Новости все подряд

погнали

Во время грозы – оказывается -прямо новость, хоть было известно еще лет 100 как – учащаются поломки электро техники , приборов и даже силовых устройств. Лифт сломался, дым пошел из насоса, встала машина – в плате управления прогорела дырень. Оказывается – еще и на жаре – резко ухудшается свойство пластика, такое – как изоляция. И лака для проводов. Не влияет жара и гроза только на слюду и – не поддельный силикон. Используем только устройства старые, надежные – Советские! со слюдяной изоляцией. Или – с силиконовой. Если молоко скисло – скоро гроза, всю электрику отключаем, в машине снимаем клемму и прячем ее в кусты (машину а не клемму).. Как показывает практика – при попадании молнии в машину – обычно отделываются все легким испугом . Если были в машине, а не рядом. А вот электрика и электронные платы – требуют замены. .. меняю электронный блок на Уазике и все 3 косички проводов .. не буду его называть, наш этнический .. поигрался. Действия высших сил обсуждать не полезно.

Русские новости (рюские тоже).. Паспорта в СССР выдавали еще при Сталине и Маяковском, а на селе -и Хрущев не всем раздал.. Умницы – всех записать сказали Русскими, а то у нас Мордвин получилось бы больше, чем Русских и Украинцев.. Да и Меря с Чудью не поисчезала бы, сейчас считают – пятая часть а то и треть среднерусского населения. (и это не считая подавшихся за рубеж – почему то много. верю бабушке, две семьи из четырех к 92-му году были уже не здесь, а за границей..)

Источник информации – Повесть Временных лет (оригинал вроде в Киеве), да и непосредственно передача из уст в уста – за 3 а то и 4 поколения, от родственников. Почему то у нашей народности не очень было принято вести записи, либо – они были и не найдены (ходит легенда про Марийцев – письменность была и до Советского времени, и раньше, что то похожее и у Манси – на березовой коре, зарубки, черточки и рисунки. И что то побольше попрятали в пещере. ) А так – что то было записано по-русски, например, надо внимательно смотреть церковные, и даже планы межевания царские..

Газета.Ru

Час назад

Эрдоган на встрече с Путиным пригласил его приехать с визитом в Турцию

В ответ российский лидер заявил, что принимает приглашение Эрдогана и собирается посетить Турцию в ближайшее время.Газета.Ru

“Обязательно приеду”, – ответил Путин и поблагодарил турецкого коллегу.РИА Новости

Президент Турции назвал целью Москвы и Анкары товарооборот в $100 млрд.РБК

Также Путин сказал, что отношения России и Турции развиваются поступательно.RT на русском

ох уж хитрые они.. Турки с турчанками. Тоже нация, там наших считая кавказцев чуть ли не половина..

а Янычары почти все.. до того, как перебили многих – Турки привозили Славянских и даже Северно-Русских девушек, поэтому многие янычары не отличаются от Русских.. Есть под два метра ростом богатыри и косая сажень в плечах.. преувеличение детское, даже наших родственников Меря в два с половиной метра ростом не было. А вот размах рук два – запросто. Юрий Долгорукий.. тут в прозвище иносказание – на древнем языке это значит – что воевал двумя руками, потом значение поменялось – на длинные. Чисто по – словянски, не из мерянского, ну так он был князь Киевской Руси.

а тем временем..

Майор Гром

вы подписаны

Что там по Авд…? Отличные новости не прекращаются

Вчера

52K прочитали

Продолжаем самым пристальным образом следить за нашим любимым направлением. Сразу скажем, что отличные новости отсюда не прекращаются. Так и продолжают приходить, пусть по одной-две, но зато каждый божий день. Надо отдать должное парням, несмотря ни на что они продолжают делать своё дело. Причём, иногда даже кажется, что ничего им в этом помешать не может. И никто. Небратья тут огрызаются очень хорошо, есть несколько совсем непростых мест, где нашим приходится прилагать очень много сил. Но, как и сказали выше, всё это окупается с лихвой.

Давайте теперь по традиции взглянем на основные точки. Первой, откуда пришли отличные новости у нас идут из района Сокола: тсс – смотреть в оригинале. наш один приехал им на помощь, теперь дело пойдет побыстрее.

по нашей этнике.. из мерян мы.

Клязьма – может толмач сказать – река с рыбой, а может – с тухлятиной и дохлостью. По такой жаре – особенно.. Кто знает, как речная рыбка пахнет? Чуть проще – глубокая темная река, кто не плавает – коле то есть буль буль и умрет – утонет.

Приток клязьмы Нерль – от названия Неро – море, большое (Плещеево) озеро – раньше так и называлось. На древнерусском языке – Меря. Значит и Клязьма из того же языка.

У многих средне – русских названий – этнические корни. Из древних языков финско – угорской группы, но – с влиянием Прибалтов ! Упа, Таруса, Финнов или Карельских племен – ! Ока. Меря или более древних Дьяковцев, индоарийцев – Москва, Сар – Ростов, Кострома, Владимир, Суздаль.

  • более подробно читаем – про основание Москвы, про Костромского боярина с тотемным именем Орел, и про его малый народ – вошедший в Русское княжество, киевскую русь – между прочим, и уже не по секрету – треть если не больше коренных русских Из Мерян. Присоединил Юрий Долгорукий довольно богатый край, с очень трудолюбивым и не сильно воинственным народом. Но – с местными особенностями, всех заставлять креститься и ходить в церковь – это была ошибка. Очень многие погибли в Черемисских войнах. А многие ушли в Казань и к Марийцам. А большая часть стала Русскими, как сказал Ломоносов – Русь это союз. Племен славян и чудских, а всего их несколько десятков – раньше и больше было.

” Рюрик пра­ви­тель Се­ве­ро-Западной (практически территория будущей Новгородской республики) Ру­си в 862 году был приглашён на княжение только зна­тью чу­ди, сло­вен, кри­ви­чей, ме­ри и ве­си. ” а основание Москвы еще через 350 лет – вроде так.

История в историях

4,9K подписчиков

Загадки реки Клязьмы (полная версия)

13 июня

Михаил Леонидович Томилин г. Клин

Схема реки Клязьма с catalog-photo.ru

«Загадочная русская река, ни глубока, ни широка,
Петляя между Волгой и Окой мещерой путь ведет неспешно свой,
И древних русичей преданье, в веках хранит в своем названии.»

(Из Стихотворения «Клязьма» С. Казарин г. Клин)

I

«Кто и когда дал название реке Клязьме, ее этимология», в свете новых данных археологии, антропологии, ДНК – генеологии и лингвистики.

У этимологии реки Клязьма до настоящего времени нет однозначного объяснения. Приведем основные версии названия реки Клязьма.

Схема реки Клязьма с catalog-photo.ru

«По версии филологов Н.В. Морохина и А.А. Арзамазова, название реки допустимо сопоставить с финно-угорским корнем «кельге», известном в марийском языке в значении «глубокий». Имеются и другие предположения, согласно которым, название реки Клязьмы означает: «тёмная вода», «мутная вода», «светлая вода», «желтая вода», «узкая река», «неторопливая», «извилистая … так же название реки может происходить от мордовского слова «каль», что в переводе на русский язык означает «ива», т.е. ивовая река» (из статьи Игоря Крезовского «Тайна названия реки Клязьмы») [1]

Есть и такое предположение, что: «Это фино-угорское название от слова Kolezma, где основа «кол»- означает «рыба», а «зьма» обозначает «река», то есть «рыбная река». [2]

Название реки Клязьма и города Калязина похожи, есть интересная гипотеза из объяснения фамилии Калязин: «Фамилия Колязин образована от прозвища Коляза. Скорее всего, оно восходит к диалектному слова «каляза» – «сырость, непогода, слякоть, ненастье». Вероятно, так называли ребенка, родившегося в ненастную погоду или человека, жившего в болотистой местности, низине. Согласно другой гипотезе, в основе этого прозвища лежит родственный диалектный глагол «каляжиться» – «грязниться, пачкаться» …. .»

(«Происхождение фамилии Колязин» https://names.neolove.ru/last_names/10/ko/koljazin.html ) [3]

По мнению А.С. Лаптева: «Этимологи связывают напрямую происхождение названий рек Клязьмы и Вязьмы. Некоторые исследователи возводят происхождение названия к слову «вязкий», но все же другие, более точные обоснования указывают на иное происхождение. Привлекаются исконно русские основы, но серьезные ученые и исследователи считают их неподтвержденными и в какой-то мере поверхностными. Это созвучный вариант от слова «вязать» или «вяз», некоторые ученые предполагают, что идет он от связывания бассейнов Волги и Днепра.» (из книгиА.С. Лаптева «История географических названий Руси»). [4]

По мнению русского историка и археолога Ивана Забелина (1820-1908): «Имя реки Яузы в древнем монографическом языке в известном смысле может означать то же, что означают имена Вязьма, Вязёмка, Вязёма, Вяз, Уза, то есть вообще связь или вязь, союз одной

местности с другой, или, вернее, одного пути с другим, хотя бы по очень тонкому протоку, какой на самом деле представляет поток реки Яуза». [5]

Добавим к этому списку названия таких рек, как реки Мста – означает мост, Цна – «цной» на Руси назывался смешанное из нескольких разных напитков питьё. Возможно, название реки Цна связано с соединением несколько рек. Названия указанных выше рек встречаются на пересечениях торговых путей.

Как пишетАнатолий Пасхалов: «Некоторые исследователи считают Клязьму самым древним гидронимом Подмосковья, сохранившимся ещё со времени каменного века. Объяснение этого слова требует глубокого лингвистического анализа, и оно, по утверждению учёных, – в будущем.» (из книги Анатолия Пасхалов «Удивительная этимология») [6]

Чтобы ответить на вопрос происхождения гидронима Клязьма, необходимо выяснить какой народ изначально жил на берегах реки. Река Клязьма приток Оки протекает в междуречье Оки и Волги, которые в свою очередь находятся на Русской равнине.

О древнем населении Волго- Окского междуречья.

В Большой Российской энциклопедии(БРЭ), которая озвучивает официальную точку зрения исторической науки сказано: «Во 2-м тыс. до н. э. на тер­ри­то­рию Ирана на­ча­ли про­ни­кать ко­че­вые ин­до­ев­ро­пей­ские (арий­ские) пле­ме­на (индоевропейцы), поль­зо­вав­шие­ся различными иранскими диа­лек­та­ми. Пред­по­ло­жи­тель­но, что они дви­га­лись с се­ве­ра дву­мя пу­тя­ми – вдоль восточного и западного по­бе­ре­жий Кас­пий­ско­го моря. От са­мо­на­зва­ния этих пле­мён (арья) тер­ри­то­рия, за­се­лён­ная ими, по­лу­чи­ла назв. «Стра­на ари­ев» (Ариана). … Во 2-й пол. 2-го тыс. до н. э. на тер­ри­то­рии к югу от Кас­пий­ско­го м., ме­ж­ду Ме­со­по­та­ми­ей и Ин­дом, рас­про­стра­ня­лись индоиранские языки Но­си­те­лей этих язы­ков при­ня­то на­зы­вать ариями …» [7]

Предки арийских племен сформировались на Русской равнине в археологических культурах Шнуровой керамики (КШК), Фатьяновской и Волосовской.

Индолог, доктор филосовских наук Наталья Романовна Гусева в книге «Русский Север – прародина индо-славов» в главе «Реки — хранилища памяти» пишет: «Махабхарата считается величайшим памятником культуры, науки и истории предков всех индоевропейских народов. … В одной из книг «Мхабхараты№ названной «Лесной», описаны священные источники — реки и озера страны древних арьев, т.е. земли, на которой и разворачивались события, рассказанные в великой поэме. Но, говоря об этой стране, названной в эпосе Бхаратой, заметим, что завершающим событием повествования была грандиознейшая битва на Курукшетре в 3102 г. до н.э. … Но где же она находилась, где разворачивались все эти грандиозные события? Этот вопрос волновал исследователей еще в прошлом веке. В середине XIX в. была высказана мысль о том, что такой прародиной являлась территория Восточной Европы. В середине XX в. к мысли о том, что прародина всех индоевропейцев находилась на землях России, вернулся немецкий ученый Шерер, исходивший из того, что, судя по текстам Ригведы и Авесты, в III тыс. до н.э. арьи жили в Восточной Европе …Волго-Окском междуречье есть множество рек, над именами которых тысячелетия оказались не властны. Для доказательства этого не требуется особых усилий. Достаточно сравнить названия рек Поочья с названиями «священных криниц» в Махабхарате, точнее, в той ее части, которая известна как «Хождение по криницам». Именно в ней дано описание более 200 священных водоемов древнеарийской земли Бхараты в бассейнах Ганга(Волги) и Ямуны(Оки)» [8]

В книге доктора химических наук А. Клесова «Происхождение народов очерки ДНК – генеологии» говорится о русах: «… ДНК-генеалогия ввела понятие ариев как род носителей гаплогруппы R1a, которые пришли в Индию (с Русской равнины) в середине II тысячелетия до нашей эры. … арии — это люди. Язык — сопутствующий. … Появились новые источники, как это (для догматов-историков или лингвистов) ни прискорбно. История гаплогруппы R1a — самая древняя, уходит на 5000 лет назад (но можно и удревнять, при выставлении соответствующих определений), она почти в те же времена становится историей русов фатьяновской культуры.» [9]

Отметим, что создатель ДНК – генеалогии А. Клесов считает фатьяновцев предками русского народа: «ДНК-генеалогия получила точный ответ на этот вопрос. «Точный» здесь – это тот, который в максимальной степени согласуется с объективными научными данными. Итак, напомню, что для истории Русской равнины ключевое значение имеют Культура шнуровой керамики и Фатьяновская культура. Первая зародилась примерно 5200 лет назад, а закончилась 4500 лет назад. Именно она перешла в Фатьяновскую культуру, простиравшуюся от Белоруссии до территории нынешнего Татарстана и Чувашии ….
ДНК-анализ показал, что фатьяновцы принадлежат к гаплогруппе R1a, а половина современных этнических русских тоже – R1a.» [10]

Кандидат исторических наук Л.П. Грот в книге «Прерванная история русов» о своей реконструкции начального периода истории русов пишет, что она: «Совпадает с результатами исследований по ДНК-генеалогии. А.А. Клёсов поддержал мое желание «как-то отделить древних русов от древних ариев» и пояснил, что после ухода ариев на восток (ветвь R1a-L342.2) в Восточной Европе осталась ветвь гаплогруппы R1a-Z280, т. е. центральноевразийская ветвь R1a. И именно к ней, подчеркнул А.А. Клёсов, относится большинство современных этнических русских, т. е. по происхождению они имеют с ариями одних и тех же предков, но разошлись, как расходятся братья одного отца. Вот их, указывает Клёсов, справедливо можно назвать русами, тем более что исторического имени у этой ветви нет.

Поэтому русы и арии – два народа-современника, два родных «брата», если хотите, имеющие одну предковую общность, но выделившиеся из нее, как два отдельных субъекта, каждый под своим именем, и прошедшие свой собственный путь в мировой истории. Совпадение названия страны, гидронима и этнонима – в нашем случае, в ареале между гидронимами на рос/рус/рас, известна страна Русь и народ русы – является признаком исконного проживания народа на данной территории. Таким образом, русы – народ одной предковой общности с ариями, историю которого в Восточной Европе есть основания начинать с III тысячелетия до н. э.» [11]

В свете новых данных и исследований, по – мнению кандидата исторических наук Светланы Жарниковой: «Не выявлено исторических причин, которые, могли бы вызвать обязательный, всеобщий уход ариев из своей прародины. Скорее всего большая часть арийских племён («изначальных ариев» – ариев до времени разделения и ухода их части с Русской равнины, их можно назвать русами) осталась дома на Русской равнине в северной и средней её части, став … в том числе и древними предками русского народа.» («Наследие С.В. Жарниковой Исторические ремарки» Максименко Юрий http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/002a/ 1207-mk.pdf) [12]

То есть значительная часть племен ариев осталась на Русской равнине – это были племена русов, племена праславян в тоже время, как и племена ариев ушли с Русской равнины только не на юг, а в Европу.

Время не стоит на месте при археологических раскопках появляются новые находки, а значит и новые данные. На сегодняшний день не известно. где образовалась древняя гаплогруппа R1a с субкладами Z280, М458, а также Z93. Б. Новицкий пишет: «Хотя известно, что первые сегодня обосновались на Русской равнине, вторые там же, а также западнее ее. Третьи же ушли на восток и юг Азии.». О гидронимах он пишет: «Изучение гидронимии Русской равнины натолкнуло на сомнения, связанные с более концентрированием преобладанием древнеарийской гидронимии в основном восточнее ареала КШК. Это не только часть территории фатьяновской культуры, но территория севернее ее. Скажем, Архангельская область, Мурманская, Карелия, север Вологодской области, Ханты-Мансийской АО» (из статьи Бориса Новицкого «Концепция происхождения фатьяновской культуры из КШК «ломается»?» (https://dzen.ru/a/Zf03nCuDexqTm-u0) [13]

В Вестнике Академии ДНК-генеалогии. 17. 02. 2024 года, её основатель доктор химических наук А. Клёсов пишет: «Еще один важный вывод – что из 43 образцов с гаплогруппой R1a в Культуре Шнуровой Керамики (КШК), из которых 6 образцов прошли глубже снипа Z645, и один прошел до Z280, ни одного не было линии Z645 > Z93. В то же время в фатьяновской культуре нашли множество образцов этой линии. Так что почти общепринятая концепция, что фатьяновская культура произошла из КШК, ломается. Поэтому нами условно предлагается вариант, что фатьяновская культура произошла из волосовской (5700 – 5000 лет назад.)». Ан­тро­по­ло­гический тип но­си­те­лей Волосовской кльтуры оп­ре­де­лён как се­вер­ный ев­ро­пео­ид­ный. (Вестник Академии ДНК-генеалогии. т. 17, №2, 2024, с. 243. https://vk.com/doc-86388164_672330016?hash=2hn4Cs5E2f )[14]

Согласно исследованиям, проведённым антропологом Т.И. Алексеевой: «Краниологическая серия, датируемая волосовским временем, в значительно большей степени проявляет сходство с носителями верхневолжской культурыБРЭ: «ВЕРХНЕВОЛЖСКАЯ КУЛЬТУРА, ар­хео­ло­гич. куль­ту­ра ран­не­го не­оли­та в Верх­нем По­вол­жье и Вол­го-Ок­ском ме­ж­ду­ре­чье (кон. 6-го – 1-я четв. 4-го тыс. до н. э.). От­кры­та Д. А. Край­но­вым в 1972.) Т.И. Алексеева утверждает, что: «Картина формирования антропологических черт волосовского населения типична для всего ареала волосовской культуры. … преемственность населения на протяжении весьма длительного времени – от раннего неолита до энеолита. Эта преемственность уходит своими корнями в мезолит. Строго говоря, в данном случае антропология подтверждает точку зрения об автохтонности волосовцев. … Эти особенности строения скелета были унаследованы волосовским населением Русской равнины от своих верхнепалеолитических предков европеоидного антропологического типа … Следует отметить, что выраженность этого – европеоидного – морфологического своеобразия достаточно стабильна на огромных пространствах Русской равнины.» «Происхождение русского народа по данным археологии и антропологии» https://runitsa.ru/publications/25/) [15]

Когда появились так называемые финно – угры (гаплогруппы N1a1) на Русской равнине?

«Общая картина гаплотипов и субкладов показывает, что предки гаплогруппы N1a1 вышли с Урала на Русскую равнину примерно 3500 лет назад. Расчеты для гаплогруппы R1a-Z280 (русов) … дают датировки их общего предка 4700±480 лет назад, то есть ранние расчеты полностью подтверждаются. Как видим, носители R1a-Z280 жили на Русской равнине на тысячелетие ранее, чем носители N1a1.» (из статьи Анатолия Клесова «Как появилась басня о том, что на Русской равнине многими тысячелетиями жили «финские охотники и рыболовы») [16]

Отметим, что славянские племена возвратились на свою прародину лишь в V-VII веках нашей эры, об этом говорит сформулированная на основе последних данных новая парадигма: «Согласно современным данным палеоклиматологии, антропологии, лингвистики, этнографии и других сопредельных наук на территориях европейского Севера России к моменту прихода славян проживали в основном потомки древнего индоевропейского населения (русы), сохранившего архаичнейшие общеиндоевропейские культурные традиции, архаический тип лексики и архаический приледниковый антропологический европеоидный тип.» (сборник научных статей кандидата исторических наук Светланы Жарниковой «АРХАИЧЕСКИЕ КОРНИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ РУССКОГО СЕВЕРА» https://www.booksite.ru/fulltext/zharnik/text.pdf) [17]

Итак, первым населением в междуречье Оки и Волги были древние предки русского народа – русы или русоарии, финно – угорские народы на Русской равнине появились на 1000 лет позже (с учетом представителей Волосовской (1-я четверть 4 тыс. до н.э. – 2 тыс. до н.э.) и особенно Верхневолжской (кон. 6-го – 1-я четв. 4-го тыс. до н. э.) археологических культур почти на 3 тыс. лет позже), а славяне вернулись на свою прародину лишь в V–VIIвеках нашей эры.

Поэтому названия крупных рек Русской равнины и междуречья Оки и Волги давали древние архаичные, близкородственные к славянам племена «изначальных ариев» или русов.

II

Что говорят гидронимы междуречья Оки и Волги

В Большой Российской энциклопедии сказано «Клязьма, ре­ка в Рос­сии, главным образом в Мо­с­ков­ской и Вла­ди­мир­ской об­лас­тях; ле­вый при­ток р. Ока. Дли­на 686 км., пл. бас­сей­на 42,5 тыс. км2. Бе­рёт на­ча­ло на Смо­лен­ско-Мо­с­ков­ской воз­вы­шен­но­сти, про­те­ка­ет по Ме­щёр­ской низ­мен­но­сти. … Основные при­то­ки: Уча, Во­ря, Кир­жач, Пек­ша, Нерль, Уводь, Те­за, Лух (ле­вые); Су­до­гда, Су­во­рощь (пра­вые) …»[18]

Подчеркнем, что: «Анализ гидронимов позволяет проследить этнические и миграционные процессы, пути заселения и направления миграции народов, выявить контакты, системные связи между различными этносами и историческую смену одного этноса другим, воссоздать географические условия местности, исторические события, этнолингвистическое прошлое, представить этнокультурный фон. Язык в таком контексте рассматривается как ключ к новым научным открытиям.» (С. Сейран магистерская диссертация «Национально культурные особенности гидронима Волга в русской языковой картине мира» [19]

Самыми устойчивыми считаются гидронимы, особенно крупных рек и озер: «Наш современник, выдающийся болгарский лингвист В. Георгиев отмечал следующее очень важное обстоятельство: «Географические названия являются самым важным источником для определения этногенеза данной области. В отношении устойчивости эти названия неодинаковы, наиболее устойчивы названия рек, особенно главных (крупных)“. Но для того, чтобы сохранились названия, необходимо сохранение преемственности населения, передающего эти названия из поколения в поколение. В противном случае приходят новые народы и называют все по- своему … в 20-х годах нашего века великий русский ученый академик А. И. Соболевский в своей статье «Названия рек и озер русского Севера»: «Исходный пункт моей работы – предположение, что две группы названий родственны между собой и принадлежат к одному языку индоевропейской семьи, который я пока, впредь до подыскания более подходящего термина, именую скифским».» (из статьи кандидата исторических наук С.В. Жарниковой «Мы кто в этой старой Европе?» http://old.vedanta.ru/library/svami/who_are_we_in_old_Europe.php) [20]

Необходимо сказать о древнем языке русов, приведем мнения Александра Драгункина из его статей и книги «5 сенсаций»: «Язык, произошедший от какого-либо другого языка, всегда получается проще: меньше словесных форм, короче слова и т.д. Человек здесь идёт по пути наименьшего сопротивления. И действительно, санскрит гораздо проще русского языка. Так что можно сказать, что санскрит – это упрощённый древний русский язык, застывший во времени на 4-5 тысяч лет.»

«Арии пришли в Индию, повторяю, с севера (с Русской равнины) или с северо-запада, уже имея свой язык, а не позаимствовав его у местного населения.»

«2600 лет назад санскрит был описан Панини как уже существовавший сформировавшийся язык с конкретной грамматикой, уже развившейся из пракрита/пракритов…. Ведь чтобы стать «письменным» или «сакральным» языком, санскрит всё равно сам сначала должен был быть разговорным ..» [21]

Подчеркнем, он и был разговорным в древности на Русской равнине, свидетельством тому являются сохранившиеся до наших дней гидронимы – названия рек и озер Русского севера и Волго- Окского междуречья, символика русских народных орнаментов, фольклор, о чем в своих книгах говорила кандидат исторических наук С.В. Жарникова –«Гиперборея и горы Меру», «Археология индоевропейской прародины», «Зарождение обрядов и традиций индоевропейцев», «Истоки фольклора Русского Севера», “Золотая нить. Истоки русской народной культуры», «След Ведической Руси».

Кандидат исторических наук Лидия Грот (Попова) пишет о распространении наиболее устойчивых по времени гидронимов с корнями рас, рос, рус: «Исследователи давно обращали внимание на обилие гидронимов в Восточной Европе, в образовании названий которых участвовал корневой компонент рас/рос/рус. В гимнах древнеиндийской «Ригведы» (конец II – начало I тыс. до н.э.) упоминается некая северная река Rasa, которую исследователи отождествляют с авестийской Rangha и с Волгой. В одном греческом трактате III или IV в. н.э., авторство которого приписывается Агафемеру есть упоминание Волги в форме Рос (’Рως).
На пространстве, начиная с Волги/Расы/Рос и до Немана/Рось (Руса), имелись: Рось или Руса, река в Новгородской губернии; Русь, приток Нарева; Рось, знаменитый приток Днепра на Украине; Руса, приток Семи; Рось – Эмбах; Рось – Оскол; Порусье, приток Полиста, …
Итак, перед нами гигантская территория от Волги до Балтики, очерченная однокоренными гидронимами рас/рос/рус. Наличие на этой территории страны Русь и народа русы факт безусловный и общеизвестный, а их нахождение на территории между реками с названием Раса/Руса/Рось/Русь говорит о том, что она должна была быть исконной территорией проживания народа с этим именем» (Л. Грот «Русь имеет глубокие корни в Восточной Европе») [22]

Река Клязьма впадает в реку Оку, а что известно о её древних названиях?

«Река Ока (Оца, Ука, Рута) – одна из древнейших рек России. В “Повести временных лет” сказано: «…а Вятко седе с родом своим на Оце”. Ее название сохраняется неизменным многие столетия. Так рукопись безымянного автора, датированная 982–983 гг. “Области мира от востока к западу” (Худуд – ал-Алем) сообщает: “Река Ука (Рута) течет с горы, находящейся на пограничье между печенегами, мадьярами и Русью. Потом она входит в пределы Руси и течет к славянам” (И.Н. Осипов, 1999).» (Из книги Мамонтова Б.С., Мамонтова Д.Б. «Каменные страницы: Пояс Богородицы») [23]

То есть, когда-то река Ока называлась также и Рута. Известно, что в ряде индоевропейских языках “т” и “с” взаимозаменяемы. Тогда выходит, что река Ока могла когда-то называться и как РУСА!!! Для региона где когда – то жили представители фатьяновской, волосовской и верхневолжской археологических культур – прямые, как оказывается предки русов, это вполне естественное название реки.

Подтвердим высказанное выше мнение тремя базовыми правилами филологии: «Первое: самое главное — костяк согласных. Второе: согласные очень чётко группируются по месту образования во рту — например, Л, Р, Н образуются разными движениями языка, но в одной и той же части нёба. Попробуйте их произнести — и сами убедитесь. Таких цепочек согласных несколько: в-м-б-п-ф, л-р-с-т-д-н, х-ц-к-г-з-ж, в-р-х, с-ц-ч (джь) Когда слово заимствуется, возможна замена букв в соответствии с этими цепочками. И третье правило: при переходе из одного языка в другой слово может только укорачиваться, причём чаще всего пропадает первый слог. (из книги А. Драгункина «5 сенсаций»)»[24]

То есть Волга имела название Рос, а Ока – Руса значит был древний центр русов в междуречье Оки и Волги.

О истоках народа русь Лидия Грот пишет: «С той частью индоевропейского субстрата, который предположительно стал формироваться в Восточной Европе в течение III–II тысячелетий до н. э. с началом миграций и оттока индоевропейцев на юг и восток Азии. Согласно моим начальным исследованиям, наличие этого индоевропейского субстрата можно предполагать не только на юге, но в центре и на севере Восточной Европы. Именно в этой индоевропейской субстратной среде (среди русов) расселялись восточные славяне. (из книги Лидии Грот «Прерванная история русов»). [25]

То есть русы в междуречье Оки и Волги были автохтонным населением, финно-угорские народы пришли на Русскую равнину пришли более чем на 1000 лет позже русов, а славяне лишь в V-VII веках н.э., поэтому название реке Клязме давали русы, говорившие на древнем индоевропейском языке – прасанскрите.

В начале статьи в одной из версий говорилось, что название реки Клязьмы произошло от слова Kolezma, где основа «кол» на финно-угорском означает «рыба», но это название дали племена ариев или русы.

Здесь уместно привести этимологию города Калязин, его название созвучно с рекой Клязьмой: «Название Калязина (в древности Колязина) связывают, по одной из версий, с боярином Иваном Колягой– богатым местным землевладельцем, который, потеряв семью, ушёл в Троицкий Макарьев монастырь и передал ему все свои владения (об этом говорится в «Житии преподобного Макария»). Его прозвище было образовано от древнерусского слова «коляга», в основе которого находится слово «коло» (круг) и которое имеет целый ряд значений в разных русских диалектах» («Интересное о городе Калязин» http://www.kalyazin.ru/main/city.php) [26]

По – мнению писателя С.Т. Тимофеева: «Синоним слова «солнце» — коло. Буквально огненный круг, небесное колесо, коловрат … вращающейся «посолонь», то есть в виде огненного креста с завихренными лучами. В слове «коло» первоначальный смысл несколько размыт звучной, «круглой» буквой о, существующей в «акающем» русском языке для благолепного звучания, для выпевания его голосом. Стоит насытить практически любое славянское слово этим звуком, и оно уже покатилось – крава – корова, млеко – молоко (отсюда млечный путь), славий – соловей. Чувствуете, как значительно меняется смысл и содержание? Это же самое происходит и с коло, несущее в себе средний род, как и солнце. В его «служебной» форме – кла (кля)- тот же час высвечивается значение слова «к ла», то есть к семени относящийся, само суть семя, оплодотворяющее землю…» (из книги Сергея Алексеева «Сорок уроков русского») [27]

Возможно название реки Клязьмы означает оплодотворяющая, дающая влагу земле.

Л.П. Грот в книге «Прерванная история русов» пишет: «Есть параллели для древнерусской Колы в санскрите. По мнению известного индолога Н.Р. Гусевой, древнерусское солярное коло сближается с санскритскими кхала – «солнце», а также с гол – «солнечный шар» и гола – «круг, сфера». Отсюда и коловрат – восьмиконечная свастика, или знак вращения солнца. Стоит, на мой взгляд, обратить внимание и на индийский праздник весеннего солнцестояния в честь Кришны, называемый Холи. Однако есть ли здесь родство с древнерусским коло, могут определить только специалисты-индологи…. «Есть достаточно много свидетельств об укоренённости солнцепоклонства в древнерусской традиции. А.Н. Афанасьев приводит замечание Кирилла, епископа Туровского (ум. до 1182 г.), о том, что благодаря христианству «уже бо не нарекутся богом стихиа, ни солнце, ни огнь» (Л.П. Грот «Прерванная история русов») [28]

Если кол – коло – это солнце, тогда река Клязьма может переводится, как Солнечная река, или река на которой жили солнцепоклонники.

Река Клязьма получила свое название от русов – солнцепоклонников в глубокой древности, прав был Анатолий Пасхалов написав, что: «Некоторые исследователи считают Клязьму самым древним гидронимом Подмосковья, сохранившимся ещё со времени каменного века

III

Река Клязьма и древние торговые пути

Торговые пути Руси (иллюстрация с сайта http://samlib.ru/img/u/utochkin_w_n/bozhijotrok/) [29]

Принято говорить о торговых путях, выражение торговая дорога использовалась очень редко. Путь – общеславянское слово индоевропейского происхождения. В древнеиндийском находим panthas — «дорога, путь», и в словаре Срезневского драга – дорога, путь. По- нашему мнению, путь показывает общее направление движения, то есть движение не по строго определенной дороге, а на выбор соблюдая только направление. Этот выбор позволяла делать густая сеть рек Русской равнины и Волго – Окского междуречья, где течет река Клязьма.

Какие торговые пути были рядом с рекой Клязьмой?

Торговые пути Руси(иллюстрация с сайта http://samlib.ru/img/u/utochkin_w_n/bozhijotrok/) [29]

Назовем основные. Во-первых, путь из Варяжского (Балтийского) моря к Новгороду, от него через реку Волхов – реку Мста – реку Цна – реку Тверца через Волгу в Каспийское море, далее в Персию, и через неё в Индию.

Во-вторых, это важный торговый путь на пути из Новгорода в Рязанские и Московские земли, где ключевым пунктом был Волок Ламский. Он проходил из Новгорода по pеке Мста – реке Тверца – реке Волга – по ее притоку реке Шоше – река Лама – река Руза – река Москва из неё в реку Оку.

В-третьих, от области верхнего Дона и верхней Оки к древнему Великому Ростову и Владимиру в Суздальскую землю. По Оке затем по ее притоку реке Москве – реке Яузе (московской), в реку Всходню (Сходню), далее волоком у Мытищ в реку Клязьму. У И.Е. Забелина читаем: «По крайней мере, этою дорогою ходили в Суздаль и Владимир не только из Чернигова, но и из Киева».

Река Клязьма главный северный приток реки Оки (длинна 686 километров), ее особенность в том, что она протекает между реками Волгой и Окой, её северные притоки подходят близко к южным притокам Волги, а южные притоки Клязьмы близко подходят к северным притокам Оки, то есть можно было использовать волоки (Волок – это перевал в верховьях рек различных или одного бассейна, происходит от слова «волочить» – тащить. Это позволяло купцам с товарами свободно менять маршруты движения по рекам, используя большое количество волоков.

Благодаря такому расположению Клязьмы столица княжества Владимир была соединена водными торговыми путями практически со всеми значимыми городами Владимиро – Суздальского княжества, такими как Ростов, Суздаль, Ярославль, Кострома, Тверь и другими

Для разных рек, должны были быть соответствующие лодки для перевозимого товара. В словарях Срезневского, Даля и Дьякова найдём название таких лодок и судов: ловша – судно у новгородцев и немцев, а так как Новгород стоит на реке Волхов, это скорее всего судно для реки и моря, байдак – речное судно с одним большим парусом, ушкуй – вид ладьи, а также буса, насад, оляд, брюкиш, учан, оснач, побус, лойва, кербат и другие. То есть в зависимости от планируемого маршрута торгового пути выбирались соответствующие ему суда и лодки.

Были такие суда, как повозок с мелкой осадкой и набойница – большая лодка, перевозящая 500 – 600 пудов, пуд 16 килограмм, то есть от 8 до 9,6 тонн. По небольшим рекам использовали лодки и суда, которые перевозили не более 200 – 250 пудов или 3 – 4 тонны.

Изменение маршрута движения в древности было связано с опасностью нападения на купцов. Откуда и появилось слово путать и запутать, с корнем пут, однокоренные со словом путь. Поэтому перед началом движения караванов речных судов, выбиралось несколько маршрутов движения. Посылались логотаи – разведчики, проверялись маршруты, в зависимости от состояния рек, в паводок после схождения льда или в летний период. Заранее договаривались о нужном количестве лодок на волоках, лошадях и найме людей.

По – нашему мнению по волокам лодки с товаром не волокли, просто на другом конце волока стояло нужное количество лодок, делать их наши предки умели, а волокли или перевозили товары. Волоки достигали длинны в несколько километров, представьте, что стало бы с судами и лодками, если по бревенчатым настилам их волочить – их конструкции расшатались бы, стерлась бы смола, то есть пришли бы в негодность и потребовался бы капитальный ремонт.
Да и дважды товар перегружать смысла не было, а товар был не легкий Из Новгорода, Твери, Владимира вывозили меха, керамику, пеньку, лён, мёд, воск, кожи, смолу, скатный речной жемчуг и изделия из него, ремесленные товары, а ввозили: пшеницу, сукно, металлы, оружие, вино, предметы роскоши. На мелких местах реки могли снять часть товара с лодок и перевозить на лошадях.

Таким образом передвижение купцов с товарами по торговым путям и дорогам было делом не простым, всё заранее продумывалось, согласовывалось и разведывалось. Наши предки были людьми смелыми и находчивыми могли в те далекие от нас времена преодолевать огромные расстояния, доставляя товары в сохранности.

Поэтому и первые два пути при возникновении непредвиденных обстоятельств, при возникновении усобиц князей или бояр, действий разбойников, или природных катаклизмов могли при изменении маршрута пройти через реку Клязьму.

Например, если нельзя было проплыть по Ламе через Волк Ламский и попасть в Москву реку, а затем в Оку, тогда можно было изменить маршрут и проплыть через реку Дубну южный приток Волги, далее по ее притоку реке Сестре в озеро Сенеж, через него в реку Едомка, а от истока реки Едомки до верховьев Клязмы было расстояние около 3 верст, по протокам верхового болота, которое питало реки Истру, Клязьму, озеро Сенеж и реку Сестру можно было без особого труда попасть в реку Клязьму.

О верховых болотах в Большой Российской энциклопедии (БРЭ) сказано: «Верховое болото (оли­го­троф­ное бо­ло­то), тип бо­ло­та, пи­та­ние ко­то­ро­го осу­ще­ст­в­ля­ет­ся за счёт ат­мо­сфер­ных осад­ковВерховые болота рас­по­ла­га­ют­ся большей частью на во­до­раз­де­лах и фор­ми­ру­ют­ся пре­им. из бо­лот дру­го­го ти­па в ре­зуль­та­те при­рос­та тор­фа и от­ры­ва кор­не­оби­тае­мо­го слоя от грун­то­вых вод. Со вре­ме­нем по­верх­ность Верховое болото ста­но­вит­ся вы­пук­лой, с воз­вы­ше­ни­ем цен­тра над края­ми до 7 м и бо­лее. Вцен­тре об­ра­зу­ют­ся гря­ды, мо­ча­жи­ны, раз­де­ляе­мые вто­рич­ны­ми озер­ка­ми и протоками». [30]

В древности река Клязьма, как и другие реки, берущие начало в верховых болотах Клинско – Дмитровской гряды были намного шире и глубже, о чем свидетельствуют сохранившиеся старые русла и огромные поймы рек.

Фрагмент карты межевания В.С. Кусова

Так же, если по каким – то обстоятельствам нельзя было перебраться по волоку у Мытищ в Клязьму, тогда можно было изменить маршрут и поплыть по большому кругу по Оке, до впадения в неё Клязьмы и по ней до Владимира.

Таким образом Клязьма соединяла все основные водные торговые пути в случае опасности при изменении маршрута, могли пройти через неё.

Есть интересная версия Т. Р. Галеевой о названии реки Клязьма: «вторая часть в слове — искаженное сима с санскрита «граница, край кромка»; имеет также смысл «клятвенная граница» (Т. Р. Галеева «Гидронимы Камешковского района Владимирской области» из материалов XX Открытой конференции студентов-филологов в СПбГУ 2017 года) [31]

Схема из свободного доступа в интернете

На основе археологических исследований курганных погребений, считается что по рекам Клязьма, Воря и Москва до впадения её в Оку, проходила граница племенами вятичей и кривичей. До вятичей и кривичей так же примерно могла проходить граница между племенами русов – мерей и муромой.

Существует обоснованная версия, что летописные племена чуди, веси, мери и муромы относятся к древнерусским или русоарийским племенам, названия этих племен известны из «Повести временных лет», но они нигде не названы финскими или финно-угорскими (это отдельная большая тема почему эти племена не финно- угорскими).

В «Повести временных лет» (ПВЛ), которая не сохранилась до нашего времени, но на ее основе составлены Лаврентьевская и Ипатьевская летописи. Лаврентьевская летопись гласит: « ... рѣша Русь Чюдь [и] Словѣни и Кривичи всѧ землѧ наша велика и ѡбилна а нарѧда в неи нѣтъ да поидѣте кнѧжитъ и володѣти нами». Ипатьевская летопись повествует: « … ркоша Русь Чюдь Словенѣ Кривичи и всѧ землѧ наша велика. и ѡбилна а нарѧда въ неи нѣтъ да поидете кнѧжит̑ь и володѣть нами.».

Кандидат исторических наук Л.П. Грот отвечая автору статьи на вопрос о племенах чюди, мери, веси и муромы пишет: «Племена чудь и меря были изначально древнерусскими или русоарийскими. Это видно из такого источника, как “Сказание о Словене и Русе”. Тоже самое и мурома.» [32]

У Л.П. Грот есть работы по этой теме «Русь и чудь в древнерусской истории», «Как летописная чудь превратилась в эстонские племена», «Материнское имя Руси» и книга «Прерванная история русов».

Интересно, что южная граница Владимиро-Суздальского княжества или Северо-Восточной Руси проходила практически по реке Клязьме.

IV

В заключении расскажем и о древних до летописных городах, построенных русами задолго до прихода славян, которые так же между собой соединяла река Клязьма.

Рядом с новыми построенными городами стояли более древние русские города, которые по данным археологов существовали в одно время. Приведем примеры.

Переяславль Залесский возник рядом с древним городом Клещиным.

Город Переяславль Залесский основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким на болотистой равнине в месте впадения реки Трубеж в Плещеево озеро, в центре Ростово-Суздальского княжества. Считается, что Долгорукий хотел сделать этот город столицей княжества, а потому он был одним из самых больших на Руси того времени.

Предшественник современного города Переславля-Залесского – город Клещин находился на северо-восточном берегу Плещеева озера, название древний город получил от озера, древнее название которого было Клещино (от клещать – плескать) Примерно в 5 км от города Переславль-Залесский находится село Городище, получившее название от места где был расположен старинный город Клещин. “Переяславль переведе от клещина” сообщает летописец, но Клещин по данным археологов продолжал себе жить до XV – XVI веков. «Клещин — исчезнувший древнерусский город (XI-XII века) близ Плещеева озера, предшественник Переславля-Залесского. Входил в Ростовское княжество.

От древнего города Клещина сохранилось полукилометровое кольцо валов высотой до 3,5 метров, охватывающее площадь около 2 га (175 х 120 м). На месте, где когда-то находились четыре проездные башни — разрывы в валу. Поселение исследовалось П. С. Савельевым, К. И. Комаровым. Найдены обломки древнерусской керамики, клад с монетами XV века (зарыты уже после того, как город опустел).

Сейчас рядом с городищем находится село Городище — сохранившийся посад Клещина. На посаде найдена уникальная подвеска X—XI веков с личным знаком одного из князей Рюриковичей.” («Городище Клещин» http://dostoyanieplaneti.ru/3719-gorodishche-kleshchin) [33]

По археологическим находкам Историки считают, что старый Клещин простоял вплоть до 15-16 веков.

По – нашему мнению город Клещин более древний, мог быть основан еще до прихода киевских князей отметим, что при раскопках найдены арабские саманидские и аббасидские монеты 850-900 годов, как видим IX век.

Город Дмитров (сейчас Московская область) князь Юрий Долгорукий основал в 1154 году в заболоченной долине реки Яхрома, у подножия холма, на месте ранее существовавших здесь славянских поселений. Назван город в честь сына Юрия Долгорукого Всеволода Большое гнездо, который в крещении был назван Дмитрием.

Рядом с Дмитровом, в 11 километрах вверх по реке Яхроме находился древний русский город Вышгород (или Великое Полюдье)

«В архивах Музея-заповедника «Дмитровский кремль» хранится рукопись Н. Марковой, сотрудницы Академии материальной культуры, которая в 1920 г. проводила экспедицию в районе Спасо-Влахернского монастыря, собирала этнографический материал. Она посетила и окрестности Барановой Горы. Маркова записала рассказы жителей ближайших населённых пунктов, села Ильинского и деревни Пурихи, об этом необычном и загадочном месте. «Здесь был город “Великое Полюдье”, занимал много-много места, улицы его тянулись на 30 вёрст, и стоял в этом городе “Кремль” на высокой горе, и назвали его Вышгород

В отчёте о проведённой на Барановой Горе в 1933 г. археологической разведке О.Н. Бадер отмечал, что краеведами на городище были обнаружены фрагменты сетчатой керамики дьяковского типа (в ходе археологических работ под руководством Бадера подобных находок обнаружено не было)5. А в книге поступлений Дмитровского музея существует запись от 1923 г. о передаче в фонды трёх железных наконечников стрел, найденных на Баран-горе …найденные наконечники согласно типологии, предложенной А.Н. Кирпичниковым. В частности, черешковые ромбовидные наконечники указанных размеров можно отнести к типам 46 и 48, которые имеют широкие хронологические рамки IX–XIV веков, и повсеместное распространение, особенно в северной половине Европейской части России» (Роман Николаевич Сунгуров «Городище Вышгород-на-Яхроме: история и современное состояние» https://www.i-podmoskovie.ru/history/gorodishche-vyshgorod-na-yakhrome-istoriya-i-sovremennoe-sostoyanie ) [34]

По – нашему мнению город был намного древнее Дмитрова, а название города Вышгород (Великое Полюдье) было распространенным в Северо – восточной Руси.

