По окрестностям Москвы

Больше юго-восток, раньше было по району Чехова, Лопасни.

а это про Залесье – и Ополье Владимирское, еще и к Волге, Ростову и Костроме.

сначала – кое что про местные названия, они старорусские – а то уже чуть ли не полякам приписывают. Поляки там захватить не успели, но заскакивали, в Смутное время. Тикали потом от Минина и Пожарского. Вообще это места исторические, третий центр Руси, после Новгорода и Киева.

Найти тему

  • Главная
  • Подписки57
  • Найти тему
  • Видео
  • Статьи
  • Ролики
  • Новости
  • Сохранённое
  • Видеоигры
  • Детям

Всё о ДзенеВакансииДзен на iOS и Android

Даниловский краевед

1903 подписчика

Названия наших деревень. Меря. Турыбарово, Ягорба, Шужба, Соньгобол

11 минут

116 прочтений

2 дня назад

Оглавление

К древнейшим ойконимам Северного Заволжья относятся названия населённых пунктов, в основе которых лежат слова с финно-угорскими корнями. Народы меря, вепсы и чудь оставили здесь следы оседлой цивилизации в виде долговременных поселений. Это подтверждают данные топонимики. Среди названий наших сёл и деревень нередко встречаются реликтовые слова явно нерусского происхождения.

Внимание любителей истории неизменно привлекает группа топонимов с одинаковой концовкой «-бол». По мнению исследователей, они принадлежали лексикону народа меря, язык которого до наших дней не сохранился. На текущий момент на территории Ярославской, Владимирской, Ивановской и Костромской областей лингвистами зафиксировано около 50 подобных БОЛ-топонимов, включая Яхробол, Шачебол, Искробол, Толгоболь, Ракобол, Пачебол и т.д.

Мерянская конская подвеска с бобровыми лапками (Рыбинск, городище Усть-Шексна)

Некоторые названия из этой категории при переходе в русский язык подверглись значительной трансформации и искажению. Этот процесс происходил естественным образом, особенно когда для исходной реликтовой формы находилось похожее слово со славянскими корнями. Таким образом иногда в современном названии деревни с трудом угадывается изменённая мерянская основа. К таким ойконимам «под вопросом» специалисты относят Каргополь, Шурскол, Шаболовку и даже Суздаль.

На включение в реестр мерянских БОЛ-топонимов претендуют по крайней мере ещё три кандидата.

Турыбарово

Деревня Туры́барово хорошо знакома любителям клюквы и охотникам из Данилова, Пошехонья и Пречистого. Поселение расположено между Козой и Семёновским на краю большого Новленского болота. В деревне расположена охотничья база Ярославского моторного завода. Отсюда начинаются охотничьи маршруты и лесные тропы.

Новленское болото

На первый взгляд название Турыбарово имеет антропонимическую (именную) основу. Действительно, по статистике таких почти 80% в наших краях. Восстанавливаем прозвище хозяина деревни через вопрос “Чьё хозяйство?” и получаем имя владельца Турыбар.

Такая словоформа имеет заметные признаки влияния тюркских языков. Есть похожее восточное имя Турабей, по-татарски значит “правдивый, честный бай (человек)”. Турыбар может быть слегка изменённым, диалектным вариантом Турабея. С учётом наличия похожих топонимов Турыбанино, Турабово, Турабьево, Турабцево, такая версия вполне правдоподобна.

Деревня Турыбарово на карте Ярославской области

При этом на топоним Турыбарово можно взглянуть совершенно с другой стороны. Интересно, что в Ярославской области было такое местное деревенское выражение “на турыбалово”. Оно означало «очень далеко, отдалённое место», что-то вроде «кудыкиных гор» или «у черта на куличках».

Куда на турыбалово-то забрались?…

Уехал куда-то на турыбалово…

(Ярославский областной словарь, ЯГПИ, 1981 г.)

Знатоки марийского языка угадают в его составе корень тур – “крайний, далёкий”. Семантика (значение) этой основы поразительно совпадает с народной присказкой про “турыбалово”. Ему вполне соответствует и фактическое расположение деревни Турыбарово – отдалённая, окружённая болотами деревня, расположенная на границе районов и старых уездов.

В сочетании с типовым топонимическим формантом -бол можно реконструировать исходную мерянскую форму, лежащую в основе современного топонима. Получится Турбал, что значит «дальнее, крайнее селение».

Деревня Турыбарово, Первомайский район Ярославская обл.

Такое чисто умозрительное заключение можно подкрепить реальными аналогами. В Кадуйском районе Вологодской области есть такая деревенька Турпал. В её окрестностях можно обнаружить целый куст топонимов с корнем тор-/тур-: озеро Торское, деревня Торки, речка Турпалохта.

В некоторых случаях формант -бол в составных топонимах звучит как -пал (Шелешпал, Андопал, Мушпал, Шашпал, Пезопальская слободка) или -пол (Нушполы). Турпал следует рассматривать как очень близкий фонетический аналог формы Турбал.

Окрестности деревни Турпал

Очень похожий топоним Турбалово зафиксирован в Тверской области. Так называлась местность на реке Тьме. Отличие этих аналогов от объекта нашего исследования заключается в концовке -рово вместо -лово. Как объяснить такую замену?

Дело осложняется тем, что ярославский топоним с буквой “Р” не уникален. Турыбаров угол — это название не существующей ныне деревни на Вологодщине, бывшей где-то на реке Кеме. Она упоминается в источниках 15 века в уделе князей Кемских: «…отца же нашего отчина Турыбаров угол…». Возможно оба топонима произошли от фамилии ранних вологодских землевладельцев, которая в свою очередь основана на одном из реликтовых топонимов типа Турбал.

Трансформация Турбалов в Турыбаров вполне объяснима таким языковым явлением как ассимиляция. Она могла произойти при образовании фамилии по примеру таких ярославских антропонимов, как Колыберово, Кулиберово, Латиберово.

Бол-топонимы

Топонимический формант –бол происходит от термина, который в древнем языковом субстрате (специалисты условно называют его финно-пермским) имел значение «село, поселение». Вот как звучит это слово в современных финно-угорских языках: марийский – ола (город Йошкар-Ола); мордва – веле; венгерский – falu; старофинский (в топонимах) – palvo.

Есть мнение, что это могло быть заимствование из индоевропейских языков, родственное греческому слову polis – город. В этом случае северный Каргополь может быть действительно собратом южному Севастополю. Но тогда какие разные исторические траектории у этих однокоренных названий!

Специалисты по субстратной топонимике относят слова с формантами -пал, -бал, -бол к мерянскому языку. Если нанести их на карту, то ареал таких названий в целом будет совпадать с зоной распространения этнотопонимов, производных от названия народа меря, упомянутого летописцем на страницах «Повести временных лет».

По мнению доктора филологических наук Александра Константиновича Матвеева, несмотря на преобладание форм с -бол/-бал, исходной формой для этого форманта восстанавливается -пал. Колебания звуков (б – п и о – а) могли быть обусловлены различными факторами: влиянием соседних звуков, временем усвоения и могли возникнуть ещё в дославянскую эпоху.

Александр Константинович Матвеев (1926 — 2010) — советский и российский лингвист, специалист в области уральской и северорусской диалектной лексики и субстратной топонимики, доктор филологических наук

Половина названий на -бол находится на территории Ярославской области и в Пошехонье, пять наименований образуют кластер в районе Владимира и Суздаля, десять из них сосредоточены на северо-западе Костромского региона в районе Галича и Чухломы.

Соньгобол

Реликтовые БОЛ-топонимы иногда можно обнаружить в названиях речек. Например, в Ярославской области есть речки Вороболка, Пачеболка, ручей Пушебольский. На Пачеболке расположено село Пачебол. Отсюда мы можем заключить, что названия малых речек с “сельским” формантом -бол были унаследованы от населённых пунктов. Причём в некоторых случаях давно исчезнувших или переименованных, так что названия речек позволяют сделать реконструкцию древних названий.

В окрестностях города Ярославля в Заволжье есть речка Со́ньга. Она пересекает трассу М8 возле села Гавшинка и является притоком реки Ить. Соньга – мерянский гидроним, основанный на финно-угорских корнях. В его основе находится корень сонь-. Это одна из грамматических форм слова суо – болото. Концовка -га является типовым речным формантом. Название условно можно перевести как “болотистая, застойная речка”. В качестве литературного перевода для неё уместен замечательный древнерусский гидроним Нете́ча.

Речка Соньга возле Гавшинки

Кажется, что в плане этимологии здесь всё ясно и вопрос решён. Но, внезапно, на первых картах Ярославской губернии, составленной в конце 18 века, речка оказывается обозначенной чуть иначе – Соньгоба. В более ранних писцовых книгах можно встретить другой вариант – Соголба. Своей необычной и неоднозначной формой оно явно доставляло немалые проблемы средневековым царским писарям. Видимо в речи местных жителей было сложно разобрать что-то более привычное.

Межа Спаского ж монастыря деревни Чернова починка с розными Шаховскими помещики с сенным покосом: к речке Соголбе, на берегу у речки у Соголбы яма, … и речкою Соголбою вниз до Андреевых сенных покосов Векеньтьева … (Письма и межеванья Мирона Тимофеевича Хлопова, Ярославский уезд, 1627 г.)

Выходит так, что в древности название речки было длиннее. Странно, зачем тут ещё добавлено -ба? Что бы это могло значить?

Ответ нашёлся в одном из старинных ярославских справочников. Там упоминается ещё более длинный и вовсе удивительный вариант названия для этой речки – Соньгоболка. Похоже, что и Соголба, и Соньгоба являются искажёнными вариантами. У нас появляется топоним Соньгобол с концовкой -бол, а это значит, что перед нами ещё один мерянский «сельский» топоним.

Словоформа Соньгобол буквально переводится как «поселение на медленно текущей речке». Возможно перед нами архаичное дославянское название одного из ярославских сёл, расположенных где-то поблизости. На берегах Соньги их несколько – Гавшинка, Ноговицыно, Медягино. Одно из них могло прежде называться Соньгобол. Которое точно, это нам, увы, неизвестно.

В верховьях речки Соньги, между прочим, расположен знаменитый Фатьяновский могильник, но связывать финно-угорский ойконим с фатьяновской культурой бронзового века никак нельзя. Это совершенно разные исторические эпохи.

История этого топонима наглядно демонстрирует нам сложность одного из основных вопросов топонимики. Селение названо от реки или наоборот река от селения? В этом примере мы можем увидеть, как фокус названия перемещается туда-сюда, с речки на село, а затем обратно на речку. В мерянской традиции село получило имя, в составе которого было название речки – Соньго-Бол. В русскоязычном окружении речку стали называть по селу Соньгоболкой, затем Соньгобой и наконец в лексикон вернулась исходная форма Соньга.

Самый важный вывод, который можно извлечь из этого примера, состоит в том, что названия наших рек, которые имеют типовое окончание -ба вполне могли происходить от названий населённых пунктов, бывших когда-то на их берегах, в названиях которых фигурировала концовка -бол.

Шужбол

Яркий пример такого соответствия – погост Шужбол (Шужболенский), бывший в старину в окрестностях Вологодского села Бабаево. Здесь течёт небольшая речка Шужба, название которой видимо является производной формой женского рода от исходного Шужбол (глухое, тупиковое село).

Кстати, к этому Шужболу мы ещё вернёмся, когда будем рассматривать сложную историю топонима “Суздаль”. Есть очень веские основания, чтобы доказать их близкое лингвистическое родство. В обоих названиях явно просматриваются хорошо знакомые финно-угорские основы сиузь- (глухой) и -бол (селение), скорректированные разным фонетическим окружением.

Ягорба

Вооружившись этим знанием, можно отыскать и других претендентов на включение в перечень БОЛ-топонимов. Город Череповец, как и многие другие русские города, расположен на речной стрелке, которая образована соединением реки Ягорбы с Шексной.

Река Ягорба в Череповце

Согласно народной этимологии название притока Шексны говорит само за себя: «Я — горба!», – горбатая, извилистая речка. Спорное утверждение. Руслом она особо не отличается, есть речки с гораздо более замысловатой топографией. Анализ окружающей топонимии указывает на неславянское происхождение названия.

На Шексне раньше была ещё одна Ягорба, в 50 километрах ниже по течению от Череповца. Сейчас на этом месте, где-то напротив Гаютино, плещутся волны искусственного моря. Большое село Ягорба, по своим размерам вполне сравнимое с небольшим европейским городком, располагалось до 1940 года на берегах небольшой протоки, соединявшей соседнее озерко с Шексной. Озерко называлось Ягра, что в переводе на русский язык значит “озеро”. Озеро под названием “Озеро”. Всё просто.

Село Ягорба на карте Менде, 1857 г.

Есть достаточно веские основания предполагать, что изначально поселение Ягорба называлось Яграбол или даже … Яхробол. Слово состоит из двух частей – корня Ягр- (Яхр-) и сельского форманта -бол. Озёрное поселение. Впервые это предположил ещё один известный исследователь мерянского языкового субстрата Орест Борисович Ткаченко. Он сделал попытку восстановить мерянский язык на основе топонимики и диалектной лексики. Попытка не удалась, но в результате был получен ряд ценных выводов. В частности была реконструирована связь Яхробола и Ягорбы.

О. Б. Ткаченко — лингвист, исследователь мерянской топонимики, предпринявший попытку восстановить мерянский язык

В результате исследования топонимов Ягорба выясняется, что на территории Северного Заволжья было по крайней мере три населённых пункта с условным названием Яхробол (Озёрное поселение). Один из них существует до сих пор под этим именем. Причём в том же статусе, что и тысячу лет назад – поселение на берегу одноимённого озера. Деревня находится в районе Красного Профинтерна.

Деревня Яхробол и озеро Яхробольское

Второй Яхробол в контексте русскоязычного окружения к моменту фиксации населённых пунктов в писцовых книгах стал звучать как Ягорба (затоплено водохранилищем).

Третий сохранился только в названии реки и представляет собой реликтовое название одного из поселений, ставшего основой для современного города Череповец. Возможно этим прототипом являлось село, которое в монастырскую эпоху получило название Федосьево.

Город Череповец на Генеральной карте Новгородского наместничества, 1785 г.

Велика вероятность, что Яхроболом могло называться поселение, известное под условным названием “Октябрьский мост”, обнаруженное при строительстве моста и раскопанное в 1981 году археологом музея А. Н. Башенькиным. Озёрная тематика череповецкой Ягорбы обусловлена несколькими озерками, расположенными за рекой – Ивачёвское, Колманское, Пустынское.

Мерянское название не прижилось в Череповце, что можно объяснить монастырской историей посада. Монахи старались избегать чудской, языческой лексики. Монастырские поселения на Руси, как правило, носили славянские названия.

Спасибо, что прочитали. Продолжение следует. Ставьте нравлики, подписывайтесь на журнал!

Источники:

1. Субстратная топонимия Русского Севера : в 4 ч., Матвеев А. К., Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001

2. Ярославский областной словарь, ЯГПИ, 1985, под ред. Г.Г.Мельниченко

3. История Череповецкого края, Н. В. Косорукова

4. Археология Русского Севера: древнейшая история, эпоха первоначального освоения учебное пособие / Н. В. Косорукова; Череповецкий государственный университет. — Череповец : ЧГУ, 2022

#Турыбарово #Турбалово #Соньга #Соньгоба #Соньгобол #Ягорба #Яхробол

Русь Чуди Меря Меровия (к Моравии и Византии не надо за уши притягивать, связь есть)

Мнение обывателя.

1 ч

У нас, в Талдомском районе, есть деревня Нушполы. Раньше это была самая дальняя точка района.

Сергей Иванов

5 ч

Меря, мещера, чудь, весь , русь- финно-угорские племена. Теперь часть русского народа, наряду со славянами и тюрками.

1

AZ (Азъ)

8 ч

Вот интересно некий неизвестный язык мери – народа вымершего и как видно не являющегося народом марийцев- обязательно финно-угорский – или финский или венгерский? А не подгонять названия под неизвестный язык и а поискать такие же названия у других народов. В Литве например или Латвии? Что до слова га – так в большинстве индоевропейских языков оно имеет значение двигаться и река.

1

Ещё 4 комментария

Рекомендуем почитать

4 минуты

История и культура Евразии

251 читали · 3 месяца назад

Формирование древнерусской народности: освоение Восточно-европейской равнины – Словене ильменские

Во второй половине I тыс. н. э. в бассейне Ильменя формируется новая культура новгородских сопок. Как называют её насельников историки – Словене ильменские. Основным регионом распространения культуры является бассейн Ильменя (более 70% археологических памятников культуры). Остальная часть в смежных землях Поильменья — верховьях рек Луга и Плюсса, а также в бассейне Мологи. Также немногочисленные археологические памятники известны в бассейнах рек Великая и Западная Двина. Культура новгородских сопок…

8 минут

Даниловский краевед

154 читали · 4 недели назад

Названия наших деревень. Тархов Холм

Сегодня у нас в журнале рубрика «Редкие христиане», и заодно мы будем распутывать загадку одного из мифов ярославской топонимики. Миф связан с самой высокой точкой Ярославской области. Тархов холм, 293 метра над уровнем моря, находится между Переславлем и Угличем в той части области, которая зовётся у нас «переславскими горками». Одна из этих горок со стороны действительно выглядит как весьма выдающаяся возвышенность с пологими склонами. Тархов Холм – это одновременно топоним (место) и ойконим (населённый пункт)…

6 минут

Непутёвые заметки с Российских просторов

2005 читали · 1 год назад

Вас, вису, весь, чудь… Вепский край.

Наши предки не сильно заморачивались с названиями иноплеменников — лопочут что-то — лопари, вообще речь непонятная — немцы, чудно говорят — чудь. Чудью до революции называли вепсов, впрочем, не только их — меря, водь (чудь белоглазая), ижора, сумь, емь, эсты, корела, даже коми (чудь заволочная) — все это чудь, но я про вепсов… Пришли они на северо-запад и сформировались как отдельный народ в незапамятные времена, примерно с 9 века, а если принять во внимание готские и арабские источники (там название народа — вас, вису, в древнерусских — весь), то и вовсе с 6 века…

Мещерино (не совсем, рядом Никоновское) 2 часа ночи, но поле видно, и сумку на велике, и три фонаря, два уже светодиодных а один – с обычной лампой. Есть в другой записи.

Related Images: