можно починить и поездить еще – агрегат ремонтируется. Сейчас еще распродажа, стоимость нового меньше 6000 ( 3000 – 90 – 70 – 200 byn ) .
Предупреждение. В силовой электрике – особенно авто – под гайки и винты не подкладывают шайбы Гровера, особенно если это силовой контакт электрики либо заземление. Стартер был неисправен на новой машине – по этой причине, попала водичка а шайба из Железа и соединяется с Медью и Алюминием – получается как электрод в батарейке – моментально ржавеет и контакта нет. Положить плоскую шайбу можно, зачистив хорошо и слегка капнув смазки. Идеально – гайка из меди или латуни без шайб – сразу на клемму. Разобрать заводской агрегат и со всех винтиков и гаечек эти шайбы выкинуть, особенно у реле стартера и болтов – заземления – стягивающих корпус. И смазать подшипники скольжения, тогда стартер проработает 12 лет – как на мой машине. Я после первой поломки – через тысяч 30 пробега – раскрутил и шайбочку выкинул.
Там и еще больший косяк. На Волге аккумулятор и стартер – с одной стороны мотора, и пожар не произойдет, провод короткий. И – намного толще.
Здесь мотор – по – другому сделан, на месте стартера – выпускной коллектор, а сам стартер – с другой стороны. А провод – мало того что длинный и потоньше – еще и завели со всей слаботочной электрикой – да и рядом с острыми углами у кузова.
Если какая проблема – например – попало немножко воды в топливо – стартер приходится крутить несколько секунд. Он то выдержит (если не китайская подделка), а вот провод – может перегреться и на нем поплавится изоляция.
В результате – сильный пожар, это цепь без предохранителя. И точно, что придется менять – все , что в моторном отсеке, электрику и жгуты проводов. (да и потушить – не отсоединив аккумулятор или не имея хорошего огнетушителя – не удастся.)
- взять другой провод, от иномарки. С предохранителем на 300 ампер. Переложить по-другому. Переставить аккум на другую сторону двигателя – ну это самое сложное, но – более правильное решение.
10.5.3. Снятие, ремонт и установка стартера
Вам потребуются: отвертки с плоским и крестообразным лезвиями, ключи «на 8», «на 13», «на 14», съемник стопорных колец.
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
2. Оттяните резиновый чехол… | 3. …отверните гайку клеммы провода питания тягового реле… |
4. …и снимите клемму со шпильки. | 5. Отверните гайку клеммы «плюс» питания стартера… |
6. …и снимите клемму с контактного болта. | 7. Выверните болт нижнего крепления… |
8. …отверните гайку верхнего крепления стартера к картеру сцепления… | 9. …и снимите стартер. |
10. Проверьте удерживающую обмотку тягового реле стартера. Для этого сначала подсоедините клемму «минус» аккумуляторной батареи к клемме 2, а затем клемму «плюс» к контактному болту 1 (при отсоединенной от контактного болта клемме) – якорь реле должен резко втянуться. | 11. Проверьте удерживающую обмотку реле стартера, подсоединив к клемме питания удерживающей обмотки клемму «плюс» батареи, а клемму «минус» к корпусу стартера — якорь тягового реле должен плавно втянуться. В противном случае замените тяговое реле. Якорь тягового реле должен перемещаться в корпусе свободно, без заеданий. Осмотрите контактные болты. Зачистите мелкозернистой шкуркой подгоревшие головки болтов. |
12. Отверните гайку крепления шины к контактному болту. | 13. Отсоедините шину от контактного болта тягового реле. |
14. Выверните два винта крепления тягового реле… | 15. …и снимите реле. |
16. Извлеките пружину из якоря… | 17. …и выньте якорь тягового реле, приподняв его, чтобы петля якоря снялась с рычага. |
18. Выверните два болта крепления крышки заднего подшипника… | 19. …и снимите крышку подшипника с задней крышки стартера. |
20. Снимите фиксирующую… | 21. …и дистанционную шайбы. |
22. Выверните два стяжных болта и извлеките их из корпуса. | 23. Снимите заднюю крышку с вала якоря стартера. |
24. Снимите дистанционную шайбу с вала якоря стартера. | 25. Осторожно, чтобы не повредить щетки, снимите щеточный узел с якоря. |
26. Снимите с основания щеточного узла корпус с шиной и «плюсовыми» щетками. | 27. Снимите со стороны привода крышку вместе с редуктором. |