Город Юрьев Польский на реке Колокше, притоке Клязьмы, основанный Долгоруким в 1152 году, получил имя в честь своего основателя князя Юрия, а дополнение «Польский» приобрел потому, что находился в самом центре Владимирского Ополья – равнины так же с «юрьевским чернозёмом». Строить город-крепость в этом месте имело смысл только для удержания под контролем именно плодородной чернозёмной земли. Но, рядом в 10 километрах был древний город Мстиславль.

«Мстиславль — исчезнувший древнерусский город во Владимиро-Суздальской земле. Располагался в 11 км к северу от Юрьева-Польского на месте красносельского села Городище (Числовские Городищи) на правом берегу реки Гза. Упоминается в Списке русских городов дальних и ближних в четырнадцатом веке.

По одной из версий, был основан в конце XI века сыном Владимира Мономаха новгородским князем Мстиславом Владимировичем, являвшимся в 1094—1095 годах держателем Ростовской земли. Не исключено, что город основан в те же годы самим Владимиром Мономахом и назван в честь сына. В непосредственном соседстве от Мстиславля в 1216 году произошла битва на Липице — одно из крупнейших сражений времён междоусобных войн.

Сохранились остатки овального древнего городища XI—XIII веков, образующий кольцо и окружённый рвами земляной вал высотой до 5 м.Территория села – всхолмление среди болотистой низины правобережья р. Гза, у оврага Волот.» Поселение, на месте городища, как показывают находки в предматериковом слое, возникло в VII – X вв …» («Городище Мстиславль» http://dostoyanieplaneti.ru/3690-gorodishche-mstislavl) [35]

Подчеркнем, что город Мстиславль упомянут в “Списке русских городов дальних и ближних“ конца XIV века, то есть существовал параллельно с Юрьевым Польским

Ростов Великий – один из древнейших городов России, официальное летосчисление ведёт от 862 года. Опять же рядом с ним на берегу реки Сара «близ ее впадения в озеро Неро, к 15 км к югу от древнерусского города Ростова, находилось Сарское городище. «Река Сара есть и в центре Москвы, правда сейчас заключённая в коллектор. Эта Сара является притоком Москва-реки. На санскрите, «сара» означает «ручей», «энергия», «главный пункт».(«Санскритские названия в центре России — Великий Устюг») [36] Название реки Сара как видим название не «финно – угорское» и жили там славяне.

О названии города Ростова. У Василий Флоринский в своём труде «Первобытные славяне по памятникам их доисторической жизни» разобрал происхождение слова город подчеркнув, что в летописи Нестора пишется не град, а именно город, где буква «о» коренная: «Тогда город в древнем этимологическом значении сопоставим со словом гора, от санскритского «ghiri», в русском языке горою называется возвышенность, в том числе высокий речной берег». Далее Флоринский сравнивает немецкое «berg», славянское берег и немецкое «burg», которое взято так же от горы – выдающейся возвышенности или высокого речного берега. Поэтому, как пишет Флоринский: «С горою может быть связано первое представление о естественной крепости» и тогда слова «городить» и «огораживать» появились позднее от слова «город».

О появлении в слове город буквы «д»: «Тогда буква «д» в слове город должна принадлежать другому слову. Как сложное слово «город» таким образом производили от слов «гора» и «род», племя, то есть центр или место управления при первоначальном родовом складе общины». [37]

Тогда по аналогии Ростов – от рост, рост сложно составное слово. Состоящее из «рос» и «ст», где «ст» – это стан. (У Флоринского: «Есть ещё один санcкритский корень «stana», «stand», откуда и славянский стан – стоянка, полевое укрепление»). Поэтому вполне может быть, что Ростов означает росов (русов) стан, то есть город русов.

«Сарское городище или «Мерянский Ростов» укреплённое поселение VII — начала XI веков в Ярославской области. Находится южнее озера Неро, в излучине реки Сара, к югу от станции Деболовская…. В Х в. площадь городища достигала 3 га. Среди находок — два клада дирхемов начала IX в., финские и скандинавские украшения IX—XI вв., предметы вооружения, ремесленные инструменты. Городище окружено неукрепленным посадом.»

Историки считают, что город Владимир-на-Клязьме был основан Владимиром Святославичем в 990 году, а по летописным данным город заложил в 1108 году Владимир Мономах. Князь Андрей Боголюбский перенес в него столицу своего княжества, опасаясь противодействия ростовских и суздальских бояр. Опять же рядом Сунгирское городище, которое находится в 16 километрах от Владимира.

«Сунгирское городище. Рядом с палеологической стоянкой Сунгирь, на высоком краю левобережной клязьминской гряды, сохранилось кольцо земляных валов древней крепости 12-го века, основанной на месте меряно-славянского поселения 7-11 вв. над устьем оврага и излучиной Клязьмы. Сунгирское поселение под Владимиром играет роль, схожую с Сарским городищем под Ростовом. Это крупный укрепленный населенный пункт, ведущий активную торговлю и являющийся оплотом княжеской администрации в мерянских землях Северо – Восточной Руси. Хронологически поселение существует с VII по XII вв., хотя не исключено (по керамическому материалу – наличие фрагментов краснолощенной керамики говорит о его существование в XIII – XV вв.» («Седыш-Град» http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/vladimir/z/37-1-0-2372) [38]

Из выше изложенного можно сделать следующий вывод. Большинство летописных городов и старые города русов существовали в одно время. Новые летописные города контролировали наиболее богатые, плодородные земли, водные и пешеходные торговые пути, проходившие через земли Северо – Восточной Руси.

Библиография

1. Крезовский И.Тайна названия реки Клязьма [Электронный ресурс] Крезовский И. Вязники.РФ https://xn--b1akdajq8j.xn--p1ai/2023/11/03/tajna-nazvaniya-reki-klyazmy/

2. Почему русские реки так странно называются? [Электронный ресурс] яндекс дзен Журнал «Лучик» https://dzen.ru/a/XXL9KKZg1wCzs89L

3. Происхождение фамилии Колязин [Электронный ресурс] https://names.neolove.ru/last_names/10/ko/koljazin.html

4. Лаптев А.С. История географических названий Руси [Текст]: Лаптев А.С М: Научная книга 2008 – 390 с.

5. Забелин И.Е. История города Москвы [Текст]: Забелин И.Е. М: Столица 1990 – 656 с.

6. Пасхалов А.П. Удивительная этимология [Текст]: Пасхалов А.П М: Энас книга 2008 -176 с.

7. Кирчо Л. Б., Зайцев В. Н. Иран. Исторический очерк: археология история), [Текст]: Кирчо Л. Б., Зайцев В. Н. [Электронный ресурс] Большая Российская энциклопедия https://old.bigenc.ru/geography/text/2019712

8. Гусева Н.Р. Русский Север – прародина индо-славов [Текст]: Гусева Н.Р М: Вече 2003 – 416 с.

9. Клёсов А.А. Происхождение народов очерки ДНК – генеологии [Текст]: Клёсов А.А. М: Наше Завтра 2021 – 623 с.

10. Клёсов А.А. Корни русских найдены. Соловьи информационной русофобской войны посрамлены» [Текст]: Клесов А.А [Электронный ресурс] http://www.km.ru/science-tech/2016/07/26/istoriya-rusi/781221-professor-klesov-korni-russkikh-naideny-solovi-informat

11. Грот Л.П. Прерванная история русов [Текст]: Грот Л.П.М: Вече 2013 184 – с.

12. Максименко Ю. Наследие С.В. Жарниковой Исторические ремарки [Текст]: Максименко Ю. [Электронный ресурс] https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1714114676&tld=ru&lang=ru&name=1207-mk.pdf&text=%D0

13. Новицкий Б. Концепция происхождения фатьяновской культуры из КШК «ломается»? [Текст]: Новицкий Б. [Электронный ресурс] яндекс дзен https://dzen.ru/a/Zf03nCuDexqTm-u0

14. Вестник Академии ДНК-генеалогии. т. 17, №2, 2024, с. 243. https://vk.com/doc-86388164_672330016?hash=2hn4Cs5E2f

15. Тюняев А.А. «Происхождение русского народа по данным археологии и антропологии» [Текст]: Тюняев А.А. [Электронный ресурс] https://runitsa.ru/publications/25/)

16. Клесов А.А. Как появилась басня о том, что на Русской равнине многими тысячелетиями жили «финские охотники и рыболовы» [Текст]: Клесов А.А. [Электронный ресурс] https://pereplet.ru/text/klyosov10dec23.html

17. Жарникова С.В. Архаические корни традиционной культуры русского севера [Текст]: Жарникова С.В [Электронный ресурс] https://www.booksite.ru/fulltext/zharnik/text.pdf

18. Большая Российская энциклопедия Клязьма [Электронный ресурс] https://old.bigenc.ru/geography/text/2074827

19. С. Сейран магистерская диссертация Национально культурные особенности гидронима Волга в русской языковой картине мира [Текст]: С. Сейран [Электронный ресурс] http://elib.rshu.ru/files_books/pdf/rid_379f9107634f4735836c6ff459bd375f.pdf

20. Жарникова С.В. «Мы кто в этой старой Европе?» [Текст]: Жарникова С.В. [Электронный ресурс] Журнал “Наука и жизнь”, 1997, №5 http://old.vedanta.ru/library/svami/who_are_we_in_old_Europe.php

21. Драгункин А. 5 сенсаций [Текст]: Драгункин А С-П: Умная планета 2009 -576 с.

22. Грот Л.П. Русь имеет глубокие корни в Восточной Европе[Текст]: Грот Л.П. [Электронный ресурс] Переформат.ру http://pereformat.ru/2012/12/rus/

23. Мамонтова Б.С., Мамонтова Д.Б. Каменные страницы: Пояс Богородицы [Текст]: Мамонтова Б.С., Мамонтова Д.Б М:Красанд 2009 – 48 с.

24. Драгункин А. 5 сенсаций [Текст]: Драгункин А С -П: Умная планета 2009 -576 с.

25. Грот Л.П. Прерванная история русов [Текст]: Грот Л.П.М: Вече 2013 184 – с.

26. Интересное о городе Калязин [Текст] [Электронный ресурс] Сайт города Калязин http://www.kalyazin.ru/main/city.php

27. Тимофеев С.Т. Сорок уроков русского в 2 томах [Текст] Тимофеев С.Т М. 2013

28. Грот Л.П. Прерванная история русов [Текст]: Грот Л.П.М: Вече 2013 184 – с.

29. Торговые пути Руси[Электронный ресурс] иллюстрация с сайта http://samlib.ru/img/u/utochkin_w_n/bozhijotrok/)

30. Сирин А. А. Верховое болото [Текст]: Сирин А. А. [Электронный ресурс] Большая Российская энциклопедия https://old.bigenc.ru/geography/text/1910161

31. Галеева Т.Р. Гидронимы Камешковского района Владимирской области [Текст]: Галеева Т.Р. [Электронный ресурс] материалы XX Открытой конференции студентов-филологов в СПбГУ 2017 года https://sfk.spbu.ru/ru/issues/3436/3438/1723

32. Томилин М.Л Ответы Л.П. Грот о принадлежности племен чудь, меря и мурома изначально к древнерусским или русоарийским племенам [Текст]: Томилин М.Л [Электронный ресурс] яндекс дзен https://dzen.ru/a/ZhvlzK3GhBDieCKr

33. Городище Клещин [Текст] [Электронный ресурс] Достояние планеты https://dostoyanieplaneti.ru/3719-gorodishche-kleshchin

34. Сунгуров Р.Н. Городище Вышгород-на-Яхроме: история и современное состояние [Текст] : Сунгуров Р.Н [Электронный ресурс] https://www.i-podmoskovie.ru/history/gorodishche-vyshgorod-na-yakhrome-istoriya-i-sovremennoe-sostoyanie

35. Городище Мстиславль»[Текст] [Электронный ресурс] Достояние планеты

http://dostoyanieplaneti.ru/3690-gorodishche-mstislavl

36. Санскритские названия в центре России — Великий Устюг[Текст] [Электронный ресурс] Великий Устюг http://veligrad.ru/2017/12/03/sanskritskie-nazvaniya-v-tsentre-rossii/

37. Флоринский В.М. Первобытные славяне по памятникам их доисторической жизни. Опыт славянской археологии 1том [Текст]: Флоринский В.М. М: Белые Альвы 2015 – 354 с.

38. Седыш-Град[Текст] Н[Электронный ресурс] Владимирское краеведение http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/vladimir/z/37-1-0-2372

Борис Андреев

1 ч

Много чуши понаписали народные этимологи. Пусть попутно объяснят наличие реки Клязьма на Таймыре. :))

1

я объясню.. Родственница в Татарстане – Зеленодольск. Юмал – земля (маа) , божественная (Юма атя – главный бог, отец.) Колыма – несколько подальше – за Якутией, та же народность назвала.. Точнее – туда пошли и походу не вернулись, либо там или по дороге все умерли. Страшное слово слышится. Это сейчас думают, что раньше ну там за 10 верст ходили, не так все это. Могли и на тысячи километров передвигаться, и даже не на конях. Читаем про переселение Всех венгров – с юга Урала примерно, в Венгрию – это нам родственный народ, русским – половине, финнам , карелам, эстонцам , манси. По – видимому, из -за столкновений с тем же Батыем, татаро-монголами.

История в историях

4,9K подписчиков

О названии неизвестного славянского племени междуречья Клязьмы и Волги.

Михаил Леонидович Томилин г. Клин В статье «Восточно – славянское племя сведения о котором до нас не дошли. Меря» мы рассмотрели вопрос о племени, проживавшем в междуречье рек Клязьмы и Волги, или на территории Ростово- Суздальской земли. В данной статье попытаемся ответить какое название было у этого племени, и что в памяти народной сохранилось о нем. Еще раз отметим, что: «Своеобразие языковых черт диалекта Ростово-Суздальской земли, откуда затем вышло Московское государство, дали основание таким исследователям как Б…

2 года назад • 2,1K просмотров

История в историях

4,9K подписчиков

Три попытки присоединения к Руси Ростово – Суздальской земли.

Михаил Леонидович Томилин г. Клин В данной статье рассмотрим вхождение Ростово- Суздальской земли (междуречья Клязьмы и Волги) в Русское государство и времени завоевания ее киевскими князьями. Согласно «Ска­за­нию о при­зва­нии ва­ря­гов», которое находится в «Повести временных лет» (ПВЛ), Рюрик пра­ви­тель Се­ве­ро-Западной (практически территория будущей Новгородской республики) Ру­си в 862 году был приглашён на княжение только зна­тью чу­ди, сло­вен, кри­ви­чей, ме­ри и ве­си. Процитируем ПВЛ о призвании Рюрика в переводе О…

2 года назад • 137 просмотров

..

Понаехали⁠⁠

Я таксую в Москве, знаю несколько языков. Недавно забирал пассажиров из театра. Сели супружеская пара из Китая сзади и бабуля русская с переди. Было 2 адреса, сначала бабулю в сторону Марьино и китайцев в Царицыно. Всю дорогу эти китайцы были недовольны представлением в театре, потом перешли обсуждать русских. И вот тут я не выдержал и сказал на китайском что нехорошо обсуждать других думая что мы не понимаем. Сказать что они были в шоке…Я сам офигел когда рядом сидевшая бабушка на совершенном китайском тоже выразила своё недовольство. 🤣. В итоге сначала пришлось отвезти китайцев, а потом бабулю. Зовут её Ирина Васильевна, сказала что после войны её отец служил в Нанкине, и в1945 она родилась там, потом в начале 60х переехала в Москву.

Москва – перекресток семи дорог . Столица мира. Третий Рим – кто там спорит?

Related Images: