Ставшая очень народностью известной – после 1959 года, там – как рассказывал отец – туристы, студенты полезли в горы и там замерзли. ( Потому что подрались с Манси, испугали их лесного соседа – Снежного человека, так кто внимательно дневник читал – так про него написано. Да еще взорвалась грелка у них, сделаная чуть ли не из Радия. А оставшиеся из негритят повешали друг дружку на кедре и побили колотушкой – Колотушка есть даже на нескольких фото, кусок бревна кило на 100. )
Не был там отец, хоть он тоже увлекался лыжами, ну тогда было модно. Но все причины он мог угадать. Еще там один походник догадался пойти с бывшей подругой, и как минимум четверо влюбились в другую девушку. Результат вот всем известный. А Манси – я считаю – не при чем. Не головорезы, как и мы, про наш малый народ – кое что уже известно.
Найти тему
- Главная
- Подписки58
- Найти тему
- Видео
- Статьи
- Ролики
- Новости
- Сохранённое
- Видеоигры
- Детям
Всё о ДзенеВакансииДзен на iOS и Android
191 подписчик
Об этих загадочных Манси с перевала Дятлова и других Манси…
8 минут
1307 прочтений
2 дня назад
Хочу поговорить и о Манси.

Фото из этнографического архива Свердловской области.
Почему я решила о них написать ? Все то, что я увидела вблизи перевала Дятлова за 7 дней похода произвело на меня впечатление. Это такое странное место все таки. Странное и немного грустное. Потому что, с одной стороны, сейчас здесь большой поток людей, много внимания к этой местности, к истории гибели группы Дятлова, к легендам, фольклору, связанным непосредственно с этими землями и с местными жителями. А с другой стороны, места эти стали уже пустынны и отдают явным забвением и разрушением.

Фото автора.
Манси – народ, населявший раньше Ивдельский район почти исчез. Наша цивилизация растворила их, они утратили свои обычаи, традиции, разъехались по огромным городам и живут также, как и большинство из нас, не как дети леса, а как дети каменных джунглей.
Наверное, это очевидное противоречие между таким огромным и пристальным вниманием к этой земле, к таинственному народу Манси, к той далекой уже трагедии, случившейся здесь много лет назад и почти полное исчезновение коренного населения этих мест, вместе с их яркой идентичностью, верованиями и традициями произвело на меня не менее сильное впечатление, чем сам перевал Дятлова.

Лабаз – домик для припасов на высоких опорах, чтобы звери не добрались.
Как будто и правда что-то недоброе коснулось этих мест, вытесняя отсюда даже местных жителей. Ведь почти все Манси уехали из Ушмы, остался там только Валерий Анямов вместе с женой. Дети его выросли и разъехались в большие города, учатся и это конечно правильно. А другие жители поселка также решили, что куда лучше и удобнее жить в крупном городе, чем в полузаброшенном поселении среди леса, где нет ни электричества, ни нормальной дороги, ни магазина.

Фото автора.
Хоть и построили им деревянные домики, отремонтировали их, построили мост на реке Лозьве, администрация пыталась оказывать материальную помощь продуктами питания, техникой, установкой спутникового телефона. Но увы, Манси все практически уехали из Ушмы, может быть летом кто-то из них возвращается в свои дома. А пока в пустующих домиках, конечно с разрешения представителя Манси Валерия, размещаются, приехавшие посетить перевал Дятлова туристы, ожидающие выброски с маршрута или отдыхающие после заброски до выхода на маршрут (ехать то на шишиге целых 7 часов).

Фотоархив группы.
Поселок Ушма находится на берегу реки Лозьвы, посреди тайги, здесь в полной мере можно ощутить себя оторванным от цивилизации, дороги нет (сюда можно проехать на хорошо проходимых авто, таких как газ-66 – шишига), связи и интернета нет, электричества тоже нет. Зато есть прекрасный лес, чистая река, красота Северной природы, тайна, легенды, мифы, истории…
Как жили Манси раньше, во что верили, чем питались, какую одежду носили, чего боялись, о чем заботились, что было важным для них ?

Фото из этнографического архива Свердловской области.
Все это притягивает как магнитом… Существовала версия причастности народа Манси к гибели группы Дятлова. Но версия эта не нашла подтверждения.
Но Манси интересны сами по себе, как собственно интересны сами по себе эти места с суровой, но невероятно-красивой природой. Какая-то загадочность есть в этих лесах, высоких скалистых берегах рек и в этих суровых, простых и по детски наивных людях.

Берег реки Лозьва. Фото автора.
Хочется верить, что однажды они снова вернутся сюда и смогут рассказать о своем верховном Божестве Нуми-Торуме, о Медвежьем празднике, о том, как камлали их шаманы, о том почему топор считается у них священным предметом (оберегом), почему и когда кладут его около порога или вешают на спину охотники, добывшие медведя, смогут угостить наваристой похлебкой из рыбы и икры или вяленым мясом, расскажут о великанах-Менквах, живущих в диких и суровых, хотя и не высоких Уральских горах. Все это могло бы случиться однажды, как продолжение здешней истории…

Мансийка с детьми. Фото из этнографического архива Свердловской области.
Манси еще не исчезли полностью. И возможно, поселок который сейчас выглядит заброшенным, на самом деле, не такой уж и заброшенный. Просто не все Манси имеют большое желание общаться с приезжающими к ним туристами, идущими на перевал людьми. И их можно понять.Трудно чувствовать себя комфортно, когда у тебя дома постоянно ходят чужие люди, а некоторые еще и ведут себя неподобающим образом. Некоторые считают, что манси обязательно должны с ними выпить, ну или иметь алкоголь на продажу, требуют алкоголя. Манси, как и другие народы Севера не имеют фермента, расщепляющего алкоголь и пить им совершенно противопоказано. А есть и те, кто до сих пор продолжает обвинять Манси в случившемся с группой Игоря Дятлова, не имея при этом никаких реальных доказательств.

Манси с упряжкой оленей. Фото из этнографического архива Свердловской области.
Наверное, если бы мне каждый раз приходилось сталкиваться с таким отношением, то я бы тоже поспешила уехать куда-нибудь подальше. И конечно кто-то из Манси покинул поселок по своим причинам, а кто-то остался.
В силу того, что многие манси продолжают заниматься охотой и достаточно мобильны в плане передвижений по лесу, они также могут в любой момент уйти в свои зимние охотничьи заимки. Вот и остается в поселке только Валерий с женой и возможно еще несколько пожилых человек остаются. К тому же, селиться манси предпочитают на левом берегу реки, т.к. правый берег считается священным по их повериям. И по этой причине часть домиков в поселке Ушма пустует.
Если верить данным статистики и переписи, то большее количество Манси проживают в Ханты-Мансийском автономном округе, их около 10 тысяч. Там больше сохранилось носителей обычаев и традиций этого народа, языка, уклада жизни. Возможно, найдутся силы способные возродить этот этнос с его колоритной культурной составляющей.

Мансийка печет хлеб в чувал-нянькуре. Фото из этнографического архива Свердловской области.
У меня есть один вопрос, наверное, только к самой себе… Почему при всем комфорте, который подарила нам цивилизация и жизнь в городе, где не надо думать, чем тебе растопить печь утром, как пойти на реку за водой, где взять мясо, чтобы накормить близких, как успеть до заката сделать необходимые дела… почему нас так тянет хотя бы краем глаза взглянуть на эту суровую жизнь и эти дикие места, ощутить их опыт жизни, вдохнуть этот воздух, пройтись по лесной тропе … Почему-то эта суровая реальность иногда мне видится более настоящей, чем жизнь в мегаполисе…

Памятный обелиск на перевале Дятлова. Фото автора.
Ну и чтобы не быть голословной в рассказе о загадочности Манси, приведу краткий набор фактов, которые не так трудно сегодня найти. О том, какие выводы делать из этих данных, решать уже вам…
Считается, что Манси возникли, как этнос в результате миграции и проникновения на Северный Урал Угорских и Индо-Иранских племен, которые смешались с местными племенами, представлявшими Уральскую неолитическую культуру. Раньше народ Манси называли Вогулами, что в переводе с языка коми-зырян означает чужие.

Лозвинские вогулы (манси). Иван Платонов, Николай Бахтияров и вогулянка девушка. Северный Урал и береговой хребет Пай-Хой. Том 2. Составленный начальником экспидиции Гофманом. Спб. 1856 г.
Манси верили, что у человека несколько душ. У мужчины 5 или 6, у женщины 4 души. Одна из душ мужчины по повериям Манси живет в его волосах. По этой причине Манси скальпировали своих врагов, побежденных в бою, чтобы дух врага не смог возродиттся и вернуться.
Несмотря на длительную принудительную христианизацию Манси продолжают сохранять поверия и традиции своего народа. Сохраняются многие религиозные и обрядовые праздники, связанные с представлениями Манси о мироустройстве. Так в честь добытого на охоте медведя они устраивают медвежий праздник. Если добыли самца, то празднуют 5 дней, если добыли самку, то 4 дня. К медведю относятся почтительно, как к хозяину леса. Голову медведя отделяли от туловища, укладывали между отрубленных лап, на глаза и нос клали серебряные монеты, перед тушей медведя плясали, пели, извинялись перед хозяином леса. Добытую самку также украшали, на голову ей клали платок, вокруг головы укладывали бусы из бисера. Если медведь убивал в лесу охотника, то по правилам кровной мести другой член семьи (мужчина) должен был пойти в лес, выследить убившего охотника зверя и убить его. В этом случае медвежьего праздника не устраивали, тушу зверя просто сжигали. Медведь и лошадь были и продолжают оставаться у Манси тотемными животными. Лошадь осталась тотемным животным, как отголосок того, что когда-то предками Манси были скотоводы-кочевники. Манси не занимались разведением лошадей, но покупали их для проведения своих ритуалов и принесения в жертву.

Рисунок вогульской (вогулы – манси) и остяцкой пляски. Северный Урал и береговой хребет Пай-Хой. Том.2 Составлено начальником экспидиции Гофманом. Спб. 1856 г.
По повериям Манси женщине запрещено прикасаться к добытому на охоте медведю, это правило имеет силу до сих пор, поэтому разделывают туши и производят все манипуляции с тушами убитых медведей исключительно мужчины. Охотники, занимающиеся разделыванием туши медведя должны были прикрепить себе на спину топор, топор должен был защитить охотника от духа добытого медведя.

Ритуальное общение охотника Пелымских манси с добытым медведем. Фото из этнографического архива Свердловской области.
Манси, как и многие представители северных народов пили кровь оленей и ели сырое мясо, могли также употреблять в пищу сырую рыбу. До сих пор сырая рыба считается у Манси деликатесом. Связано это с тем, что при употреблении сырого мяса и крови животного в пищу снимался риск заболеть цингой и рахитом.
Хоронят своих умерших Манси в лесу, в удаленном, скрытом месте, надгробий не делают, всесто надгробий укладывают на землю плотным рядом бревна. Иногда об эти бревна точят когти медведи. Долгое время Манси несмотря на принятие христианской веры сохраняли собственные религиозные представления и христианских святых воспринимали, как языческих божеств, например, могли мазать жертвенной кровью губы на иконах. В доме в красном углу в божнице совместно с иконами христианских святых ставить статуэтки своих идолов и т.п. При переезде с одного дома в другой, могли закопать идолов, устанавливаемых в красном углу, до лучших времен.

Вогульские идолы и орудия. Северный Урал и береговой хребет Пай-Хой. Том 2. Составлено начальником экспидиции Гофманом. Спб. 1856.
У манси был сложный пантеон божеств – Нуми-Торум верховное божество, отвечающее за жизнь и смерть, Калтась -Эква – богиня земли, считается что это и есть легендарная Сорни най – золотая баба – идол, богиня многих северных народов. Богиня-мать – Мир-Суснэ-Хума, Хотал-Эква – богиня солнца. Миф о создании мира делится у Манси на три сферы – воздушную, водную и земную. Землю со дна океана достала Гагара, по имени Лули. Подземным миром заведует злой дух – Куль-Отыр.

Вогульский домик. Из книги путешествия к Вогулам. Н.Сорокина. Казань. 1873 год.
Жили, Манси, да и сейчас живут в небольших деревянных домах. Раньше их строили с земляной крышей или покрывали колотыми еловыми плахами, на которые сверху могли укладываться куски дёрна. Сеней в доме они не делали, но ставили рядом со входом (шалашом) колотые еловые плахи. Эти плахи образовывали как бы чулан, в котором они оставляли свой инвентарь, необходимые вещи. Манси умеют до сих пор отлично шить одежду и обувь из меха – шубы, унты. До сих пор в деревнях находятся умельцы, которые шьют унты из меха и украшают их аутентичными узорами, что очень нравится туристам.

Меховые унты. Фотоархив.
Вот такой сборный образ народа, проживающего на Северном Урале можно составить для себя.
#туризм
#северный урал
#манси
#путешествия
#активный отдых
Комментарии
35
Чтобы комментировать публикации автора — надо подписаться на канал
15 мин
Их убили негры
2 ч
Статья информативная.
В свое время мне пришлось разбираться с некоторыми связанными с манси нюансами в контексте подозрений манси в убийстве группы Дятлова (это бред в общем-то) – с их верованиями, историей контактов русских и манси и т.д.
Может вам, автору, это будет интересно – на мой взгляд, неплохое дополнение к вашей статье (можно даже мою и вашу статьи объединить в весьма информативный очерк) : https://dzen.ru/a/YgDxv4TdLScb2QaB
PS
А что касается тяги туда, где ни света, ни интернета, ни шума- человека подспудно тянет к божеству. А нетронутая природа – это и есть реальное божество, творец всего.
1Изменено
3 ч
У меня в подписчиках есть человек, который в основно пишет про перевал Дятлова. Скиньте ему ссылку на эту статью. Думаю он Вам будет благодарен. Ниже ссылка на его канал https://dzen.ru/id/5fd9e6715b5c131ba40c208c?share_to=link
3 ч
Когда дома не сидится…,
ну, к делу группы Дятлова данная статья имеет весьма опосредованное отношение – только то, что речь идет о манси , которых подозревали в убийстве группы (на мой взгляд, чушь) и которые внесли изрядный вклад в успех поисков пропавших дятловцев.
ещё
5 ч
Спасибо. Очень интересно и правдиво.
5 ч
Вопрос позвольте, а что насчет человеческих жертвоприношений ритуального каннибализма манси?
Россия и мир – заметки на полях.
5 ч
Вот точка с координатами. Явно виден идеальный круг и выделенный в нём центр (прошу учесть, что это фото со спутника, представьте себе диаметр круга). Данная точка находится где-то в 500 метрах от места установленной палатки группы Дятлова.
Ещё в этом круге, если рассматривать с помощью Google Earth, можно рассмотреть геоглиф – фигуру человека). Предположительно это, как раз и есть место святилище Сурэнь Торум Нэ.

6 ч
Увы, прогресс не остановить. Вы предлагаете манси забыть про окружающую цивилизацию и вернуться к истокам и образу жизни предков? “Время ни на миг не остановишь”, – вроде бы так поётся в известной песне? Это семья Лыковых жила уединённо, но и им не удалось спрятаться от цивилизации. Всему своё время. Можно жить уподобиться якутам, жить в юртах и вести образ жизни отцов и дедов, но и они имеют посёлки, отдают детей в школьные интернаты, использую снегоходы и прочие плюшки цивилизации. Про дятловцев даже не стоит упоминать в отношении манси.
5 ч
Евгений Патрушев, почему не упоминать дятловцев?
6 ч
С большим интересом прочитал, хоть и многое знал раньше. Нас тянет туда, гле наше начало, наши истоки. На мой взгляд это и есть наши скрепы… Они находятся не в больших городах, и уж явно не в Москве, а в малых городах и поселках, полу вымерших и к сожалению вымерших деревнях…
2
5 ч
Строительство ведут знатоки., а вот нас не тянет туда. Тянет туда, где кипит жизнь
5 ч
Вячеслав Г., Мне кажется сейчас сильнее всего кипит в зоне СВО. Вы там?
1
5 ч
Строительство ведут знатоки., читать научился, а анализировать нет? Я ж русским языком написал, где кипит ЖИЗНЬ. А там что кипит? СМЕРТЬ.
Поэтому туда ни ногой, пусть там подыхают те, кто это начал со своими прихлебателями.
5 ч
Вячеслав Г., Так что же петлять. На русском языке и ответь где? Хотя я о чем, ты ведь не русский! Русский не пожелает своему народу подыхать.
4 ч
Строительство ведут знатоки., народу не пожелаю, а зачинщикам и прихлебателям туда и дорога. Слушай, ты тупой? Я ж по русски пишу, у тя мозгов не хватает понять?
3 ч
Вячеслав Г., То ты с такой умной фамилией на букву Г шифруешься да из под лавки тявкаешь.
2 ч
Вячеслав Г., давайте не будем про политику и про войну. Пжста, сейчас этой инфы сверх много, хочется общаться без выяснения политических пристрастий друг друга, правых и виноватых и тому подобных вещей. Я понимаю, что некоторые комменты могут задевать, но думаю, что лучше для всех будет не устраивать перепалку, все равно этим ничего никому не докажешь.
10 ч
Уважаемый Автор! Я аплодирую вам, за столь глубокое проникновение в культуру и историю этого народа. Я сам, много лет жил бок о бок, и с манси и с хантами. Но от вас узнал много нового о них. Просто не вникал в своё время. Хочу затронуть тему обвинения манси в гибели Г.Д. Считаю это абсурдом! У этих людей, а и у всех северных народов, единственная проблема- алкоголь! В пьяном виде, они…ещё
2
10 ч
Манси убийцы! Дятлов герой! Снежные человеки живы!
Земля плоская! Негры они и в америке негры! Цой жив!
2
9 ч
Витор Утянов, 🙈🙈🙈🙈
1
14 ч
Это ошибочная версия, что манси не причастны к гибели группы Дятлова.
3
13 ч
максик м., у вас, вероятно, есть неопровержимые доказательства их причастности ?
5
5 ч
Калейдоскоп походника, канеш есть
15 ч
Вот и я все время себя спрашиваю, почему же нас так тянет в тайгу? И у нас есть такие вымирающие народы. Многих осталось по 500 человек всего.
3
1 д
Окишев Е. Ф. – «Комсомольской правде» в мае 2016 г.
«Я родственникам начал объяснять, что это мог быть несчастный случай, как мне было приказано этим товарищем из Генеральной прокуратуры. Несчастный случай и никаких разговоров о каком-то убийстве! Мне приходилось изворачиваться. Рассказывать басни родственникам. Потому что для меня и других оперативных работников, было известно, что произошло. И уж точно не ординарный несчастный случай, связанный с природной стихией, как мы говорили родственникам.
Родственники писали жалобы и получали ответы как по трафарету – ваши дети стали жертвами стихии, это был несчастный случай. Так было сверху спущено.
– Евгений Федорович, кто придумал формулировку, что они якобы погибли от обстоятельств непреодолимой силы?
– Нам дали команду.
– То есть вам эту формулировку спустили сверху?
– Да, да. Объясняйте так – или несчастный случай, или природные обстоятельства, которые привели к несчастному случаю. И мы с Ивановым придумали эту формулировку».
3
15 ч
Тяжелая правда, там же, чуть выше: ” Вначале были подозрения, что их убили манси – местные жители. Но эту версию отмели, когда изучили обычаи местных. Им по религиозным убеждениям запрещено было покушаться на человека. А встреча с людьми европейской внешности сулила удачу на охоте. Это краткое объяснение”.
2
5 ч
Витольд Б., чухня. В каждой секте запрещено покушаться на человека, но от этого убийств меньше не стало. А уж про удачу., ваще смех
1 д
Сказать по правде, кажется я побаиваюсь людей которые поклоняются идолам, верят в духов, снимают скальп с врага, пьют кровь оленя….
Брррр
Но в тоже время очень интересно !
4
Злая Фея и Тёмный Ёж (истории, игры, тесты).
1 д
Очень интересный рассказ, такой проникновенный, что казалось картинки оживают. Благодарю вас.
7
Имбирные пряники от Руфинки/ готовим вкусную еду/мукбанг🤏
1 д
Сколько всего я узнала про манси👍 Вы получается поселились у Валеры? А фото с ним есть?
4
2 минуты

3637 читали · 1 неделю назад
Здравствуйте, уважаемые подписчики и читатели канала. Я заведу традицию пожалуй, буду постоянно выкладывать фото родников и ручьев в зимнее время, чтобы не развивали эту вредную иллюзию, что ручьи на зиму “закрываются”. Это мой родной родничок, недалеко от моего дома. Эта труба вставлена задолго до моего рождения. Чугун сталинских времён, наверное.)) На снимке февраль 2021 года. От родника течет ручей, сначала открытый, потом ныряет под снег, потом впадает в речку. Я так понимаю, что дятловеды любой торчащий из снега камень называют “каменная гряда”…
3 минуты

Discoverus | Путешествия с душой!
24,6 тыс читали · 4 недели назад
Параллельный мир на перевале Дятлова: что случилось на самом деле?
Перевал Дятлова — одно из самых загадочных мест в России, где до сих пор остаются неразгаданными события, произошедшие в ночь с 1 на 2 февраля 1959 года. Гибель девяти туристов, возглавляемых Игорем Дятловым, породила множество версий: от землетрясений и лавин до инопланетян и секретных военных испытаний. Но одна из самых интригующих гипотез — это теория о столкновении с параллельным миром. Что, если группа попала в зону, где законы физики изменились, а реальность слилась с чем-то, чего мы не можем…
2 минуты

3034 читали · 2 недели назад
Перевал Дятлова. Версия К. №1. Первая ложь, о которой вы ничего не знали. 5 часть
Это выглядит невероятно, но, тем не менее, это достоверный факт. Тот, кто послал капитана Чудинова Леонида Михайловича в посёлок Вижай, не только знал о том, что туристы 30 января 1959 года достигли верховья реки Ауспия, но и то, что они могли изменить свой утвержденный маршрут. И это притом, что радиальный выход на гору Отортен, являлся важнейшей составляющей лыжного похода. В запутанных уголовных делах, как правило, то, что лежит на поверхности не соответствует действительности. Именно это и произошло…
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
8767 подписчиков
Отличник Слобцов не знал, как выглядит солдатская обмотка, но знал как выглядит мансийская лямка.
2 минуты
992 прочтения
9 января
Здравствуйте, уважаемые подписчики и читатели канала.
Вот по традиции фото ручья зимой. Как видите, не скован льдом, не спит. Более того, это Четвертый приток Лозьвы.
Из открытого доступа.
Ангажированность, “заряженность” поисковиков сразу же бросается в глаза, как только начинаешь читать их показания в УД.
В начале 50-х годов численность Советской армии была около 5 млн человек.
В УПИ была военная кафедра. Все выпускники, и девушки тоже, получали воинское звание. По мере продвижения по служебной лестнице и звание повышалось. СССР не спешил “огражданиваться”.
Портянки и обмотки тогда ещё “стояли на вооружении”.
Борис Слобцов занятия по военке что ли пропускал? Не смог узнать солдатскую обмотку. Хотя нашел ее под кедром лично и даже проверил на прочность.
“…матерчатый пояс темного цвета с темляками на концах…” л.299 УД
Так он охарактеризовал это. Тёмно-синего, темно-красного, темно-коричневого? Какого цвета?
Темляк – это петелька такая. Как на лыжной палке. А на обмотках кусочек тесемочки, даже иногда с пуговичкой или пряжечкой.
Но зато 3 и 5 рублей в свёрнутом виде, которые нашел Бахтияров, Слобцов узнал сразу и уверенно.
“…на вид похож на пояс или лямку, которой манси тянут груз…” л. 299 УД
Отсюда у меня вопрос: дятловеды, вы считаете Слобцова, мягко говоря, странным? Лично я – да. Нормальный не станет лупить ледорубом по лежащей палатке, в которой возможно есть люди.
А может быть, он прикидывался таким для дела? Как Шаравин. Пришел людей спасать, увидел флягу и про все забыл. Побежал с ней в лагерь.))
Ещё такой момент: в то время в одежде ещё не применялась так широко синтетика, особенно та, которая тянется. Носки сползали, чулки сползали, резинки на трусах лопались раз в день.
Поэтому и в гражданской жизни люди часто применяли обмотки, портянки, верёвочки. Да и сейчас порой к этому прибегаем.
Показания Слобцов давал 15 апреля. Поиски вел вместе с военнослужащими. Ну хорошо, сам ты инфантил с улицы Ленина, но ты хотя бы из любопытства мог спросить у ребят, что за штуковина такая, 80 см в длину и 10 в ширину, или наоборот?? Причем, по его же словам, рядом Бахтияров стоял, когда лямку-обмотку нашли. Ну и спроси у него, мансийская она или нет.
Понимаете, Слобцов специально интригу повесил в показаниях. Стрелочку в недопереведенном состоянии оставил.
Потому что все они сами пользовались тем зельем в походах, от которого дятловцы погибли. И все они поняли сразу.
Поэтому и ломали комедию “тут помню, тут не помню”.
А может это и не обмотка была. И не лямка. Город Свердловск очень большой, да и перемещались дятловцы по стране немало. Поэтому постоянный вопрос дятловедов “Откуда??” не всегда уместен. Если это была лента именно с петлями, с темляками, на концах, это могла быть т.н. поноска. Хворост носить. А откуда она у дятловцев? А Золотарев из Сталинграда привез. Идите проверяйте.
Спасибо за прочтение.
Мира и здоровья вам.
Подпишитесь на канал,
чтобы не пропустить новые публикации
Комментарии
51
0 / 2500
11 ч
с 1943 г. обмотки уже не были в армии…
хотя всякие вохровцы и т.п. отчасти военизированные структуры, пользовали остатки складов аж до 60-х годов…
Насчёт фляги и Шаравина…
ещё
22 ч
Много странного в этой трагедии. Кто то же выдрал листы из дневника. Не на самокрутки ведь. Все буквально, включая погибших ведут себя странно, горланят песни с незнакомыми лесорубами ( бывшими осуждёнными, возможно, что и бывшими „лесными братьями), комсомолка записывает запрещённые песни.🤨🧐. А начале пути даже один побирушка —весельчак в милицию попал, ходили…ещё
1Изменено
3 д
В процессе обсуждения этой статьи выявились важные детали гибели дятловцев. Правда, их почти никто не заметил.
А именно -одна обмотка (или пояс) найдены у кедра, вторая – весной в овраге -так сказала Ф.Фокс (!).
Для…ещё
Ещё 9 комментариев
21 минута
951 читали · 3 дня назад
Перевал дятлова все детали и передвижения! 2025г.#перевал дятлова
Гибель тургруппы Дятлова — трагическое происшествие со смертельным исходом в окрестностях горы Холатчахль на севере Свердловской области в ночь на 2 февраля 1959 года. Группа из девяти туристов-лыжников под руководством Игоря Дятлова, совершавшая автономный поход по Северному Уралу, погибла в полном составе (единственный выживший участник похода, Юрий Юдин, сошёл с маршрута по болезни 28 января). По результатам официального расследования, гибель девятерых участников того лыжного похода по Северному Уралу, в феврале 1959 года, была признана несчастным случаем, вызванным стихийной силой…
5 минут
17,4 тыс читали · 1 год назад
Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня поделюсь с вами историей, произошедшей в 1981 году. Она отдалённо напомнила мне нашумевшие события происходившие в 1959 году в окрестностях горы Холатчахль с тургруппой Дятлова. Всё та же загадочная гибель опытной группы лыжников во время зимнего похода. Тела обнаруженные в разных местах в неестественных позах. Место, пользующееся у местных дурной славой. И так же множество версий произошедшего. Но обо всём по порядку. Во второй половине декабря 1981 года в Сохондинском заповеднике проводились штатные зимние комплексные учётные работы…
5 минут
6195 читали · 1 год назад
Группа Дятлова и, скажем, Скотта
Вообще, в гибели экстремальных туристов или альпинистов ничего необычного нет: до известной степени это норма. Можно сказать больше: люди играют в русскую рулетку, с повышенными, конечно, шансами уцелеть. В гибели группы Дятлова не было бы ничего странного (они замёрзли) в сравнении с подобными же случаями, если бы не один-единственный факт. По какой-то причине вся компания покинула наиболее безопасное место в спешке, если не в панике. То есть, большая палатка, одна на всех, сшитая из двух обычных,…
( Про туристов – кто знает причину, не будут особенно болтать про это. А то будет не интересно другим обсуждать.. да и туристы совсем ездить перестанут. А народность очень интересная, по истории рядом еще и Венгры жили, чуть больше 1000 лет назад, и – по – видимому, с Севера на юг пришли предки Китайцев. Уж очень они похожи, и это было совсем давно. Да и на некоторых Русских похожи, и внешне, и по характеру. )