестностях (Дорогомилово) и в более отдаленных – по р. Пахре, в районе Ленинских «Горок». Здесь пока открыто их целых три – в селах Сьянове-Новлинском, Камкине-Киселихе и Чурилкове.
Первые сведения о них были даны в «Веч. Москве», 16 июля 1925 г. в статье : «Неведомый лабиринт близ Москвы», где высказывалось предположение о существовавшем, когда-то подземном городе.
Вопрос о пещерных городах не раз всплывал в мировой науке, но серьезного изучения мы пока не имели. Московские же исследования дают очень много интересных материалов. Вооруженный большим опытом в деле сооружения подземных городов, первобытный «инженер» постепенно передвигался с юга на север. Из района Мелитополя, Тьмутаракани и Дона к Новгороду и Прибалтике был прямой путь через Москву, известный торговым людям от древности. Этот «путь из Варяг в Греки» был уже известен грекам времен Александра Македонского, т.e. за тысячу лет до Рюрика. Придя в “Лесную землю”, неолитический человек не нашел здесь ни лёса, ни мела. Зато нашел многочисленные обнажения известняка. Последний в районе Пахры оказался оолитовым – совсем мягким. Выветрившийся и отвердевший верхний слой и сырой нижний были непригодны, но сухой и мягкий средний быль самый раз для иссечения бесконечных горизонтальных зал на столбах, по образцу мелитопольских и новооткрытых Глозельских во Франции. Из поколения в поколение, долбя мягкий камень кремневым долотом (найдено в c. Камкино) и молотом, московский троглодит то, что выдолбил, ссыпал прямо перед выходами из подземного города, на берегу Пахры. Образовались гигантские известковые холмы, на которых ничего не растет, нет, кроме тощего кустарника, да ползучий травы. B разрезах этих холмов в с. Новленском, и в с. Чурилкове и на их плешинах, подобраны керамические фрагменты и кремневые поделки неолитической эпохи.
Внутри своих подземелий пещерный житель чувствовал себя прекрасно. Свежего воздуха поступало достаточно, через многочисленные входы и выходы в разные стороны. Кроме того, им были проделаны в сводах, преимущественно на склонах, круглые, грубой работы, косые отдушины, под которыми внутри надо думать, помещались очаги. Таких отдушин, поврежденных затекающей водой, в районе трех указанных городов пока обнаружено шесть, из них одна целая.
Опустившись колодцами через них, мы попадаем в еще нетронутые каменоломами – гипогеи. Внутри этих «подвальных этажей» зимой очень тепло: крестьяне, ломавшие в них камень обычно снимали верхнее платье. На поверхности в большие морозы еще и сейчас валит из отдушин и не заделанных выходов пар. Зато летом из них несет ледяной струей сырого воздуха.
Понятно, что обитатель подземелий уходил из них летом прочь: на Украине – на многочисленные речные дюны, где проводил большую часть года, отразив на них для нас, так называемые, “неолитические стоянки”; в Московской зоне, где песчаных дюн мало, «дача» устраивалась просто на свежем воздухе вблизи пещер.
Московский пещерный житель любил также лето проводить в лесу. В глухой части Дугина леса (растущего, кстати сказать, на поверхности Чурилковского городка) найдено лесное озеро, с вытекающим из него ручьем. На песчаных берегах последнего в пяти местах встречены целые россыпи кремневых поделок, – следы неолитических мастерских.
Прошли века, быть может тысячелетия. Троглодиты исчезли, а их города были забыты. Мимо них проплыли в свое время греки Язона и Александра Македонского. Явились финны, оставившие курганные могильники с городищами близ Каменского и Чурилковского подземных городов. Финнов вытеснили славянские колонизаторы из Украины.
Зародилась деревянная Москва, долго не имевшая нужды в камне. Позже, «Белокаменная» была построена из Мячковского камня (при слиянии Пахры с Москвой), где тянутся неисчерпаемые открытые каменоломни протяжение в пять верст. Многоверстные подземные галереи были не нужны каменоломам, а местные крестьяне к этой загадке веков питали суеверный ужас: сьяновцы, напр., никогда не заглядывали в них, предоставив даже впоследствии чужим ломать здесь камень.
Раскопки Сьяновского городка открыли доступ в частично нетронутые подземелья, представляющие громадный интерес для начинающих для исследователей. Раскопки Камкинского городка дали возможность посетителям любоваться подземной колоннадой, полузасыпанной каменоломами.
В лесной части Чурилковского городка раскопана отдушина, в которой можно опуститься на два метра. Два свеже обвалившиеся выхода к реке обнажили здесь богатые скопления кремневой индустрии каменного века. Только кремневыми осколками оказалась насыщенной и насыпь раскопанного кургана в могильнике близ Камкинского городка. Здесь найдены также наконечник кремневой стрелы и такой же скребок на самом костяке. Погребение обычное финское Х-XI вв. При костяках (взрослого с подростком) найдены поясные медные кольца, железный нож и большой, раздавленный землей, орнаментированный бороздками горшок в ногах подростка.
Исследования произведенные по поручению Главнауки, будучи только предварительной разведкой, настолько интересны по результатам, что продолжение исследовательских работ становится бесспорно необходимым.

Редкая очень схема, не видел раньше.
Получается – и Мари-Эл, и район Коврова, и Тульские – пос. Метростроевский, и Старица – все попадают на эту схему. Косая штриховка. И около Ивделя пещера, там по легенде вообще сокровища местного народа прятали.
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух.
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, Бог изобретатель. октябрь — ноябрь 1829
А.С. Пушкин
про последнюю строку советские люди не знают. И комментарий ( в 2024 году уже 96 лет этой заметке в газете. ) Наши, московские люди произошли не от троглодитов. Установлено, что два раза – и это еще до Монголо Татар, было переселение. Первый раз с севера Индии, Индоарийцы. Потом – от Франков – спорят еще – (может, До Римской империи, или в самом начале ее развития) – на Север, к Варягам и Прибалтам, и по рекам и озерам – дальше на Восток, и потом – по Волге и южнее – До Камы примерно. Вторая волна – это не совсем финны, сейчас называют Меряне, Меря. И еще три малых народа, а то и пять – все стали Русью.
В пещерах найдены языческие капища. Рисунки, черточки тоже. И – по самому краю, Русские надписи, с датами. Что указывает на их начало разработки – не 100 лет назад, и даже – не 200.