28. Извлеките редуктор с приводом из крышки стартера со стороны привода. | 29. Вставьте оправку в редуктор вала привода… |
30. …установите вал привода на оправку и другой оправкой сбейте ограничительное кольцо со стопорного кольца. | 31. Разожмите стопорное кольцо… |
32. …и снимите его. | 33. Затем снимите ограничительное кольцо. |
34. Поддев отверткой… | 35. …извлеките рычаг из проушин корпуса редуктора… |
36. …затем снимите рычаг с шайбы муфты… | 37. …и снимите обгонную муфту с вала привода. |
38. Поддев отверткой крышку редуктора стартера… | 39. …снимите ее с редуктора… |
40. …и извлеките шестерни из редуктора. | 41. Поддев отверткой фиксирующее кольцо… |
42. …снимите его… | 43. …затем снимите упорную шайбу… |
44. …и извлеките вал привода из ведущей шестерни редуктора. | 45. Осмотрите якорь. Если коллектор 2 загрязнен или на нем есть риски, следы подгорания и другие дефекты, прошлифуйте его мелкозернистой стеклянной шкуркой. При значительной шероховатости коллектора или при выступании слюды между его пластинами (ламелями) проточите коллектор на токарном станке, а затем прошлифуйте мелкозернистой стеклянной шкуркой. Биение сердечника относительно цапф вала не должно превышать 0,08 мм. В противном случае замените якорь. При обнаружении на валу 1 якоря желтого налета от подшипника удалите его мелкозернистой шкуркой, так как это может привести к заеданию шестерни на валу. Если на поверхностях цапф и шлицев вала появились задиры, забоины, замените якорь. Проверьте надежность пайки выводов обмотки 3 якоря к пластинам коллектора. Осмотрите обмотку по торцам якоря, диаметр обмотки должен быть меньше пакета железа якоря. В противном случае замените статор. На внутренней поверхности статора не должно быть следов задевания якоря о статор. В противном случае замените подшипники вала якоря. |
46. Проверьте состояние обмотки якоря с помощью контрольной лампы, питаемой переменным током напряжением 220 В. Подведите напряжение к пластине коллектора и сердечнику якоря — лампа гореть не должна. Если лампа горит, значит, есть замыкание обмотки якоря или пластины коллектора на «массу». В этом случае замените якорь. | 47. Удерживая обгонную муфту, проверните шестерню стартера в обе стороны: по часовой стрелке шестерня должна вращаться свободно, против часовой стрелки шестерня не должна вращаться. В противном случае замените привод. |
48. Установите привод стартера на вал привода, он должен свободно, без заеданий перемещаться по шлицам вала.
49. Если детали привода сильно изношены или повреждены, замените привод. При обнаружении забоин на заходной части зубьев шестерни прошлифуйте зубья мелкозернистым наждачным кругом малого диаметра.
50. Осмотрите втулки, в которых вращаются валы, установленные в крышке стартера со стороны привода, в крышке со стороны коллектора, в опоре вала якоря и опоре вала привода. Если втулки изношены или на них появились задиры, раковины и другие дефекты, замените крышки или опоры с дефектными втулками. Замените крышки и опоры с трещинами.
51. Осмотрите статор: если на нем есть следы задевания якоря, замените заднюю крышку и промежуточную опору.
52. Замените щетки, изношенные до размера менее 3,5 мм между рабочей поверхностью и выводом.
53. Проверьте легкость перемещения щеток в направляющих щеткодержателя. Они должны перемещаться без заедания, а сам щеткодержатель не должен иметь сколов и трещин.
54. Осмотрите вал привода. Винтовые шлицы и шейки не должны иметь задиров и сильного износа. Следы переноса меди с втулок на шейках снимите мелкозернистой стеклянной шкуркой, так как впоследствии они могут стать причиной заклинивания вала. Водило и его три оси шестерен не должны иметь люфтов в соединениях.
55. Проверьте омметром, замыкаются ли контактные болты тягового реле контактной пластиной. Для проверки соберите схему, показанную на фото, и вдвиньте якорь внутрь реле до упора. Если болты не замыкаются, замените или отремонтируйте реле.
56. Соберите стартер в обратной последовательности. Перед сборкой смажьте зубья шестерни привода моторным маслом, а винтовые шлицы вала привода, зубья шестерни с внутренним зацеплением, планетарные шестерни и шлицы вала ротора — консистентной смазкой (ЦИАТИМ-201, 202, 203 или Литол-24).
57. Щеткодержатель нужно устанавливать в стартер отдельно от крышки со стороны коллектора, так как щетки выталкиваются из направляющих пружинами и без приспособления удержать их в исходном положении невозможно. В качестве приспособления используйте головку подходящего размера от накидного ключа. | 58. Установите собранный щеткодержатель на коллектор якоря, выньте монтажную втулку и установите крышку со стороны коллектора. |
59. Установите собранный стартер в порядке, обратном снятию.
наклейка быстро теряется – вот подсказка –
Блок предохранителей в салоне – лампочки фары гудок прикуриватель обогрев сидений, печка
Блок реле и предохранителей в салоне расположен под крышкой на панели приборов слева от рулевой колонки.
Блок предохранителей (2005-2011)
№ | А | Функция/компонент |
F1 | 5 | Освещение выключателей и органов управления, габаритные огни левого борта |
F2 | 7,5 | Ближний свет правой фары |
F3 | 10 | Дальний свет правой фары |
F4 | 10 | Правая противотуманная фара |
F5 | 30 | Система электростеклоподъемников дверей, электропривод люка |
F6 | 15 | Штепсельная розетка переносной лампы |
F7 | 20 | Звуковые сигналы, электропривод зеркал |
F8 | 20 | Обогрева заднего стекла, наружных зеркал, МУС |
F9 | 20 | Очистители и смыватели стекол, дополнительный отопитель салона |
F10 | 20 | Прикуриватель |
F11 | 5 | Габаритные огни правого борта, освещение номерного знака |
F12 | 7,5 | Ближний свет левой фары |
F13 | 10 | Дальний свет левой фары и сигнализатор дальнего света фар |
F14 | 10 | Левая противотуманная фара |
F15 | 20 | Система электроблокировки замков дверей |
F16 | 10 | Аварийная сигнализация и указатели поворота |
F17 | 7,5 | Плафоны освещения, выключатель сигнала торможения |
F18 | 25 | Отопитель, выключатель обогрева заднего стекла и наружных зеркал |
F19 | 10 | Комбинация приборов, выключатель света заднего хода |
F20 | 7,5 | Задние противотуманные огни |
F21 | 10 | Запасной предохранитель |
F22 | 20 | Запасной предохранитель |
F23 | 30 | Запасной предохранитель |
Реле | ||
К1 | – | |
К2 | Реле-прерыватель стеклоочистителя | |
К3 | Реле-прерыватель указателей поворота | |
К4 | Реле включения ближнего света фар | |
К5 | Реле включения дальнего света фар | |
К6 | Дополнительное (разгрузочное) реле | |
К7 | Реле включения обогрева заднего стекла | |
К8 | Реле включения противотуманных фар |
Блок предохранителей в моторном отсеке
Блок реле и предохранителей под капотом расположен на левой надставке брызговика автомобиля. Схема расположения реле и предохранителей находится на внутренней стороне крышки блока
Вариант 1
Вариант 2
№ | А | Функция/компонент |
F1 | 15 | Звуковой сигнал |
F2 | – | Не устанавливается |
F3 | 30 | Электровентилятор 2 |
F4 | 25 | АБС (ESP) |
F5 | 5 | Приборы |
F6 | 20 | Бензонасос |
F7 | 20 | Стартер |
F8 | 30 | Электровентилятор |
F9 | 10 | Комплексная микропроцессорная система управления двигателя (КМПСУД) |
F10 | 10 | АБС (ESP) |
F11 | 20 | Подогреватель |
F12 | 5 | Подогреватель |
F13 | 25 | Подогреватель |
F14 | – | Не устанавливается |
F15 | – | Не устанавливается |
F16 | – | Не устанавливается |
F17 | 60 | Монтажный блок |
90 | Монтажный блок | |
F18 | 40 | АБС (ESP) |
F19 | 60 | Монтажный блок |
Реле | ||
К1 | Реле стартера | |
К2 | Реле подогревателя | |
Реле времени стеклосмывателя двери задка (вариант 1) | ||
К3 | Реле подогревателя | |
Реле звуковых сигналов (вариант 1) | ||
К4 | Реле звукового сигнала | |
Реле блока управления двигателем (КМПСУД (вариант 1)) | ||
К5 | Реле блока управления двигателем (КМПСУД) | |
Реле электровентилятора (вариант 1) | ||
К6 | Реле электровентилятора | |
Реле электробензонасоса (вариант 1) | ||
К7 | Реле электробензонасоса | |
Реле электровентилятора (вариант 1) | ||
К8 | Реле электровентилятора | |
Реле кондиционера (вариант 1) | ||
К9 | Реле компрессора (вариант 1) | |
К10 | Реле блока управления заслонкой рециркуляции (вариант 1) |
* 60А для блока нового образца, 60/90А для блока старого образца
еще будет – справа под крылом – там насос водяной и кондиционер, релюшки.
(как показала практика – релюшки неплохие, не поломались за 10 лет, кроме силового на стартере. )
хороший совет – скрутить блок предохранителей и посмотреть снизу провода. Если непонятная поломка с электрикой. А также – контакты реле все . Разъемки – очень надежные, не заржавели. Ну, кнопочки у дверей и резинки – где двери открываются – это на всех машинах слабое место. (Машину закрыл а она сама орет .. ставить на парковку в 500м от поселка – или отключать бибикалки, снимая клемму.. все равно лампочками моргает.) Помогает wd40 а лучше питерский нанопротек.
устранение поломки – ключ повернул а не заводится. Вариант 2 – в автомагазине купить аккумулятор а старый – на пункт приема – кстати, за неплохие деньги.
Устранение поломки – машина не управляется, сильный дым и огонь из-под капота, или небольшой взрыв.
Причину не устранить – вот он, вселился в Главных инженеров или Электриков.
..азговорились с одним эстонским знакомым про Ёлса — костромского лешего, чёрта, дьявола, и он предположил что этимология этого загадочного постмерянского диалектизма может быть близка к эстонской, чем Ёлс не шутит:
Это по нашим поверьям – очень большой хулиган, и он из Высших сил, из создателей всего живого.. Не собираюсь называть слово Шай… это – не по нашему, мы все – таки Русские, пусть из малой народности.
машину бросаем, она долго никуда не поедет, если удастся потушить – то на эвакуаторе.
- чтобы потушить – надо взять монтировку (или топор) и перебить силовой провод. А потом тушить. Я, конечно, полез с ключиком, и открутил, но – заговоренный наверно, сгорели только волосы и куртка.
Поэтому – устраняем последствия.
Электрика выходит из строя – не сразу, а так – через год, а , может -через десять. Как показывает практика – редко возникающая неисправность, или не постоянная – это контакты. А постоянная, или с красивыми эффектами – это основная часть электрики – блок управления, предохранители, силовые провода, аккумулятор или стартер.
Самая дорогая деталь в отдельности это электронный блок, микроконтроллер или мозги. Примерно – купить у нас уже сложновато, из-за путей доставки и стоимости в евро 600. И может – помогут компании или частные мастера, которые освоили ремонт – перепрошивку, программирование. Но – это вторая часть по цене – если менять электрику.
А первая по стоимости часть – это комплекты проводов, жгуты.
Первое действие – избавиться от ошибки конструкторов, либо их зловредного действия, после приема сильнодействующей травы.
Минусовой провод должен быть Черного или Синего цвета, 125 квадратов, проложен от аккумулятора по самому короткому пути – и до болта на блоке двигателя (так и сделано). Качество изоляции на нем – может быть среднее, без явных разрывов или трещин.
Плюсовой провод – на первом ТО снять и выкинуть. От хорошего аккума он замкнул в самом незаметном месте – в глубине у мотора и где ребро кузова – и получился сильный пожар.
Он должен быть проложен Вдали от всех проводов (предохранителя то нет- задевает об острые края кузова, у решетки стеклоочистителя и мотора). И – не в жгуте со всеми другими проводами.
И – лучше – рядом с минусовым, быть 125 квадратов, а не 60, то есть примерно 1 см кв в Сечении, и на 1000 ампер, а не на 150!! Не страшно, если он чуть внатяг пройдет с передка мотора и прямо к стартеру, взять Красный провод от прикурки можно. а вот со стартера – Красный провод средней толщины – на 80 ампер – можно старый плюсовой, только одеть на него красную трубочку и провести в другом месте (!)
устранение поломки – ключ повернул а не заводится. Вариант 2 – в автомагазине купить аккумулятор а старый – на пункт приема – кстати, за неплохие деньги.
Устранение поломки – машина не управляется, сильный дым и огонь из-под капота, или небольшой взрыв.