на первый взгляд не связано
https://dzen.ru/video/watch/637a35ec1641632d1a479f52
https://dzen.ru/video/watch/669aa1d12285355a9b203597
https://dzen.ru/video/watch/66855f073acc616413924f7
73,6K подписчиков
В X веке Киев был столицей России, а не Киевской Руси – так записал в своем труде византийский император Константин Багрянородный
Сегодня
432 прочитали
Еще в середине X века, когда на Руси княжили Святослав Игоревич и его мать княгиня Ольга, византийский император Константин Багрянородный в своих основополагающих трудах «Об управлении империей» и «О церемониях» назвал Киевское княжество Россией (или Росией, что, в принципе, неважно). Точно так же начали называть государство русов и многие другие европейские правители, а сами русы вспомнили об этом названии только в XIV столетии, когда пришла пора создавать свое единое государство.
Константин VII Багрянородный (905-959 гг.). Древняя византийская мозаика
Все любители отечественной истории прекрасно знают, что никакой Киевской Руси не было как таковой, а была просто Русь. Правда, кое-кто все же решается назвать Русь Древнерусским государством, потому что все же Русь – понятие географическое, а не политическое. А поскольку в те первые столетия своего существования Древнерусское государство на самом деле никаким государством не являлось, то потому и понятно, почему слово Русь использовалось в пределах самой Руси именно как географическое понятие.
И в этом плане понятие «Киевская Русь» можно как-то обосновать, но реально у него был конкретный политический синоним – Киевское княжество.
Дело в том, что Русь была страной практически независимых городов-государств (полисов), хотя все они и платили дань прямым потомкам Рюрика, засевшим в Киеве. Ясно, что если бы эти потомки засели в Новгороде или Смоленске, то все остальные Рюрикович платили бы дань или в Новгород, или в Смоленск. Тем более что все князья, «сидевшие» в Киеве, не имели титула верховного правителя, а были просто «великими» киевскими князьями. То есть, титул «великий» обозначал только старшинство над князьями других городов-государств, но вмешиваться в их внутреннюю политику ни один великий князь не имел права.
Феодальные государства Древней Руси. Киевское княжество обозначено голубеньким цветом
Были, правда, некоторые князья, которые объявляли себя «князьями всея Руси», но, опять-таки, князь – это не верховный правитель, а исключительно феодал, вождь племени, и в западной табели о рангах он приравнивается максимум к герцогу. И даже приставка «великий» обозначала не высший пост в государстве, а только старшинство в правящей династии, причем не возрастное, а силовое.
Вот, например, самый молодой, а тем более незаконнорожденный князь Владимир Святославич (Креститель), не имея никаких прав на киевский престол, захватил его силой, убив своего брата Ярополка Святославича, законного великого князя Киевского. Вот таким образом самый молодой Рюрикович и стал великим князем Киевским, хотя до этого был новгородским феодалом.
Вот так на греческом языке было написано слово “Россия” в труде византийского императора Константина Багрянородного
Так что ни о каком отдельном государстве русы и не могли мечтать, раз у них были друг с другом чисто феодальные отношения. Вся история «Киевской Руси» до самого «монголо-татарского нашествия» (а потом и дальше) была отмечена междоусобными войнами, когда сын воевал против отца, а брат против брата. Разве такое в государстве бывает? Так что речь может идти только о Киевском княжестве, но никак не обо всей Руси, которая никакого общегосударственного обозначения не имела.
Однако имеется одно свидетельство, которое показывает – уже в середине X века Русь именовалась именно Россией, хотя в этом источнике понятие «Россия» распространяется только на одно Киевское княжество. В 50-х годах X века византийский император Константин Багрянородный (905-959 гг.) написал несколько сочинений, в двух из которых подробно (насколько это было известно в те времена) описал страну, названную именно Россией.
Константин Багрянородный «De Ceremoniis» издательство Лейпциг 1754 год
В труде «Об управлении империей» в четырех главах (из 53-х) рассказывается о стране Россия (Росия), которая лежит севернее страны печенегов (Пацинакии) и размещается она в среднем течении Днепра со столицей в Киев (император записал – Куява).
Также указан и правитель этой страны – архонт Святослав, то есть князь Святослав Игоревич, внук Рюрика. А что такое архонт в понимании византийского императора?
Архонт – это вельможа, по рангу ниже монарха. Например, в доисторические времена, когда Греция, еще начиная с Микенской эпохи, была разделена на феодальные города-государства, архонтами называли правителей этих городов, в основном выборные, хотя были и наследственные. И платили дань все эти города наиболее могущественному среди них – Афинам.
А вот кому платил дань древнерусский князь Святослав? Вряд ли он кому-то ее платил, он сам заставлял других платить, причем не только по всей Руси, но и за ее пределами, например, болгар. Хазары, например, платить не хотели, и были Святославом разгромлены, и потом им все равно пришлось платить.
Константин VII Багрянородный “Об управлении империей”, российское издание 2009 года
Но император Константин упорно называет Святослава всего лишь архонтом – «управляющим», а по факту – феодалом. Мало того – в другом своем труде «О церемониях», он называет «архонтиссой Росии» и мать архонта Святослава – княгиню Ольгу, с которой был знаком лично, так как она наведывалась в Константинополь, говорят, что крестилась там. Таким образом и первый исторически известный князь Руси Игорь Рюрикович – супруг Ольги, к тому времени почивший, – в глазах императора Константина тоже был архонтом, то есть, обычным феодалом, не имевший монаршего ранга.
Ну, а раз все первые русские князья были архонтами, то о каком государстве могла идти речь? Речь шла только о феодальном княжестве с центром в Киеве, хотя византийский император был прекрасно осведомлен и о других русских городах – Новгороде, Смоленске, Чернигове, Любече, Вышгороде и других. И их он тоже называет русскими, но почему-то не включает в состав страны Россия, называя всю первоначальную династию Рюриковичей просто вельможами, а не монархами.
Архонтисса России Ольга. Работа Фёдора Солнцева, 1869 г.
Вот как раз по этим признакам, особенно если их изучить поглубже, и становится понятно, что никакого государства Киевская Русь, как и Древнерусского государства, в те времена не существовало. Точно также не существовало в другие времена и единого государства Греция, хотя страна и называлась Элладой. Правда, Греция как централизованное государство появилось только в XIX веке, а до этого она входила то в состав Македонского царства, то Римской империи, то Византийской, то Османской. А вот Русь превратилась в полноценную Россию уже в XV столетии, и все русские князья-архонты стали уже настоящими вельможами, напрямую подчиненными единому верховному монарху, каковым стал Иван III (дедушка Ивана Грозного).
Но вот разобраться с понятием «Россия» до конца все же следует. Как понятно из заявления Константина Багрянородного, Россией он назвал только контролируемое киевскими князьями территориальное пространство в среднем течении Днепра. Таким образом получается, что главная вотчина Рюриковичей с центром в Киеве называлась так уже с самого начала, учитывая, что византийский император слово «Росия» не сам придумал, а только взял известные всем грекам сведения.
Ну, а если это было известно грекам еще с самого начала образования Руси как политической единицы, то это было известно и всем остальным державам, с которыми Византия имела отношения. Киев в X-XI веках был политическим центром Руси, поэтому все сношение европейцев с русскими землями осуществлялось именно через Киев. А так как Киев был столицей самого главного феодального государства географической Руси, то весь центр внимания был сосредоточен именно на этом государстве, то есть, на Киевской Руси.
Условный портрет Святослава Игоревича из Царского титулярника, XVII век. По византийским данным он был архонтом России
Так, в западноевропейских источниках, написанных на латинском языке, название государства с центром в Киеве встречается в грамоте польского короля Мешка I уже в 990 году – Russe.
В «Хронике» Титмара Мерзербургского (1012-1018 гг.) оно записано как Ruscia и Rucia.
Также написание Ruscia преобладало в латинских текстах из Северной Германии, Чехии, Венгрии, Ruzzia – в текстах из Южной Германии, вариации Russi, Rusiа — в романских странах, Англии и Польше.
Одно из первых упоминаний современного названия России – Russia на латинице – датировано приблизительно 1030 годом – оно встречается в «Хронике» аквитанского монаха Адемара Шабаннского. Ну, и так далее и тому подобное.
Короче, Россией Киевское княжество называли везде и так часто, что даже удивительно, почему на всейостальной Руси свою страну Россией не называли очень долго. И только в 1387 году слово «Россия» («Росия») появилось на кириллице в собственноручной приписке митрополита Киприана к переписанной им «Лествице» Иоанна Синайского, где он именует себя «митрополитом Кыевскым и всея Росия».
Первое известное написание названия «Россия» кириллицей — надпись на последней странице Лествицы Иоанна Синайского, сделанная митрополитом Киприаном: «В лето 6895 [1387], априлиа 24, съвръшишяся сия книгы в Студийской обители Киприаном смереннымъ митрополитом Кыевскымъ и всея Росия» (РГБ. Ф. 173/1. № 152. Л. 279 об.)
Но время ушло – к тому времени Киевского княжества не существовало уже почти полтора века, и в XIV веке сами русские уже стали назвать «Россией» совершенно другое государство.
Однако если применить теорию преемственности, то можно сделать вполне однозначный вывод о том, что зарубежное название Киевского княжества – Россия – все же закрепилось за всей Русью, хоть и с огромным запозданием. А вот «первоначальная Россия» своё государственное название быстро потеряла, и уже в XIV веке начала именоваться Окраиной (как колония Великого Княжества Литовского, а потом Речи Посполитой), а с XVII века – Малороссией (как область «вторичной России»).
Название России на латинице
В начале XX столетия земли, на которых когда-то размещалось Киевское княжество под греческим названием «Россия», попали в состав Украинской ССР, а с 1991 года вся эта земля стала называться просто Украиной.
А о том, что Россия как наименование государства, пошла именно из Киева, сегодня почему-то никто не вспоминает.
ДРУГИЕ МОИ ПУБЛИКАЦИИ НА КАНАЛЕ:
Главная загадка Древней Руси – почему у князя Игоря не было отчества, если его отцом был Рюрик?
Загадки княгини Ольги. Была ли она первой королевой Руси, готкой по крови и немкой по вере?
Комментарии
64
10 ч
Да много чего на заборе пишут. А на базаре чего только не говорят… Представляете ! 10 век и слово РОССИЯ ! Нонсенс. А Москва была столицей?
//Все любители отечественной истории прекрасно знают… Киев называли Россией /// Вот как ? !!
…еще
4
8 ч
Киевские князья, однако, носили, как видно из летописей, именно русские имена – Владимир Святой, Владимир Мономах (как Владимир Путин). По-украински их звали бы Володимир (как Володимир Зеленский) Не значит ли это, что в Киеве и Киевском княжестве ( в вашей “первоначальной России”) изначально жили именно русские, а украинцы понаехали туда значительно позже, причем даже толком неведомо…еще
1
10 ч
Во-первых, Русь – это и политическое образование, и государственные институты формировались на Руси, но процесс оборвался. Феодальная раздробленность – это типичное явление, в нем нет ничего уникального. Во-вторых, название Малая Россия известно с 14 века, это 6 епархий.
1
Ещё 14 комментариев
7,7K подписчиков
Почему арабские географы писали о трех царствах русов, а не славян?
Михаил Леонидович Томилин г. Клин Попробуем разобраться почему арабские географы писали о трех землях или царствах русов, а не славян. Кем были арабские географы? Послы, купцы, ученые – путешественники (арабские географы) Арабского Халифата собирали сведения о всех странах и народах, представлявших интерес для своего государства в том числе и в разведывательных целях. Арабский Халифат (VII – XI) веков превратился в результате арабских завоеваний в огромную империю. По – нашему мнению…
10 месяцев назад • 8,6K просмотров
24,9K подписчиков
Становление славянской государственности
Я тут читала книгу о западных славянах и наткнулась на интересную главу об устройстве славянских племён. Держа в уме, что западные славяне это не то же самое, что южные и восточные, я всё же считаю, что это довольно интересно, и может дать примерное представление о том, как были устроены и как развивались наши восточнославянские племена тоже, ведь чем дальше в прошлое, тем менее чёткая между нами граница. Начало государственности в славянском мире было положено во время борьбы с аварами, народом, ворвавшимся в славянский мир ещё в VI веке, и захватившим Дакию и Паннонию…
6 месяцев назад • 2,6K просмотров
135,1K подписчиков
Великолепное зрелище предстало перед жителями и гостями Сахалина после последнего отлива
2 дня назад
10K прочитали
Великолепное зрелище предстало перед глазами жителей и гостей региона на побережье Сахалина около деревни Дуи после последнего отлива. На их глазах возникла структура, напоминающая античную дорожку. Эта плоская, достаточно просторная дорожка была покрыта мхом и грязью. Местные сторожа из Дуи пытались восстановить в памяти, не проводилась ли здесь когда-то строительная деятельность, но сведений об этом в исторических документах найдено не было. Поверхность дороги казалась круглой, словно она обходит туннель, проложенный под ней. Видимо, в прошлом уровень моря был значительно выше, и жители просто не обращали внимания на эту каменную магистраль. Камни, из которых состоит дорога, не только массивные, но и плотно соприкасаются друг с другом, что позволило экспертам предположить, что дорога была создана человеком. Быстро появились предположения о том, что находка могла служить мостом, соединяющим Сахалин с материком через дно нынешнего Татарского пролива. Ученые сразу подумали о сходстве с мостом, который на древних картах отмечен как пешеходный маршрут до конца XV века, пока не был уничтожен землетрясением.
Считается ли мост Рамы древним инженерным сооружением или природным формированием? На первый взгляд, мост Рамы представляет собой ряд небольших коралловых островов и мелководий в Полкском проливе, который соединяет южное побережье Индии с островом Шри-Ланка, ранее известным как Цейлон. В районе моста Рамы между островами происходит неожиданное и резкое поднятие морского дна с глубины 10-12 метров до 1.5 метра, что позволяет пересечь мост, оставаясь в воде по пояс или перемещаться на маленьких лодках. Для маломерных судов доступен только проход между мысом Рамнат и островом Арамишвард, известный также как Памбанский проход. Мост также известен под названием Адамов мост.
Согласно мифам и преданиям, когда Бог изгнал Адама из рая, он поселил его на острове Цейлон, откуда Адам перешел на континент по этому мелководью. Для индусов этот мост всегда имел значение священного сооружения, возведенного Рамой в далекие времена. Для них мост до сих пор является священным местом. Обсуждение о природе этого моста — естественной или искусственной — возобновилось после того, как в 2001 году правительство Индии решило разрушить мост Рамы, чтобы сделать Полкский пролив полностью доступным для судоходства, что сократит время плавания на 30 часов, или приблизительно 400 километров. Идею прокладки канала здесь впервые предложил английский командор Тейлор в 1850 году, а в 1955 году план пытался воплотить в жизнь Джавахарлал Неру, но разрушение священных мест собственного народа показалось неправильным, поэтому правительство Индии в Верховном суде заявило, что исторических доказательств строительства моста Рамой не существует.
Хотя Рамаяна и является священной книгой, она не принимается во внимание в этом контексте. И так, 27 марта 2007 года группа международных общественных организаций начала кампанию под названием “Спасти мост Рамы”. Для индусов мост Рамы — живое свидетельство их древней истории, и начатое строительство затронуло чувства миллионов верующих. Противники разрушения моста также указывают на то, что это негативно повлияет на всю местную экосистему. С северо-востока моста разбушевывается опасный Полкский залив с его штормами и циклонами, а с юго-запада лежит относительно спокойный Монарский залив с чистейшей водой изумрудного оттенка. Мост Рамы разделяет эти два разных залива, смягчая ужасные последствия циклонов и цунами. По мнению ученых, цунами, которое обрушилось на Индию в 2004 году и унесло десятки тысяч жизней, было значительно ослаблено мостом Рамы, в противном случае жертв было бы гораздо больше. Ситуацию обострили фотографии, сделанные космическим агентством НАСА несколько лет назад, на которых четко виден мост, хотя специалисты НАСА и утверждали, что снимки не предоставляют конкретных данных о происхождении или возрасте цепи островов.
Индийская пресса опубликовала информацию о том, что снимки, сделанные НАСА, подтверждают правдивость индийских легенд. Геологическая служба Индии провела всестороннее исследование структуры моста Рамы, в ходе которого было пробурено 100 скважин и извлечены образцы почвы. Эти образцы были подвергнуты детальному анализу, включая магнитное и батарометрическое сканирование. Исследования показали, что узкий подводный хребет, простирающийся на ширину от 1,5 до 4 километров, является аномалией, так как неожиданно появляется со стороны Бенгальского залива. Хребет состоит из больших валунов размером от 1,5 до 2,5 метров правильной формы, сделанных из известкового камня, песка и коралла. Эти валуны расположены на слое морского песка толщиной от 3 до 5 метров, под которым находится твердый грунт. Наличие свободного песка под валунами ясно указывает на то, что хребет был искусственно создан и наложен на песчаную основу. Некоторые из валунов настолько легки, что могут держаться на воде. Было также установлено, что эти участки земли не поднимались вследствие геологических процессов, а скорее напоминают дамбу.
В скважинах обнаружен однородный материал — известковый камень. Прямолинейный и упорядоченный характер укладки камней также свидетельствует о том, что валуны были привезены и уложены кем-то как часть дамбы. Мнения ученых, как обычно, разделились как в отношении возраста, так и происхождения моста. Так или иначе, за легендами и мифами зачастую скрывается реальность, и, как Шлиман обнаружил Трою, веря Гомеру вопреки мнению ученых, здесь тоже все может быть возможно. Тем не менее, несмотря на протесты общественности, корпорация начала строительные работы на месте будущего канала. Однако по неясным причинам некоторая землеройная техника была возвращена в порт из-за поломок. Также были повреждены зубья экскаваторов. Неожиданный для этого времени шторм разогнал суда и помешал продолжению работ.
Преданные индуисты немедленно выразили мнение, что царь обезьян Хануман защищает своё творение. Мост Ра-Санскрита в переводе означает «рукотворная набережная». В древних текстах и Рамаяне он также упомянут как «мост налы» и как «священная дамба», причём в тамильской версии Рамаяны целая глава посвящена этой священной дамбе. Упоминания о создании моста Рамы встречаются не только в Рамаяне, но и во всех пуранах, индийских священных текстах и в Махабхарате. Согласно древним картам, до 1480 года мост был исключительно пешеходным и полностью выступал над водной поверхностью. Люди переходили по нему из Индии на Шриланку, что подтверждает древняя карта Птолемея. Затем мост был уничтожен землетрясением и цунами. В результате катастрофы мост опустился под воду на 1-1,2 метра, и в одной его части образовался разрыв, который теперь необходимо преодолевать, плывя. Возможно, подобный мост когда-то существовал и на Сахалине. Что думаете?
Подпишитесь на канал,
чтобы не пропустить новые публикации
Комментарии
12
2 д
Начали Сахалином а закончили Индией. Вы уж определитесь про что рассказываете?
74
2 д
Хватит одно и тоже годами переписывать, придумайте что-то другое.
19
2 д
На Сахалине древнее.Осколок прошлого мира.Мост Рамы был потом,после или во время войны.Поэтому никто не копает и не исследует т.к.придётся признать многое и разрушить то что есть.
2 д
Добрый день, а я выпускаю серию роликов про тайгу, так, как был 2 недели там.
1 д
Этот “последний” отлив, о котором идёт речь, был в мае 2020 года. И не возле “Дуи”, не возле “Дуя”. Село называется Дуэ! И я эти места хорошо знаю. Мало того, я по профессии геолог и прекрасно отличаю природное образование от рукотворного. Таких “дорожек в море” в тех краях, да и в других тоже, несчитано. И видели их гораздо чаще, чем считает автор. Ни малейшего намёка на мостовые или старинные трубы они не содержат. Можно такие же отыскать и в Гаграх или Большом Камне.
Ещё 9 комментариев
снимок несколько не оттуда, а из Индии все таки. Исследовали из Владивостока туристы, да, очень похоже было в 2020 году. Островок там еще насыпной.
При Сталине начали строить тоннель.. до 1953 года велась стройка. Нашли в этом же самом месте уже пробитую выработку, посчитали – Японцев, стали ее переделывать выше – прорвалась вода, все затопило. Посмотрите в 70- метровую метростроевскую шахту (да, ее именно метростроевцы московские делали, что и в документах осталось) – там тюбинги как в метро. Причина засекречивания очень простая, не укладывается в официальную версию истории, так же – как и некоторые другие сооружения, остатки городов по всей Сибири – например Грустина – Томск. Так что – Тоннель был построен – строителям делать то особенно нечего, и стройку закрыли. Побросали просто остатки оборудования и рельсы в шахту, и даже не стали ее засыпать..
читеем . верить или не верить ?
17,3K подписчиков
В Российской национальной библиотеке обнаружили сенсационные средневековые документы
Четвероевангелие было напечатано «Восточной типографией Медичи» в Риме в 1591 году. Издание было ветхое, и реставраторам требовалось поработать и с переплетом, и с самими страницами. Первое открытие ожидало их, когда они бережно расчистили записи на последнем листе. Судя по строчкам на славянском и латыни, книга происходила из библиотеки легендарного русского богослова и писателя Симеона Полоцкого, жившего в XVII веке. Кстати, по легенде, именно он, толкователь звездных предзнаменований, предсказал удивительную судьбу будущего императора Петра Великого…
2 недели назад • 8,5K просмотров
9,3K подписчиков
Аральское море сорвало покров прошлого. Что нашли ученные на его высохшем дне
Аральское море исчезает. В этом снова виноваты люди. Дело в том, что местные активно используют воду из впадающих в него рек Амударьи и Сырдарьи. Ресурсы идут на орошение полей и бытовые нужны. Но именно увеличение посевных площадей превратило озеро в соленые «лужицы». Это особенно видно на спутниковой карте. Глобальные изменения происходили здесь, начиная с 1980 года. Началось экологическое бедствие антропогенно-природного характера в 1960-х. За 60 лет водоем лишился 90% воды. Соленая пустошь образованная выжженным солью грунтом сегодня образует пустыню Аралкум…
2 дня назад
- Главная
- Подписки
- Темы
- Видео
- Статьи
- Ролики
- Новости
- Сохранённое
- Видеоигры
- Детям
Всё о ДзенеВакансииДзен на iOS и Android
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
135,1K подписчиков
Несколько историй о встречах с необычным существом в сибирских и заполярных лесах в середине 20 века
2 дня назад
3,9K прочитали
В центре сюжета данной истории находится исследователь по имени Владимир Пушкарев. Хотя он не самый широко известный специалист в области криптозоологии, его личный опыт вызывает значительный интерес. Владимир закончил Ростовский государственный университет, его специализация — геология. В ходе своей профессиональной деятельности он проводил много времени на севере, где в общении с местными жителями узнавал о существовании волосатых существ человекоподобной формы, с которыми местные сталкиваются довольно часто. Вот что он пишет о своем опыте: “Это случилось осенью 1972 года, когда я работал в Уст-Сильмском районе Коми АССР. Там я впервые услышал множество историй о диковинных лесных существах, якобы виденных местными в плотных лесах Заполярья. То, что их называют Лешим или Лешачихой, не означает, что это всего лишь суеверия или предрассудки. Историй такого рода очень много. Рассказывают о них самые разные люди: коми, русские, ненцы, как старожилы, так и те, кто случайно оказался в этих местах. Многие из них лично видели это существо.”
Другие же много слышали о таких существах. Большинство описаний реалистичны и не содержат фантастических элементов. Таким образом, предполагается, что речь идет о существах, принадлежащих к нашему земному миру и имеющих обыденный внешний вид. Владимир Пушкарев настолько увлекся этой темой, что оставил геологию, поступил на биологический факультет и начал организовывать экспедиции для поиска реликтовых гоминидов. Основной район его поисков — Ямало-Ненецкий автономный округ. В своем отчете он пишет: “23 июля 1975 года мы отправились в Салехард. Оттуда арендовали моторную лодку, так как перемещение между населенными пунктами в этой местности возможно только по воде. Плывя по реке АБИ, мы искали место как можно ближе к Уральским горам. Нам показался подходящим для поисков Шурышкарский район с центром в поселке Мужи. Однако, прибыв в Мужи, мы практически ничего нового не узнали.”
Во время нашего пребывания в Мужи, действительно, были услышаны некоторые истории, однако они обладали простым фантастическим уклоном, и не представлялись достоверными для серьезного рассмотрения. После этого мы направились вверх по течению реки Горная Обь до поселка Васяхово, который расположен еще ближе к южным склонам Урала. Здесь нам встретились истории более реалистичного характера. Район Шурышкар, где Владимир Пушкарев сосредотачивает свои усилия по поиску снежного человека, представляет собой заболоченные равнины, простирающиеся между нижним течением Оби и Полярным Уралом. Здесь проживают ханты, занимающиеся оленеводством, охотой и ловлей рыбы. Местные жители называют загадочное существо Куль и испытывают перед ним сильный страх, что затрудняет любые беседы о нем; часто они даже полностью отказываются обсуждать эту тему из-за своих суеверий. Тем не менее, некоторые жители, с которыми нам удалось поговорить, утверждают, что видели лесного человекоподобного обитателя, которого они именуют Куль, что в переводе звучит как черт, леший или лесной человек. В народных преданиях это существо с некоторыми фантастическими особенностями известно как Мек-Ики или Куран-Аби, что означает “двуногий черт”.
Владимир Пушкарев делится своими наблюдениями: “Мы объехали Васяховский сельсовет, посетили деревню Усть-Вайкары и несколько маленьких населенных пунктов поблизости, а также места, где ханты занимаются рыбной ловлей. Разговаривали мы со многими рыбаками-хантами, и все они повторяли одно и то же. В местных лесах, по их словам, обитает загадочное существо, которое одни именуют чертом, другие — диким человеком, а третьи — великаном. Поскольку средний рост хантов составляет от 150 до 160 сантиметров, существо, высотой около двух метров, кажется им великаном, учитывая, что разница в росте среди людей обычно не превышает десяти сантиметров, а здесь она достигает сорока. Вот несколько историй, которые нам удалось записать. Рассказ одного из очевидцев, Булыгина из Усь-Цильмы, который вспоминает: ‘В 1918 или в 1920 году, когда мне было около двенадцати лет, мы косили сено на Цильме, в десяти километрах от села. Там река расширяется и образует затопляемые луга, которые мы называем ‘пониже’.”
В тот день, когда мы косили траву, у нас была избушка по ту сторону реки, где мы останавливались во время работ. Вместе со мной там находились двое взрослых и несколько подростков. Мы были заняты стогованием сена на расстоянии примерно трехсот метров от речного берега. Было полденное время, когда стояла жара. Вдруг напротив нас, на другом берегу реки, появились две странные фигуры: одна маленькая и черная, другая — необычайно высокая, свыше двух метров ростом, серо-белого цвета. Обе фигуры напоминали людей, но в тоже время явно не были ими — это мы поняли сразу. Работа была брошена, и мы начали наблюдать за ними. Высокий был чрезвычайно высок, и там точно не могли быть люди, да и в их поведении было что-то нечеловеческое. Они начали обегать большое дерево ивы: большой убегал, а маленький гнался за ним. Казалось, они играли, перемещаясь с большой скоростью. Это продолжалось несколько минут, после чего они устремились к реке и скрылись в кустах дуба. Позже мы отправились на то место и обнаружили следы. Я хорошо помню след большого: он был очень велик, особенно выделялся большой палец, а пальцев было шесть, как мне показалось. Все пальцы были одной длины и немного разведены в стороны. Следы вели из воды, делали несколько кругов вокруг дерева и вновь уходили в воду. Это рассказал Тензианов, хант, ему 60 лет.
Однажды, около пятнадцати лет назад, в 1960-м или 1961-м году, в августе, я шел вдоль берега Большой Оби ночью. Со мной были две собаки, которые вдруг начали вести себя агрессивно: взъерошились, залаяли и бросились вперед, но вскоре вернулись, прижались ко мне и перестали лаять. Почти сразу из леса вышли два существа: одно высокое, более двух метров, другое пониже. Я испугался, так как их глаза светились красным, как угли. Когда они проходили мимо меня, их взгляды встретились с моим — глаза блеснули в темноте. На них не было одежды, тела были покрыты густой, но короткой шерстью, их лица и тела были черными. Лица напоминали человеческие, но с сильно вытянутыми чертами, похожими на собачьи. Руки у существ были длиннее человеческих. Их походка была необычной, не человеческой, они странно размахивали руками и слегка выворачивали ноги при ходьбе. Когда существа прошли мимо, собаки с воем и визгом устремились в поселок. Именно тогда я их увидел.
И вот еще одна история, рассказанная Иваном Павловичем Сельви из поселения Усть-Вайкары. В детстве, по его словам, кулей встречалось значительно больше. Он описывает Куля как высокое существо с большими темно-красными глазами и широким ртом, подбородок которого отличался большой широкой костью. Щеки у существа были морщинистые, и оно было полностью покрыто шерстью. Волосы на голове, как и на теле, были короткими. Иван Павлович видел его на расстоянии примерно пятнадцать километров от Усть-Вайкары около двадцати двух-трех лет назад, однажды осенним вечером. Они с друзьями шли за водой, когда увидели Куля, стоявшего в пятидесяти метрах от них, осматривающего окрестности, голову держа высоко поднятой. Ноги у существа были разных цветов, шерсть покрывала все его тело, включая лицо и голову. Он постоял немного, а затем отправился по льду на другой берег. Лед под его тяжестью трещал. Рост Куля превышал два метра, ноги были толстые, ступни — широкие и большие. Он шел, задрав голову и широко разводя руки в стороны. По словам стариков, Куль боялся воды и жил в лесу под деревьями. Зимой он не мерз, находя укрытие под крупным деревом, где ему было тепло. Кули не разговаривают, они лишь издают писклявые звуки.
Очевидец по имени Петров, директор завода по переработке сырья, рассказал следующее. Весной 1945 года он плавал по реке Вайсала к Непкинским пескам, месту, которое у хантов считается несчастливым. Он остановился на берегу, чтобы расставить сети. После ловли немного рыбы он развел костер, повесил на него котелок с рыбой и ушел проверить сети. Вернувшись через двадцать минут, он обнаружил, что костер погашен, котелок лежит в стороне, а рыба — на песке. Петров заново развел костер, снова повесил котелок и ушел к сетям. Возвращаясь через пятнадцать минут, он увидел ту же картину: костер погашен, котелок и рыба лежат по разным сторонам. В третий раз он развел костер, поставил котелок и спрятался в траве рядом. Из густого ельника и березняка вдруг вышел человек огромного роста, весь в черной шерсти, который подошел к костру, расстоптал его, отбросил котелок ногой и одним шагом исчез в лесу. Очень испугавшись, Петров бросил все и побежал к врачу, который после осмотра заверил его, что он здоров и трезв.
В 1977 году он представил доклад на семинаре, посвященном вопросам реликтового гоминида, призывая всех ученых и исследователей, занимающихся этой темой, аккумулировать любые данные о данном существе, даже те, которые могли показаться слишком фантастичными, напоминать фольклор или простые выдумки. С моей точки зрения, это подход крайне продуктивный в контексте научных исследований. Даже в случае, если реликтовые гоминиды окажутся мифом, такой метод позволяет сохранить народное устное наследие. Мифы, легенды, сказания, демонологические представления о лесных обитателях, которые иначе могли бы исчезнуть. Владимир Пушкарев организовал множество экспедиций в Шурышкарский район, который, по его словам, был наиболее богат на убедительные свидетельства. Также он посещал Надымский район и даже Центральный Тянь-Шань. Он записал множество свидетельских рассказов, некоторые из которых звучали весьма правдоподобно, а другие были явно фантастическими и сказочными, но все они были зафиксированы в его записях. И вот мы подходим к самым таинственным и необычным событиям.
В 1978 году Владимиру Пушкареву поступило известие о том, что существо, объект его поисков, часто замечают в определённой местности, и ему обещают устроить встречу с ним. Чтобы воспользоваться этим шансом, он должен был немедленно прекратить все текущие занятия и отправиться в экспедицию, что он, без колебаний, и сделал. Это таинственное извещение направило его в район озера Ярато, расположенного в бассейне реки Холга. Пушкарев собрался в путешествие в спешке, опасаясь упустить уникальную возможность. Из-за срочности этого дела он отправился в путь в одиночку, при этом с некачественным снаряжением. В своё последнее путешествие в октябре 1978 года он направился по уже остывающей реке на надувной лодке, одетый в легкую куртку и резиновые сапоги, без сопровождения. Кроме того, в эту поездку Пушкарев не взял с собой ни ружьё, ни топор, ни даже нож. Это был не юноша, мечтающий о научной фантастике, а опытный геолог с многолетним опытом работы в тайге. Единственное объяснение его поведения, которое мне видится, заключается в том, что местные жители, обещавшие устроить встречу, могли запретить ему брать с собой что-либо, что можно было использовать как оружие, опасаясь, что исследователь захочет добыть шкуру или скелет существа. Известно также о случае с Мирежинским, который пытался выстрелить в снежного человека. В любом случае, Владимир Пушкарев из этой экспедиции не вернулся, точнее, бесследно исчез. В разное время в трех различных местах на реке Хулге были найдены его резиновая лодка, палатка и спальный мешок. В старом кострище обнаружили обгоревшую пачку соли и пару носков. Что стало причиной гибели Владимира Пушкарева? Было ли это безумие, таинственные доброжелатели, перевернувшаяся лодка, или настоящая встреча с неизведанным? К сожалению, ответа на этот вопрос мы уже не найдём. Что думаете?
Подпишитесь на канал,
чтобы не пропустить новые публикации
Комментарии
27
1 д
“Скрылись в кустах дуба… “
15
1 д
Я верю что йети существует, много и рассказов про них, и фильмов снято много, думаю что вполне возможно что они обитают в наших лесах.
15
1 д
Уж,насколько прохладно отношусь к духовенству, но они не вставляют столько палок в колёса исследователям, как академическая наука. У первых-Бог вполне может творить иные миры, у вторых-этого не может быть, потому, что не может быть!))
8
Это версия с рассказами от народности Ханты (поспрашивайте что ли у московского мэра, он точно что то расскажет) . Есть версия Алтайская. Проверяли – даже депутаты ездили, охотились там на кого то. ( даже кого то подстрелили – он сильно орал там матом и обещал что то там с их мамой сделать).
Манси – соседи около Урала – не любят такое рассказывать, он у них злой дух, менкв. Московско – костромская народность – не сильно тоже любит рассказывать, если только детей Авдошкой попугать.. Покрупнее у нас видели, под 2 с половиной метра, горилла не убегала из зоопарка, по крайней мере – не было там предупреждений. Без хорошей собачки не очень далеко хожу в лес, если что – сильно не пугаю, их считают миролюбивыми, но, это – девочек скорее всего. Можно перепутать с другим лесным обитателем, только тот рявкнет и сломает ветку.. отступать и пойти другой дорожкой правильнее, летом косолапый не нападет, опять же – если не медведица с медвежатами.
Ещё 9 комментариев
135,2K подписчиков
Почему на старинных картах изображали великанов и куда исчезли гиганты Патагонии?
1 год назад • 10,5K просмотров
135,2K подписчиков
В далеком 1957 году из густых лесов Сибирской тайги в маленький поселок прибыли трое
В отдаленном 1957 году из густых лесов Сибирской тайги в маленький поселок прибыли трое. Такие случаи случались изредка, и заблудившиеся геологи часто находили дорогу к населенным пунктам, вызывая при этом сильные переживания. Их реакцию можно было понять, учитывая, что тайга обширна, и в ней легко можно погибнуть. Иногда целые группы исследователей исчезали без следа, но эти трое вошли в поселок спокойно, словно посещение было частью их плана. Тем не менее было загадочно, что могло привлечь путешественников…
2 недели назад • 152,6K просмотров
- Главная
- Подписки
- Темы
- Видео
- Статьи
- Ролики
- Новости
- Сохранённое
- Видеоигры
- Детям
Всё о ДзенеВакансииДзен на iOS и Android
17,2K подписчиков
Возрождение славянского язычества
10 августа 2021
5,1K прочитали
Написав свою первую статью о язычестве (Языческий Первомай под красным стягом), с удивлением для себя обнаружил, что тема не просто интересует читателей, но вызывает довольно бескомпромиссные споры и обмен мнениями. Это в полной мере проявилось при продолжении “языческого цикла”, на основе материалов доктора исторических наук, профессора А. В. Пыжикова.
К моему огромному сожалению, у этого безусловно грамотного и уважаемого специалиста, я не нашел самых основ, того, с чего надо начинать изучение верования предков. Всё что необходимо для восполнения пробелов в понимании мировоззрения славян, я нашел в лекции исследователя-историка Д. В. Белоусова (сайт).
реконструкторы, как правило, тоже практикуют язычество
Главная угроза
Решив посмотреть на вопрос с другой стороны, я набрал в поисковике запрос “неоязычники” и был буквально завален низкопробной критикой, язвительными до пошлости статейками, не гнушающимися прямой ложью о содержании современных языческих движений и наличия у них теоретической и (или) научной базы.
Совершенно понятно, что РПЦ резко отрицательно относится к “языческим культам”, но меня удивило именно низкое качество такого критического материала!
А. В. Пыжиков и Д. В. Белоусов называют большое количество научных трудов по язычеству славян, в том числе и сведений от видных богословов своего времени. Другими словами, утверждения о полном отсутствии научно подтвержденной базы знаний, обрядов, ритуалов и пантеона Богов (со строгой иерархией) – циничная ложь, рассчитанная лишь на неподготовленного читателя.
Все становится на свои места, после следующего сообщения: “Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на открытии Архиерейского собора 2004 года назвал распространение неоязычества одной из главных угроз XXI века, поставив его в один ряд с терроризмом”. Откровенно говоря, я был несколько лучшего мнения о качестве идеологической работы в РПЦ, но теперь признаю – ошибался.
огненное колесо – символ солнцеворота
Чего только не пишут про язычников: от вящей неграмотности и общей лоховатости ее приверженцев, до козней и происков вражеских разведок. Это вдвойне удивительно, ведь языческие представления славян, вполне мирно уживались с ранним христианством на Руси. И только после навязывания укрАинско-греческой модели христианства, навалившейся на Русь после воцарения Романовых, началось это противостояние.
Рекомендую материал по теме: Поворотная точка русской истории – религиозный раскол 17-го века
По итогам проведения Никонианской реформы середины 17-го века, старые христианские течения (конфессии) стали безоговорочно преследоваться и ушли в подполье, вместе с некоторыми наиболее яркими и массовыми языческими обрядами. От церкви откололись старообрядцы и староверы, а язычество как явление, оставалось в жизни крестьян, вплоть до начала 20-го века.
Рекомендую материал по теме: Расцвет русской культуры во времена монгольского ИГА и открытие двоеверия
Главенствующая сегодня в РФ модель христианства считается Константинопольской, но ко времени ее прихода в Русское царство, эта епархия потеряла реальную самостоятельность и полностью зависела от Римской церкви. Поэтому, говорить о независимости РПЦ можно лишь в той же степени, что и о самостоятельности нашей думской оппозиции от решений руководства страны.
честные историки, они есть и сегодня
Первоисточники, да есть ли они?
Человек инстинктивно чувствует ложь и неискренность, тем более, что в последнее время ее никто не скрывает, даже в среде иерархов РПЦ. Это общемировая тенденция, во всем христианском мире наблюдается упадок веры попам и возвращение к дохристианским верованиям. И это не кризис идей христианства, а кризис существующей ныне модели провайдеров Веры от Ватикана. И далее это будет подтверждено.
Перечислю несколько трудов, которые легли в основу публикации.
Н. М. Гальковский “Борьба христианства с остатками язычества Древней Руси” , 1916 год
В. Й. Мансикка “Религия восточных славян”, 2005 год (очень позднее издание работы)
А. С. Фаминцын “Божества древних славян”, 1884 год
Е. В. Аничков “Язычество и Древняя Русь”, 1914 год
Любор Нидерле “Славянские древности”, 1919 год и “Жизнь древних славян”, 1921 год
Ю. П. Миролюбов “Риг-Веда и Язычество”, 1981 год
Б. А. Рыбаков “Язычество древних славян” , 1981 год и “Язычество Древней Руси”, 1987 год
В качестве антипода, Д. В. Белоусов приводит Л. С. Клейна (“русско-еврейского происхождения”- определение Л. С. Клейна), яростно выступавшего за норманскую теорию, критиковавшего практически всех великих русских историков обосновывавших славянскую древность и осужденного в 1981 году за мужеложество. Или еще один пример – лауреат Гайдаровской премии (!) В. А. Шнирельман.
а вот такими персонажами, буквально забита академическая наука
Одним из самых распространенных аргументов противников древности славян и их воззрений, является вопрос о наличии древних книг. Самих памятников древности, несмотря на столетия уничтожения и сожжения в кострах инквизиции, осталось достаточно много. Это книги “Белая крыница”/ “Боянов гимн” / “Велесова книга”/ ” Голубиная книга” и некоторые другие. Академическая наука считает их подделками.
Интересно, что вопрос о аутентичности древних текстов, научным миром применяется с изрядной долей субъективности. Многие летописи, которые сегодня считаются историческими первоисточниками, на самом деле являются списками, неподтвержденными копиями с более старых произведений. Ученые признают более поздние вклейки, вставки, разные почерки, относящиеся к разным периодам, но тем не менее верят им.
Рекомендую материал по теме:Русские летописи: предпосылки для мифа о монголо-татарском ИГЕ
Некоторые из них (например, “Слово о полку Игореве”) имеют довольно спорную историю обретения, также как и древние книги славян. Но по каким-то причинам, одни источники признаются достоверными, а другие объявляются подделками. Складывается впечатление, что такая оценка дается исходя из содержания материального памятника.
Чем более древние слои они затрагивают, чем более великие дела славян описывают, тем меньше у них шансов на признание в академическом историческом сообществе. Странно, не правда ли?
праздновать языческие праздники порой собирается по несколько тысяч человек
А что же простые люди? Повторюсь – они чувствуют навязанную им ложь, несправедливость и инстинктивно тянутся к правде через язычество. По различным статистическим данным, в настоящее время в России от 1,5 до 3 миллионов человек относят себя к тем или иным видам язычества. Гораздо больше людей просто пользуется языческими практиками в виде заговоров и праздников. И это на фоне оттока прихожан из помпезных официальных церквей. Поневоле призадумаешься.
Основные формы современного язычества можно (условно) разделить на три большие категории: родноверие, ведизм, различные синкритические культы и шаманизм. Не ищите определения в официальных справочниках, там засилье ненависти попов и продажных историков.
Родноверие – языческое движение, производное от имени главного Бога славян – РОДа и созвучных понятий “род”, “родное”, родина”. Как и во всяком стихийном движении, наблюдается широкий спектр направлений, в том числе ошибочных и явно провокационных. Путаница в понятиях, пантеоне Богов, обрядах и восстановлении древних взглядов славян на жизнь, возникла не сама по себе, а путем целенаправленной политики дискредитации язычества. Так удобнее тыкать пальцем и обвинять.
Ведизм – движение основанное на знаниях зафиксированных в Ведах индийских, иранских, славянских, булгарских, зороастрийских. При этом, термин Веды здесь имеет обобщающее значение, совокупность древних источников о знаниях и истории индоевропейских народов. Задача попов – рассорить, внести разлад, заставить спорить до хрипоты и без устали представителей этих направлений. Надо признать, что у них получается.
только единение нужно славянам
Так что же на самом деле представляли из себя воззрения славян, если сохранилось довольно много источников и исследований на этот счет? Об этом расскажу в следующей статьеКогда русские вспомнят своих Богов…©
Оригинал и полный текст статьи, читайте на сайте Великая Евразия.
Рекомендую к прочтению мою первую книгу “Вера наших предков. Неизвестные страницы“. Она издана в электронном виде изданием Ridero, поступила в продажу в магазины Ozon / Wildberries и AliExpress, где возможна услуга “печать по заказу”.
Подпишитесь на канал,
чтобы не пропустить новые публикации
Комментарии
886
2 г
Церковь боится славянизма( это я сам так называю для простоты)как огня,потому что пропадёт рабское поклонение и править таким народом очень непросто! 🤔
240
2 г
Также необходимо добавить , что Ведическое Знание о Миро – Устройстве и Миро – Содержании просто ВОЗ – Вращается , ибо Оно никогда не исчезало и не терялось , ведь для Руси НА – Ступает День Сварога ! Нетв МИРЕ Силы , чтобы остановить Самого Сварога , то Есть ГОСПОДА !
106
2 г
Вот потому то наши ПРЕД – ки Знали НА – ПРЕД – ки , то ПРЕД – ВИДЕЛИ , ПРЕД – ЧУВСТВОВАЛИ , то есть Знали что в будущем С – Лучится , что Произойдёт – вот это и Есть Ведическое МИРО – ВОЗРЕНИЕ ! Потому то на Восходе Мира НА – Роды , а на закате Мира – Языки ! Очень Неверно называть Знание о Существующем Миро – Устройстве наших ПРЕД – ков Язычеством , ибо это сейчас есть Язычество ,…еще
98
Ещё 50 комментариев из 192
В нашем недавнем прошлом – можно задать вопрос в поиске – куда делось племя Меря – большинство просто перешло к христианам, стали ходить в церковь.. но часть отказалась – и – их хорошо и далеко прогнали, а самых противников новой религии – перебили. (ищем в поиске Черемисские войны).
Христианство это еще и связь с Западным миром. Так что – тема сложная, и русские не забыли своего прошлого, языческих богов вспомнят.
Напоминаю, что по нашим законам – сильно распространять, учить детей например – нарушение , секта. У нас в соседнем поселении один открыл школу – теперь учит кого может в местах не столь отдаленных.
А вот не уважение прав – тоже по закону нарушение.. так что обижать верующих низзя.
7,7K подписчиков
Древние до летописные города русов, которые были построены до возвращения славян на свою прародину
Михаил Леонидович Томилин г. Клин Расскажем и о древних до летописных городах, построенных русами задолго до прихода славян. Кандидат исторических наук Л.П. Грот в книге «Прерванная история русов» о своей реконструкции начального периода истории русов пишет, что она: «Совпадает с результатами исследований по ДНК-генеалогии. А.А. Клёсов поддержал мое желание «как-то отделить древних русов от древних ариев» и пояснил, что после ухода ариев на восток (ветвь R1a-L342.2) в Восточной Европе осталась ветвь гаплогруппы R1a-Z280, т…
2 месяца назад • 1,1K просмотров
24,9K подписчиков
Становление славянской государственности
Я тут читала книгу о западных славянах и наткнулась на интересную главу об устройстве славянских племён. Держа в уме, что западные славяне это не то же самое, что южные и восточные, я всё же считаю, что это довольно интересно, и может дать примерное представление о том, как были устроены и как развивались наши восточнославянские племена тоже, ведь чем дальше в прошлое, тем менее чёткая между нами граница. Начало государственности в славянском мире было положено во время борьбы с аварами, народом, ворвавшимся в славянский мир ещё в VI веке, и захватившим Дакию и Паннонию…
6 месяцев назад • 2,6K просмотров
давно искал – нашел . Почему немалое количество Мерян и Черемис тоже на Украине, куда делись языческие обряды – и их приверженцы? . вот –
- Главная
- Подписки
- Темы
- Видео
- Статьи
- Ролики
- Новости
- Сохранённое
- Видеоигры
- Детям
Всё о ДзенеВакансииДзен на iOS и Android
Реклама
Реклама
50,4K подписчиков
Грамотой 1648 г. царь Алексей Михайлович запретил все ключевые традиции русской народной культуры под угрозой телесных наказаний и ссылки
20 октября 2023
9,8K прочитали
Всеволод Иванов. Русь древня ведическая. Наступает утро.
Под полный запрет попали скоморохи, песни, пляски, народные гуляния как таковые, качание на качелях, кулачные бои, игры разного характера (включая шахматы!), встречи зори, купания при луне, хождение с медведями, маски, загадывание загадок, сказывание сказок и небылиц и т.д. Все перечисленное названо «бесовским», «сатанинским» и «богомерзким».
Вместо этого грамота приказывает всем мирским людям с женами и детьми в воскресные и в господские дни в обязательном порядке приходить в церковь и чтобы «у церкви Божии стояли смирно, меж себя в церкви Божии в пение никаких речей не говорили, и слушали б церковнаго пения со страхом и со всяким благочестием».
Найденные музыкальные инструменты – любые! – приказано жечь, а ослушников, продолжающих бесовские дела «бить батоги», а на другой раз – «ссылать в Украйные городы за опалу».
! Это реально существующая грамота, а не чей-то вымысел. Ее полное название: “Царская грамота в Белгород 1648 г. о исправлении нравов и уничтожении суеверия”. Ее можно найти и прочитать в свободном доступе на сайтах множества библиотек. Полное название книги, где она опубликована: Иванов, Петр Иванович (1794-1864). Описание Государственного архива старых дел / Сост. инспектором гос. арх. и чл. разных учен. о-в П. Ивановым. – Москва : тип. С. Селивановского, 1850. – 406 с. разд. паг., 10 л. факс.; 23. Грамота находится в разделе “Приложения” указанного архива.
Грамота была отправлена царем в Белгород с припиской, что аналогичные документы получили и все другие «Украйные и Замосковные городы». Из нее мы можем узнать каким ярким, радостным, многогранным и искрящимся был тот самый мир, который мы с тех пор потеряли и начинаем понемногу находить вновь.
Александр Угланов.
Ниже приводим полный текст документа для самостоятельного ознакомления:
«От царя и великаго князя Алексея Михайловича всея Руссии в Белгород воеводе нашему, Тимофею Феодоровичу Бутурлину.
Ведомо нам учинилось, что в Белгороде и в иных городех и в уездех мирские всяких чинов люди, и жены их, и дети в воскресные и в господские дни и великих святых во время святаго пения к церквам Божиим не ходят, и умножилось в людех во всяких пьянство, и всякое мятежное бесовское действо, глумление и скоморошество со всякими бесовскими играми. И от тех сатанинских учеников в православных крестьянех учинилось многое неистовств: и многие люди, забыв Бога и православную крестьянскую веру, тем прелесником и скоморохом последствуют, на безчинное их прелщение сходятся по вечером, и во всенощных позорищах на улицах и на полях, и богомерских скверных песней, и всяких бесовских игр слушают, мужесково и женсково полу и до сущих младенцев, и на кулашных боях меж собою драку делают, и на качелях колышутся вкруг, и на веревках; а иные прелесники мужесково и женсково в городех и в уездех бывают со многим чародейством и волхованием, и многих людей тем своим чародейством прельщают; а иные люди тех чародеев и волхвов и богомерских баб-вдов себе призывают и к малым детям, и те волхвы над болными и над младенцы чинят всякое бесовское волхвование и от правоверия православных крестьян отлучают.
Да в городех же и в уездех от прелесников и от малоумных людей делается бесовское сонмище: сходятся многие люди мужесково и женсково полу по зорям, и в ночи чародействуют, с солничнаго всхода перваго дни луны смотрят, и в громное громление на реках и в озерах куплются, чают себе от того здравия, и с серебра умываются, и медведи водят, и с собаками пляшут, зернью и карты и шахмоты, и лодыгами играют, и безчинное скакание и плесание, и поют бесовския песни; и на Святой неделе жонки и девки на досках скачут; а об Рождестве Христове и до Богоявденьева дни сходятся мужсково и женсково полу многие люди в бесовское сонмище по дьяволской прелести, многое бесовское действо играют во всякии бесовския игры; а в навечери Рождества Христова и Васильева дни и Богоявления Господня клички бесовские кличут – коледу, и таусен, и плугу, и многие человецы неразумием веруют в сон, и встречу, и в полаз, и во птичий грай, и загадки загадывают, и сказки сказывают небылные, и празнословие с смехотворением и кощунанием, и души свои губят такими помраченными и беззаконными делами, и накладывают на себя личины и платье скоморошеское, и меж себя нарядя бесовскую кобылу водят: и в таких в позорищах своих многие люди в блуд впадают, и незапною смертью умирают, а в той прелести крестьяне погибают, и с качелей многие убиваются до смерти. Да в городских же и в уездных людех у многих бывают на свадьбах всякие безчинники, и сквернословцы, и скоморохи со всякими бесовскими игры; и уклоняются православные крестьяне к бесовским прелестем и ко пьянству, а отцов духовных и по приходом попов и учителных людей наказанья не слушают, и за наказание отцом своим духовным, приходным попом и учителным людем наругание, и укоризны, и безчестья, и налогу делают.
И мы, великий государь, желея о православных крестьянех, велел о тех богомерзких делех заказ учинить, чтоб православные крестьяне от такова от бесовскаго действа отстали. И как к тебе ся наша грамота придет, и выб в в воскресной не в один день велели быть в соборную церковь игуменом, и черным, и мирским попом, и головам стрелецким, и сотником, и детем боярским, и их приказным, и всяким служилым и жилецким и уездным людем, и которые съедутся к торговому промыслу для своих дел и сю нашу грамоту велел им прочитать не поодиножды всем вслух, и приказал им, чтоб в городе, в слободах, и в уезде мирские всяких чинов люди, и жены их, и дети в воскресные и в господские дни и великих святых к церквам Божиим к пению приходили, и у церкви Божии стояли смирно, меж себя в церкви Божии в пение никаких речей не говорили, и слушали б церковнаго пения со страхом и со всяким благочестием внимательно, и отцов своих духовных и учителных людей наказания и учения слушали, и от безмернаго пьяного питья уклонялися, и были в твердости, и скоморохов з домрами, и с гусли, и с волынками, и со всякими игры, и ворожей, мужиков и баб, к болным и ко младенцом в дом к себе не призывали, и в первый день луны и в гром на водах не купывались, и с серебра по домам не умывались, и олова и воску не лили, и зернью, и карты, и шахмоты, и лодыгами не играли, и медведей и с сучками не плясали, и никаких бесовских див не творили, и на браках песней бесовских не пели, и никаких срамных слов не говорили, и по ночам на улицах и на полях богомерских и скверных песен не пели, и сами не плясали, и в ладоши не били, и всяких бесовских игр не слушали, и кулашных боев меж себя не делали, и на качелях ни на каких не качались, и на досках мужесково и женсково полу не скакали, и личин на себя не накладывали, и кобылок бесовских и на свадьбах безчинства и сквернословия не делали.
А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гуденные бесовские сосуды, и тыб те бесовские велел вынимать и, изломав те бесовские игры, велел жечь. А которые люди от того ото всего богомерского дела не отстанут и учнут впредь такова богомерскаго дела держатся, и по нашему указу тем людем велено делать наказанье: где такое безчиние объявится, или то на кого такое безчиние скажут, и выб тех велели бить батоги; а которые люди от такого безчинья не отстанут, а вымут такие богомерские игры в другие, и выб тех ослушников велели бить в батоги; а которые люди от того не отстанут, в объявятся в такой вине в третие и в четвертые, и тех, по нашему указу, велено ссылать в Украйные городы за опалу. Обноличноб есте нашу грамоту всяких людем велели прочесть по многие дни, чтоб о богомерских и о чародейных играх всяких чинов людем городским и уездным были ведомы, и с сей нашей грамоты списки слово в слово разослали в станы и в волости, и и велели те списки по торшком прочитать многижды, чтоб сей наш крепкой заказ ведом был всем людем.
А как в Белегороде по сему нашему указу всяких чинов людем о богомерских делех заказ учините, и что вам против того духовнаго чину и мирские люди скажут, и тыб о том к нам отписал. А толко ты по сему нашему указу делать не станешь, и тебе бысть от нас в великой опале.
Писан на Москве, лета 7157 года Декабря в 5 день.
Таковы государевы грамоты в Украйные и Замосковные городы посланы.»
Впервые опубликовано в кн.: «Описание Государственного архива старых дел, составленное инспектором Государственных архивов и членов разных ученых обществ П. Ивановым». М., 1850, стр. 296-299
*************************************
Больше интересных статей от журнала “СНЕГИРЬ”:
Самые древние гербы русских городов – почему они именно такие и что они означают?
***************************
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы быть в курсе выхода новых материалов!
Подпишитесь на канал,
чтобы не пропустить новые публикации
Комментарии
212
Чтобы комментировать публикации автора — надо подписаться на канал
9 м
Да, Алексей Михайлович конкретно начал рубить окно в европу задолго до Петра Алексеевича. Уничтоживший органичное сочетание христианства и русского язычества Раскол тоже при нём. Для того и посажены на трон Романовы были. Несмотря на успехи отдельных представителей, общая линия совершенно очевидна – в Европу! В холопы! Только через 300 лет удалось вектор развития на свой путь начать поворачивать, и до сих пор ещё процесс не завершён…
396Изменено
9 м
Очень жаль, что загубили такие традиции замечательные
292
9 м
да, только неплохо бы своё вспомнить, а не западные веселья принимать
да, только неплохо бы своё вспомнить, а не западные веселья принимать
221
8 м
Зато себе Романовские вельможи, немчина по-нутру ни в чём не отказывали: и балы, и рестораны, и театры и прочая праздность.
Всё, что было ими запрещено, было чуждо им, чуждо их ограниченной воле, поэтому этим они прищемили, ограничили широкую Народную волю необъятной русской Души, видя в этом угрозу своей власти.
еще
106
9 м
Да и сейчас Церковная инквизиция от РПЦ правит бвл в истории Руси и Культуре. Романовы и РПЦ в четыре руки обращали свободных и веселых людей в угрюмых и жалких рабов. Крайней русофобией отличались Романов Алексей Тишайший и сынуля его бесноватый – детоубийца Петр 1. Сын его кстати был удушен именно за любовь к русской старине. Предателем он не был.
103
9 м
предатели Романовы, западом купленные
- да еще и подменили царя, и это уже и не спорят..
..
Романовская семья – целиком западный проект. Безродные, опальные выскочки (в опалу угодили за попытки отравлений), вытащенные из забытья Лжедмитриями и вскарабкавшиеся на престол поперек князя Пожарского с помощью кучки казаков и продажных бояр. Романовы – второй этап переформатирования русских, уничтожения былой Руси и даже памяти о ней, холопы Ватикана (иезуитов выгнал только Петр Романов, но задание переформатирования так и осталось, хозяева сменились).
У нас на севере к Романовым в лучшем случае с презрением относились, не может холоп вытравить из себя холуйские замашки даже на троне, он все равно будет оглядываться на хозяина, в данном случае – на запад. Хотя и было забавно, как бывшая дворня пытается «улучшить свою породу», которой никогда не имела, браками с забугорными монархиями – комплекс неполноценности, однако. Итог закономерен.
Я бы не был столь категоричен к этой семье – дело прошлое, вражеское романовское иго закончилось через 300 лет, причем их же хозяева и закончили, «уволив» слуг, решивших стать независимыми. Но теперь вновь русским пытаются внушить преклонение перед Романовыми, тиражируют их «заслуги» перед народом, прививают чувство вины за гибель империи и лопнувший как пузырь царский род. Вылезла из небытия, как когда-то Филарет с Мишей, наследница с наследником, да еще с такой печатью вырождения во всем облике, что не видит его только напрочь ослепленный их «величием». И если такая реабилитация удастся, то русских ждет повтор – указ из статьи станет не из прошлого, а про будущее русских, ремикс.
1,5K прочтений · 2 недели назад
С каких времен отсчитывали российскую историю в начале XIX века? Как объясняли названия ключевых российских рек? Какими богатствами славилась Россия? Какие народы считались древнейшими ее обитателями?… И многие другие удивительные сведения о нашей стране, какой она была в начале XIX в. Сегодня рассмотрим справочник/учебник по географии (и истории) 1809 г. “Новейшая всеобщая география или описание всех частей света Европы, Азии, Африки, Америки и Южной Индии, с историею народов и всех Государств от начала оных до наших времен, с новым прибавлением Российской географии в нынешнем состоянии…
14,7K прочтений · 1 месяц назад
Иудейское Христианство сделало рабами когда-то свободный народ на своей собственной земле, чтобы легче было управлять этим народом и до сих пор продолжает уничтожать историю этого великого народа. С принятием христианства Русь была оторвана от своих корней и стала уязвима, распавшись на мелкие княжества, враждовавшие между собой. В результате иудейского завоевания была утрачена собственная история, письменность, традиции. Если раньше князя, достойного из достойных выбирали волхвы, то потом ради княжеского стола брат шёл убивать брата, так, чисто по-христиански…
немножкоо про лапти. Это очень неплохая обувь, как выясняется.. не для дешевизны делалась, а для удобства. (а зимой валенки лучше всего. потом уже в сочетании с французскими галошами – это же как резину придумали).
267,4K подписчиков
Почему крестьяне постоянно носили лапти, если они так быстро изнашивались
8 июля
53K прочитали
На Руси лапти были одним из самых распространенных видов обуви. Это были простые башмаки из льняной или конопляной пряжи, которые носились как рабочая или домашняя обувь. Изготовление лаптей было довольно простым процессом, который включал несколько этапов.
Лапти – это традиционная русская обувь из деревянных подошв, соединенных с помощью пеньковых или лесных лозовых плетеных ремешков. Эта обувь носилась на Руси с древних времен и была широко распространена среди крестьян и сельских жителей. Лапти не имели каблука, а верх обуви состоял из лоскутков ткани, оставшихся от пошива другой одежды. Появление лаптей связано с особыми климатическими условиями и особенностями жизни на Руси. Деревянные подошвы и использование пеньковых ремешков позволяли защитить ноги от холода и влаги, сохраняя высокую долговечность обуви. К тому же, изготовление лаптей было довольно простым и доступным процессом для обычных людей, что делало эту обувь популярной в сельской местности.
Крестьяне в лаптях /Фото:liganu.com
Издревле на Руси крестьяне носили лапти, сплетенные из лыка – внутреннего слоя коры лиственных деревьев. Наиболее удобной и долговечной обувью считались лапти, изготовленные из липового и вязового лыка, в то время как более дешевыми и непрочными вариантами были коверзни из ивы и мочалжники из мочала. Английский историк Уильям Кокс, путешествуя по России в конце XVIII века был под впечатлением от того, что обувь крестьян представляла собой онучи – серое сукно длиной около трех аршин, которое они наматывали от пальцев ног до самого колена, а затем закрепляли веревками поверх лаптей.
Лапти были настолько популярны среди крестьян на Руси из-за своей прочности, удобства и доступности. Это были простые обувные изделия, состоящие из лаптей и плетеной оплетки, которые легко изготавливались своими руками из доступных материалов, таких как лоза или лыко. Лапти защищали ноги от влаги, холода и грязи, что было особенно важно для крестьян, работающих на поле в любую погоду.
Плетение лаптей /Фото:balthazar.club
Сначала для изготовления лаптей брали лозу или лыко и прошивали их на специальной суконной подошве. Затем полученный материал выкладывали на доски специальной формы и обмакивали в горячий раствор мыла и пни. Это позволяло создать форму будущей обуви. После этого лапти оставляли на сушку и высыхание.
Одной из особенностей лаптей было их удобство и прочность. Эта обувь была очень простой, но в то же время долговечной и практичной. Лапти носились как в деревне, так и в городе, и были незаменимой частью русской народной одежды.
Лапти были идеальной обувью того времени /Фото:carposting.ru
Продолжительность службы лаптей зависела от нескольких факторов, таких как интенсивность использования, качество материалов и процесса изготовления. В среднем, если лапти были сделаны качественно и ухаживали за ними правильно, они могли прослужить от недели до нескольких месяцев. Регулярный уход за лаптями, как чистка и сушка после дождя или снега, увеличивали их срок службы.
На просторах Российской империи, за исключением Сибири и казачьих земель, крестьяне традиционно носили плетеную обувь – лапти. В среднем, каждый мужчина из народа изнашивал от пятидесяти до шестидесяти пар таких изделий в год. Региональные особенности проявлялись в разнообразии технологий плетения – косое или прямое, с округлым, прямоугольным либо треугольным носком, с тесьмой или без нее, с разной высотой голенища. Нередко лапти получали названия в зависимости от материала, из которого были сплетены – дубовики, ракитники, вязовики и так далее.
Зимние лапти /Фото:flectone.ru
Лапти были самым популярным и вообще единственным видом обуви у крестьян и потому делились на зимние и летние. Они отличались друг от друга не только по внешнему виду, но и по конструкции и материалам, использованным для изготовления.
Зимние лапти были более плотными и прочными, так как использовались для защиты ног от холода, снега и льда. Они имели более толстую подошву, сделанную из крепкой соломы или льна, чтобы ноги не мерзли на морозе. Также зимние лапти могли быть утеплены шерстью или овчиной для дополнительной защиты от холода.
Зимние более плотные /Фото:klubmama.ru
Летние лапти, напротив, были более легкими и удобными, так как использовались в теплое время года для проветривания и защиты ног от пыли и грязи. Они имели более тонкую и гибкую подошву, сделанную из мягкой соломы или льна, чтобы нога могла «дышать» и не потела в жару. Летние лапти также могли быть украшены яркой вышивкой или краской, чтобы придать им более красивый и привлекательный вид.
Для зимних лаптей обычно выбирались более плотные и теплые материалы, такие как овчина или фетр, чтобы защитить ноги от холода и снега. Эти материалы хорошо сохраняют тепло и не пропускают влагу, что делает их идеальным выбором для зимней обуви. Иногда их именовали по количеству лыковых полос в плетении – пятерики, шестерики, семерики. Семерики, как правило, использовались в зимнее время. Для дополнительной защиты от холода их могли проплетать пеньковыми веревками и подбивать кожаной подошвой. Поверх холщовых онуч ноги обматывали шерстяными оборами шириной около тридцати сантиметров и длиной до двух метров. Цвет онуч варьировался от белого до коричневого и черного. Зажиточные крестьяне вместо пеньки использовали для этих целей кожаные ремни.
Летом нога должна дышать /Фото:razrisyika.ru
С другой стороны, для летних лаптей предпочитались более легкие и дышащие материалы, такие как лен или конопля. Эти материалы обеспечивают хорошую циркуляцию воздуха и помогают ногам оставаться прохладными и сухими в жаркую погоду. Летом крестьяне использовали специальные легкие приспособления, называемые «пятериками», а в жаркие дни могли обходиться и без онучей, надевая лапти прямо на босую ногу. Иногда для летней обуви они плели легкие изделия из пеньковых веревок (крутцы) или конского волоса (волосянники). В некоторых регионах крестьяне применяли плетеные ступни, которые крепились к подошве.
Кроме того, лапти были долговечными и прочными, что позволяло им служить владельцу долгое время без необходимости постоянной замены. Это делало их экономически более выгодным вариантом для крестьян, у которых часто не было возможности часто приобретать новую обувь. И еще одним преимуществом лаптей было то, что они были легкими и обеспечивали свободу движения ноги, что было важно для работы на поле и выполнения тяжелых физических работ.
Из-за тяжелого труда был большой износ обуви /Фото:newsland.com
Лапти были столь популярны среди крестьян на Руси из-за своей прочности, удобства, доступности и надежности.
В конце восемнадцатого века известный русский ученый Иван Лепехин писал о технологии изготовления лаптей, что для одной пары требовалось две толстые липовые заготовки, а также три или четыре более мелких. Мужик в зимнее время мог носить лапти до десяти дней, а в летнюю рабочую пору они изнашивались уже за четыре. Потому крестьянину было необходимо иметь не менее пятидесяти пар лаптей в год, для чего требовалось около ста пятидесяти заготовок. Однако липовые деревья, из которых получают лыко, могут быть пригодны для этих целей не ранее чем через три года на влажных почвах, а на более плотных грунтах – еще дольше, отчего запасы липовых лесов постоянно сокращались.
В том же восемнадцатом веке, в связи с истощением липовых лесов, крестьяне стали плести лапти из коры ивы, лозы, бредины, а на севере страны – преимущественно из бересты.
Лыко /Фото:market.yandex.ru
Известный русский писатель Василий Белов, в своем произведении, посвященном народному быту «Лад», также размышлял о роли лаптей и берестяной обуви в жизни простых людей. Он отметил, что данный вид обуви не следовало рассматривать исключительно как признак бедности, а скорее как идеальный вариант практичной и функциональной обуви. Легкость и доступность лаптей компенсировали их очень быстрый износ, при этом они не препятствовали использованию более дорогостоящей кожаной обуви, а даже дополняли ее. Ведь направляясь в гости, крестьяне надевали сапоги лишь по прибытии в деревню, предпочитая идти в лаптях, перекинув сапоги через плечо. Они являлись неотъемлемой частью традиционного русского уклада жизни, выполняя практическую и социальную функции.
>>>> Идеи для жизни | NOVATE.RU <<<
Лапти начали плести из ивы /Фото:pot-flowers.ru
Крестьяне были очень изобретательны – Как русский крестьянин утеплял свой дом, чтобы не пропасть в 50-градусные морозы
Источник: https://novate.ru/blogs/080624/69872/
Напишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу?
Это может быть Вам интересно:
иЗ ЗА этих галош лаптей почти не осталось
M2 «Bradley»: к каким выводам пришли российские инженеры после изучения ценного трофея
Можно ли пассажирам с верхних полок сидеть за столиком: РЖД окончательно решил спор
Кем были «софики» на советских дорогах, и почему они муштровались по-офицерски
Подпишитесь на канал,
чтобы не пропустить новые публикации
Комментарии
443
Чтобы комментировать публикации автора — надо подписаться на канал
13 д
Что скрывается под понятиями надёжность и долговечность у автора? 4 дня носки?
254
13 д
денег не было на нормальную обувь, вот и носили.
259
13 д
Весь этот бред не читал.
Но заглавие порадовало.
В сети ходит совет одного из коучей, как накопить на квартиру, которая стоит 12 млн.
еще
242
Ещё 50 комментариев из 187
На железной дороге всё логично
2,9K подписчиков
Почему только идиот поменяет ширину колеи?
Однажды, когда я еще начинал только учиться, преподаватель просил нас назвать ширину колеи в России Препод: какая??? Студент: 1524 мм Препод: у нас 1520 мм, от 1524 мы отошли. Но в принципе если вы будете содержать колею с 1524 мм, то это допустимо. Кстати, если колея будет 1530 мм, то поедет ли поезд? Студент: да? Препод: Да конечно поедет Дальше преподаватель хотел чтобы мы назвали ему какие бывают железные дороги, имея в виду общего и необщего пользования. Но мы восприняли этот вопрос так, что…
1 месяц назад • 67,3K просмотров