«Назвался послом — отправляйся куда пошлют…» (с)

Шушмор. Мещера. Восточный юг Подмосковья. ( В гости к Мещерякам, они вместе с Мерянами жили на юго- востоке Московского региона. До Оки, а за по самой Оке – Славяне-вятичи, и у старой Рязани и дальше к лесостепям, Эрзя и Мокша.. У этих есть обычаи, сохранился язык и даже – еще в царское время – письменность . По – русски и на мордвинском. Мокшанском и Эрзянском, русскими буквами. А может не стоит торопиться?)

взято из Интернета или найдено в сети // букав многа, случайно сюдой шарахнулся – канай..
















 

 
0

«Назвался послом — отправляйся куда пошлют…» (с)

Московская обл., Шатурский р-н, ур. Илкодино. Осень 2016.

Давненько мы не бывали в Шушморе — лесно-болотистой местности в районе Мещеры.

В этом году снег выпал невероятно рано, а погода неоднократно с приличного минуса скакала на плюс, поэтому дороги обещали быть интересными.

 

Уж сколько написано про Шушмор! Могу предположить, что это один из самых популярных маршрутов у джипперов и не менее популярный участок исследований у всякого рода аномальщиков.

С первыми все понятно — от Москвы недалеко, а дорог сейчас нет. Когда-то были, и деревни тоже были, но после 1956 года из-за строительства артиллерийского полигона их жителей переселили.

Про легенды Шушмора не знает только ленивый: это так и не найденный, но якобы существующий аналог стоунхенджа (белая каменная сфера без окон и дверей с каменными столбами вокруг), и блудные дороги, где теряются во времени и пространстве путники, и треугольные (а также квадратные) березы, склоняющиеся над тропинками, указывающие на переход в параллельную реальность, и старинные заброшенные церкви, имеющие дурацкую привычку прятаться от туристов.

Одну из церквей Шушмора — Троицы Живоначальной в Троица-Чижах мы посетили несколько лет назад, когда этот погост был еще заброшенным. Теперь здания церкви, 1739-го года больше не существует, его снесли, заменив на новый деревянный храм. Подробно об этом месте я рассказывала тут.

Но в глуши Мещерских лесов, среди непроходимых болот и топей затерялось еще несколько церквей, до которых пока не добрались руки реставраторов. К ним мы и направились.

На маршрут мы заходили со стороны Петушков. Лесные дороги оказались подмерзшими.

На маршрут заходили со стороны Петушков. Лесные дороги оказались подмерзшими.

Но вот на лужах лед не держал.

Но на лужах лед не держал.

Тяжелее всего приходилось первой машине: приходилось ломать лед, сдвигать его и при этом двигаться по довольно глубоким лужам со скользким дном.

Первой машине идти было гораздо сложнее, чем второй: приходилось ломать лед, сдвигать его и при этом штурмовать довольно глубокие лужи со скользким дном.

Как-то так это выглядело:

Наковырялись мы с лужами всласть: толкали, таскали, рубили лед, подкапывали замерзшие колеи и много чего еще. Как обычно бывает в такие моменты, самое эпическое осталось за кадром ибо было не до съемок.

А вот и первая церковь - Рождества Пресвятой Богородицы на Пустопольском погосте.

А вот и первая церковь — Рождества Пресвятой Богородицы на Пустопольском погосте.

Владельцами земель вокруг Николо-Пустопольского погоста начиная с XVII века были князья Голицыны - богатейшие люди своего времени. В 1832 году здесь была построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Храму принадлежал огромный капитал, в том числе доход от продажи церковного леса. С 1877 года существовали земская народная и две церковно-приходские школы. Церковь была закрыта в 30-е годы, а после 1956 года, когда из-за строительства артиллерийского полигона были переселены все окрестные деревни, пришла в окончательное запустение.

Владельцами земель вокруг Николо-Пустопольского погоста начиная с XVII века были князья Голицыны — богатейшие люди своего времени. В 1832 году здесь была построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Храму принадлежал огромный капитал, в том числе доход от продажи церковного леса. С 1877 года существовали земская народная и две церковно-приходские школы. Церковь была закрыта в 30-е годы, а после 1956 года, когда из-за строительства артиллерийского полигона были переселены все окрестные деревни, пришла в окончательное запустение.

В серебряных позолоченных окладах находились иконы Христа Спасителя, Казанской Божией Матери, Рождества Пресвятой Богородицы, а также крест напрестольный серебряный вызолоченный с частицами святых мощей, серебряный ковчег 1793 года для хранения святых даров, серебряные с позолотой сосуды и другая богатейшая утварь...

Раньше в храме находились иконы в серебряных и позолоченных окладах, напрестольный серебряный крест с частицами святых мощей, серебряный ковчег 1793 года для хранения святых даров, серебряные с позолотой сосуды и другая богатейшая утварь. Теперь внутренне убранство выглядит вот так.

Трапезная обвалилась, но основной купол и колокольня пока держатся.

Трапезная обвалилась, но основной купол и колокольня пока держатся.

Неподалеку стоит строительный вагончик и вбиты какие-то сваи, но других признаков реставрации пока не наблюдается, да и сомнительное это мероприятие — до ближайшего жилья неблизко по тяжелой дороге.

Начинало темнеть, но впереди ждала еще одна церковь.

Дальше первым пошел Патриот. После некоторых плутаний по лесу, итогом которых стала погнутая рулевая тяга, мы прибыли на место.

Церковь Рождества Христова в урочище Илкодино, построенная в 1841-1851 гг. в стиле ампир сооружена в 1841-1851 при помощи А. К. Поливанова. Это храм под купольной кровлей с трапезной и колокольней. В трапезной

Церковь Рождества Христова в урочище Илкодино. Сооружена в стиле ампир в 1841-1851 гг. при помощи А. К. Поливанова.

Закрыта в кон. 1930-х, колокольня сломана. В настоящее время заброшена, в тяжелом состоянии, стоит вдали от жилья. ПримечанияСело Илкодино выселено в 1953 при расширении артиллерийского полигона.

Была закрыта в конце 1930-х, колокольня сломана. Как и предыдущая церковь, осталась одиноко стоять в лесу, когда в 1953 было выселено село Илкодино.

Несмотря на плачевное состояние, внутри можно рассмотреть остатки росписи.

Несмотря на плачевное состояние, внутри можно рассмотреть остатки росписи.

Сегодня мы планировали заночевать у нашего товарища Димы на даче, отсюда до нее был короткий путь через брод реки Поля. Но увы, из-за необъятных луж, мы не смогли доехать даже до брода, не то что, его форсировать.

Пришлось возвращаться обратно, немного прокатиться по шоссе и только после этого вновь уйти в лес.

Дорога оказалась простой и даже скучной, что бы не заснуть, мы решили срезать уголок по тракторной колее.

Московская обл., Шатурский р-н. Осень 2016.

И вот тут-то стало интересно!

Не заметив в потьмах объезд, Хантер вломился в эпические говны и присел передним мостом на бревно. Патриот решил его сдернуть, соскользнул в болотину и остался там, не забыв натянуть трос.

Московская обл., Шатурский р-н. Осень 2016.

Московская обл., Шатурский р-н. Осень 2016.

Вечер перестал быть томным: 3 часа копаний, валки жидкого леса, подъема машин джеком за все мыслимые и не мыслимые места…

В полночь настал Оксанин день рождения, и потом она с гордостью рассказывала одноклассникам, что встретила десятилетие в болоте между двумя застрявшими машинами.

Починив в полевых условиях лебедку Патриота (нашу- то мы сняли, спасибо техрегламенту), вымотанные до предела, мы выковырили машины и через объезд продрались сквозь кусты к деревне Шувалиха. Дальше было еще 15 километров хреновенькой дороги, потом еще несколько по нормальной, но скользкой.

Светало, к 5 утра мы добрались до дачи, но на этом сюрпризы не закончились: выяснилось, что дом по непонятным причинам отрубили от электричества — об этом красноречиво свидетельствовали провода, небрежно валяющиеся на земле. Нет электричества — нет тепла. Пришлось греться у мангала, а спать в машинах. Знали бы, что так получится, давно бы уже дрыхли где- нибудь в лесу.

Утром, точнее тогда, когда мы восстали т.е. глубоким днем, внедорожные приключения решено было не продолжать, а вместо этого посетить пару усадеб неподалеку.

Первой стала усадьба Дубровского в селе Омофорово.

Конечно, как только мы слышим эту фамилию, на ум приходит: «Спокойно, Маша, я — Дубровский!» Как ни странно, местные жители утверждают, что образ пушкинского благородного разбойника списан именно с этого, владимирского, помещика Павла Ивановича Дубровского.

Говорят, что Павел Иванович в молодости был офицером, а потом, выйдя в отставку, вел беспорядочную жизнь, враждовал с соседями по имению, и даже создал из своих крепостных шайку разбойников, промышлявших на большой дороге — «владимирке». Через некоторое время барин-грабитель влюбился в дочку одного из землевладельцев, но ее родители запретили им быть вместе. Тогда Дубровский решил похитить невесту, но погоня, посланная вдогонку, настигла беглецов за деревней Болдино на пути в Москву. В итоге девушку выдали замуж за другого, а Дубровский, полностью переменил образ жизни, обратился к Богу, щедро жертвовал на храмы и монастыри, выстроил церковь в своей усадьбе. Вроде как Пушкин, проезжая через это Болдино по дороге в свое родовое имение в соседней Нижегородской губернии — тоже Болдино, благодаря совпадению названий, запомнил фамилию Дубровского и дал ее главному герою нового романа, позаимствовав заодно кое-что из биографии владимирского помещика.

Что же из всего этого правда? В середине XVIII столетия отставной офицер Павел Иванович Дубровский действительно выстроил усадьбу на берегу небольшой речки Язвенки. Какой именно образ жизни он вел доподлинно неизвестно, однако после неудачного сватовства, он действительно попытался взять невесту «увозом» и погоня, посланная матерью девушки, действительно настигла беглецов в Болдино. Ударился ли после этого помещик в религию не известно, однако после возвращения из паломнической поездки, в 1769 году Дубровский выстроил каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Что касается Пушкина, то впервые он побывал во Владимирской губернии в сентябре 1830 года, причем действительно проезжал через деревню Болдино. Роман же «Дубровский», создавался с октября 1832 по февраль 1833 т.е. вскоре после этой поездки. Литературоведы точно установили, что первоначально центральный персонаж Пушкина должен был именоваться «Островский». Однако потом Александр Сергеевич вдруг изменил его фамилию на «Дубровский». Так, что чисто теоретически, он действительно мог кое-что списать с данного помещика.

Усадебный дом Дубровского.

Главный усадебный дом, XVIII — нач. XIX вв. Сейчас в нем располагается коррекционная школа-интернат для детей-сирот.

Еще одна усадебная постройка.

Еще одна усадебная постройка.

Сиротский дом, построенный в 1875 году.

Сиротский дом, построенный в 1875 году.

Рядом сохранилась церковь Покрова Пресвятой Богородицы построенная в 1826 году. В советское время в церкви были котельная, прачечная и баня, за годы советской власти её ни разу не ремонтировали, зато сейчас её постепенно восстанавливают, а рядом с ней сохранилось здание бывшей школы и какая-то хозяйственная постройка.

Рядом сохранилась церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1826 г.) — хороший образец раннего классицизма. Закрыта не позже 1930-х, в советское время в ней были котельная, прачечная и баня. Сейчас постепенно восстанавливается.

Несмотря на интригу, связанную с Пушкиным, смотреть в Омофорово особо не на что. Совсем другое впечатление производит усадьба — Воронцовых-Дашковых в селе Андреевское.

Усадьба Андреевское принадлежала Роман Илларионовичу Воронцову, графу и первому владимирскому губернатору по прозвищу «Роман — большой карман». Родовое гнездо Андреевское Роман Илларионович отстраивал с размахом, соответствовавшим его финансовым возможностям и статусу семьи. Усадебный комплекс проектировал и руководил строительством личный архитектор Воронцовых – Николай Петрович фон Берк (Фонберк).

Усадьба Андреевское принадлежала графу Роману Илларионовичу Воронцову — первому владимирскому губернатору по прозвищу «Роман — большой карман». Воронцов отстраивал родовое гнездо с размахом, соответствовавшим его финансовым возможностям и статусу семьи. Усадебный комплекс проектировал и руководил строительством личный архитектор Воронцовых – Николай Петрович фон Берк (Фонберк).

По организации пространства Андреевское скорее напоминало маленький городок, нежели дворянскую усадьбу: была чётко выделена центральная площадь, улицы, слобода служителей, каменные сооружения различного назначения. Улицы, проспекты, площади, дворы усадьбы были вымощены диким камнем-булыжником.

Над арочным въездом во двор возвышалась ярусная надвратная башня, завершенная восьмигранником с высоким куполом и шпилем. Она центрировала вокруг себя не только здание дворца, но доминировала во всем усадебном ансамбле.

Доминантой ансамбля является ярусная надвратная башня с высоким куполом и шпилем, которую многие принимают за главный усадебный дом.

Центральное место в усадебном ансамбле занимал трёхэтажный каменный дворец, который был соединен с одноэтажным вытянутым зданием, образующим каре вокруг парадного двора.

Однако, трёхэтажный каменный дворец спрятан в глубине усадьбы, он соединен с одноэтажным вытянутым зданием, образующим каре вокруг парадного двора.

Дворец Воронцовых поражал своей красотой. Внутри широкие лестницы вели в анфиладу комнат, которых было более 80-ти. По легенде, в одной из них паркет был с секретом — при ходьбе издавал музыкальные звуки.

Флигель. Одноэтажный жилой дом, расположенный на восточной стороне Дворцовой площади.

Флигель. Одноэтажный жилой дом, расположенный на восточной стороне Дворцовой площади.

В имении Андреевское в разное время бывали такие известные люди, как А.Н. Радищев, А.В. Суворов, П.И. Багратион, А.С. Пушкин.

Дачные помещения. Двухэтажная каменная постройка под одной крышей; состоит из двух флигелей, разделенных между собой узким проходом только в нижнем этаже; располо­жена на востоке от дворцовых построек, восточной и северной стороной примыкает к парку, западной — к Дачному двору, южной — к улице, ведущей с Дворцовой площади к Слободке.

Дачные помещения. Двухэтажная каменная постройка под одной крышей; состоит из двух флигелей, разделенных между собой узким проходом только в нижнем этаже. Еще недавно здесь располагалась школа.

В 1794 г. в усадьбе был создан свой театр, труппа которого состояла из крепостных Воронцовых и соперничала в известности с театром Шереметевых в Останкино.

Усадебный ансамбль венчала красивая пятиглавая церковь Андрея Первозванного (1772-1779), построенная по собственному проекту Н. фон Берка. Храм представлял собой двухсветный четверик с небольшой трапезной и двухъярусной колокольней под шпилем. Он был великолепным образцом архитектуры эпохи раннего классицизма. В это же время в усадьбе были построены школа и богадельня.

Усадебный ансамбль венчает красивая пятиглавая церковь Андрея Первозванного (1772-1779) — великолепный образец архитектуры эпохи раннего классицизма, построенный по собственному проекту Н. фон Берка.

В 1917 г. имение Андреевское было национализировано.

В 1917 г. имение Андреевское было национализировано. В храме Андрея Первозванного был организован клуб, а затем он использовался как гараж.

В советские годы в храме Андрея Первозванного был организован клуб, а затем он использовался как гараж. К середине 1990-х годов, когда храм был передан РПЦ, он больше походил на обезглавленный кирпичный сарай с несколькими прорубленными в стенах боксами-воротами. За последние 15 лет церковь была восстановлена.

В других усадебных постройках с 1920-х годов размещались различные учреждения здравоохранения, в том числе туберкулёзный санаторий. В годы Великой Отечественной войны располагался военный госпиталь, после – вновь санаторий, закрытый в 2012 году.

В начале 2000-х усадьба перешла на финансирование из областного бюджета, оставаясь при этом памятником федерального значения — так себе «подарочек» для Владимирской области, ведь на реставрацию необходимо более 200 миллионов рублей.

В настоящее время здания вроде как законсервированы, ведется поиск источников финансирования для восстановления усадьбы Воронцовых-Дашковых. А пока комплекс ждет новых хозяев ворота и двери для посторонних закрыты, внутри же происходит непонятная движуха: приезжают и уезжают машины, снуют и недобро зыркают на туристов непонятные люди.

Мало кто знает, что совсем рядом с усадьбой есть еще одна монументальная постройка — огромная церковь Воскресения Христова, раньше их даже соединяла старинная практически прямая дорога, называемая «Саженая». Она получила свое название от высаженных вдоль всей дороги лип. Свое транспортное значение она сохраняла до середины 1960-х — по ней с трудом проходили грузовики и трактора. Говорят, что сейчас это сильно заросшая просека со старыми канавами. К сожалению, у нас не хватило времени, чтобы оценить ее состояние, поэтому, мы поехали к церкви, как все нормальные люди, по асфальту.

Владимирская область, Петушинский район, с. Рощино. Осень 2016.

Церковь Воскресения Христова — двухэтажный кирпичный храм, сооруженный в 1796-1817 на средства князя А. Р. Воронцова.

В XVIII веке в этой местности существовало село Матрёнино, входящее в родовую вотчину графов Воронцовых. В деревне действовала деревянная церковь во имя Воскресения Христова, взамен нее в 1796 году по распоряжению графа А.Р. Воронцова было начато строительство каменного храма. Почему Воронцов решил именно здесь воздвигнуть храм таких размеров да еще проложил к нему дорогу от усадьбы, когда в усадьбе и так была церковь? Лично мне не понятно.

Некоторые исследователи отдают авторство проекта архитектору Н.А. Львову, который был хорошим другом братьев Воронцовых. Другие, ссылаясь на документы и архитектурный анализ постройки, с этим категорически не согласны.

Так или иначе, со всеми доделками строительство велось на протяжении 50-ти лет, для этого в округе даже было организовано несколько кирпичных заводов.

Храм получился высотой около 42-х метров.

Храм получился высотой около 42-х метров.

Рядом отдельно стоящая четырехъярусная колокольня.

Рядом отдельно стоящая четырехъярусная колокольня.

Воскресенская церковь стала одной из самых почитаемых в этой местности.

В 1956 году храм был закрыт, из него вывезли немало церковной утвари и старинных икон. Куда? Никому не известно. В здании было устроено зернохранилище, но после забросили и его. Следом прекратило свое существование село Матрёнино, вместо него начали употреблять название соседнего села — Рощино.

В 90-е церковь была передана РПЦ, сейчас восстанавливается.

С 1996 имеет статус подворья Введенской Островной женской пустыни.

Наше внимание привлек кривенький дом неподалеку — на нем возвышается такой же кривенький деревянный крест, а табличка гласит, что проход-проезд к нему запрещен т.к. это монастырь. Действительно, с 1996 года церковь имеет статус подворья Введенской Островной женской пустыни.

Ну вот и все, насыщенно прошли выходные, пора по домам. Шушмор мы очередной раз не нашли, хотя и не особо искали. Владимирская область — бездонна, сколько раз там бывали и все равно видим новые интересности.

 

Метки:

Добавить комментарий


Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


 


 

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на xpeh13.ru



Яндекс.Метрика









Дневник XPEH13

1

Троица Чижи — одно из сакральных мест Шушмора.

Опубликовано: Лена 14.02.2012 в Без рубрики, Короткие выезды |

Шушмор — название довольно большого участка в районе Мещеры: леса, болота, церкви, погосты, деревни и т. д. и т. п, чего хватает в любом краю. Этим местам, по некоторым сведениям аномальным, посвящена масса статей, есть сайт с одноименным названием.

Каждый идет в Шушмор со своей целью, туда направлялись и мы.

Самая распространенная легенда о Шушморе — это наличие где-то в дремучем лесу аналога стоунхенджа, а именно белой каменной сферы без окон и дверей с каменными столбами вокруг (собственно это и называют Шушмором), назначение сооружения неизвестно. То там, то тут появляются люди говорящие о том, что знакомые знакомых нашли Шушмор, но ни точных координат, ни фото предоставлено так и не было. Лично я очень сильно сомневаюсь в реальности такой конструкции, тем более, что места энтузиастами исхожены, а гуглом засняты и изучены.

Не меньше говорят и о блудных местах в тех краях — когда люди начинают ходить чуть ли не по кругу, а компасы показывают что хотят. До наших времен дошли рассказы о пропавших в тех местах людях, повозках. Не так давно читала отчет о том, как 2 машины, ехавшие друг другу навстречу по единственной дороге не встретились, народ долго и упорно тупил, был вынужден вернуться на исходные позиции и только после этого они нашли друг друга, хотя ни один шофер не изменил маршрута.

Старинные церкви и погосты в Шушморе имеют дурацкую привычку прятаться от простых обывателей, идя точно по карте с компасом или GPSом народ умудрялся церкви не находить или находить после долгих скитаний с 3-4 раза.

Не меньшую известность имеют треугольные и квадратные березы, растущие в тех местах (вот их-то фоток как раз в инете хватает, да и мы наблюдали одну такую, правда уже поваленную).

Все без исключения организации связанные с поиском аномальщины причисляют Шушмор к аномальной зоне, кто-то ловит там НЛО, кто-то ищет переходы в потусторонние миры, кто-то места силы для зарядки энергией (в зависимости от направленности).

Вот в этот самый Шушмор мы и направились воскресным деньком в самом начале марта. Шли мы не в поисках стоунхенджа местного значения, а к вполне конкретному месту под названием Троица-Чижи.

По случаю великолепной теплой и солнечной погоды, мы решили двинуться к цели не коротким путем, а круголями, что бы погулять по лесу после долгой зимы, ну и половить на себе аномалии Шушмора — а вдруг :)

Дорога закончилась вырубкой. Дальше почти вся местность оказалась заболочена, плюс где-то не сошел снег и лед, а где-то вовсю разлилась вода.

Вырубка.

Практически любой весенний поход проходит под четыремя лозунгами.

Лозунг первый: ОСТОРОЖНО, НЕ ЗАМОЧИТЕ НОГИ, ЗДЕСЬ МОКРО!

Лозунг второй: НОГ НЕ ЖАЛКО, ЖАЛКО ПРОМОЧИТЬ БОТИНКИ! ЗАКОЛЯЕМСЯ ТОВАРИЩИ!

Вот и мне с больным горлом и полным носом соплей, пришлось в срочном порядке приводить организм в чувства.

После этого ораганизму оставалось или смириться с хреновыми условиями и выздоровить, или сдохнуть! Мой организм, уже в который раз, решил, что надо жить, и чувствовала я себя в лесу прекрасно :).

На нашем пути встречалось множество мест, где в больших количествах наблюдались деревья вырванные с корнем. Что это? Последствия локальных ураганов? Тогда не хотелось бы нарваться на такую стихию! Спишем на аномалию Шушмора?

Вырванные с корнем деревья.

Другое место с вырванными с корнем деревьями. По фотке не очень понятно, но высота вывернутых шматов земли по 3-4 метра. 

Дошли до места, где до революции было лесничество.

Остатки дома лесника.

Колодец.

Сейчас здесь заимка охотников.

Лозунг третий: А МНЕ ВСЕ ПОФИГУ!!! Это когда 2 предыдущих не помогли и народ прется по колено в воде уже в обуви.

Еще последствия локального урагана — уже в третьем месте.

И вот мы приближаемся к цели. Первое, что замечаем — оригинальное дерево — середина не випилина и не сгорела, просто вот так сгнила и дерево оказалось полым.

Полое дерево.

И вот мы на месте.

Погост Троица Чижи расположен в дремучем лесу между деревнями Власово и Часовня, окружен болотами и труднодосягаем. В настоящее время это — поляна среди леса с развалинами церкви и кладбищем.

Церковь, освященная в честь Троицы Живоначальной, впервые упоминается в летописях, датированных 1628 годом. Когда же было начато ее строительство, доподлинно не известно, но материальные свидетельства прошлого говорят нам, что деревянная церковь уже стояла на берегу речки Дрезна в XV столетии.

Руины, дошедшие до нашего времени — каменная церковь построенная в 1739 г. и колокольня возведенная в 1789 г. Церковь построена силами прихожан и на их средства на месте старой обветшавшей деревянной церкви которая была снесена.

В начале XIX века Троица-Чижи именовали селом, а со второй половины уже погостом.

На момент прихода Советской власти в храме на погосте Троице-Чижи служил священник Архангельский Николай Александрович. В 1937 году он был арестован и менее чем через месяц расстрелян, а спустя 51 год реабилитирован.

В 1937 году церковь закрыли, всю утварь вывезли в разные места. Колокола, большой частью, были отправлены на переплавку. Приход распался. На картах того времени Троица-Чижи было просто урочищем.

Откуда взялось такое странное название?  Ведь слово «кижи» есть и в названии всем известного Спасско Кижского погоста, что в Карелии.

Название Кижа-саари (Кижи) в переводе означает «остров игрищ». «Игрищами» русские называли ритуальные действия древних язычников: карел, мери, чуди, проходившие в священных местах. Православные христиане  нарочно сооружали храмы в священных местах язычников, чтобы подчеркнуть этим могущество христианского бога перед языческими богами, «погасить» своим присутствием капище. Таким образом, возникло немало церковных поселков в местах, удаленных от деревень.

Очевидно,  что мы имеем дело с одним из таких мест: церковь, возведена на ритуальном месте, здесь когда-то находилось языческое капище древнего угро-финского народа Меря, населявшего московский край до прихода славян. Со временем, финно-угорское слово «кижи» трансформировалось в более привычное для русской речи «чижи», потом в разные времена, в разных старинных документах этот погост именовали Чижами, Троице-Чижским Погостом, Троицким Погостом “что в Чижах”.

Нынче церковь решено восстанавливать, хотя совершенно не понятно кто ее будет посещать — места труднодоступны, дорог нет. Единственное что пришло в голову, это то, что вокруг церкви можно расширить кладбище и хоронить народ, у кого нет денег на что-то более приличное. Хотя и это странно т. к. в Подмосковье очень много церквей в лучшем состоянии.

Лес расступился и мы видим…. сортир! Сортир закрытий на замок! Сортир по серелдине леса с добротным навесным замком! Я, конечно, понимаю, что рабочим на кладбище гадить непригоже, но то, что сортир первое сооружение, при восстановлении церкви, да еще и запирать его надо — это ново :).

Сортир.

ур. Троица Чижи. Церковь Троицы Живоначальной, построена в 1739 г., колокольня — в 1789 г.

При спилке деревьев народ не парился — все кладбище завалили.

Там же у нас состоялся перекус на скорую руку.

Остается сказать, что прошли мы очень приличное расстояние по пересеченной местности (вобще проходимость была хреновая), старыми мокрыми кроссовками я стерла в кровь все ноги и теперь еле передвигаюсь.

Четвертый и заключительный лозунг весеннего похода: А ТЕПЕРЬ КУПАТЬСЯ! Мы не оправдали (правда обычно он осуществляется в конце апреля-начале мая). Ну и самые интересные моменты прохождения через болото не засняли — не до того было :).

На нужный нам автобус мы опоздали, потом электричка не пришла, короче домой мы еле попали во втором часу ночи очень уставшие и очень довольные :).

P.S. В 2007 году настоятелем Троицкой церкви стал иерей Дионисий Тонков. Начиная с этого года по настоящее время ведутся восстановительные работы в Троица Чижах: отстроили деревянную церковь, воздвигли часвню на месте старой деревянной церкви, выкопали заброшенный чудотворный колодец, провели дорогу, восстановили колокольню, правда каменный храм 1739 года постройки зачем-то снесли.

Мы были неправы: Троица Чижи снова становится посещаемым и почитаемым местом.

… другие записи Лена

Метки: Шушмор

1 комментарий

  • евгений: 14.06.2019 в 23:37да жаль урочище чижи.там же древние камни раньше лежали.славянские еще все наверное закопали попы.» Ответить «
  • 13.07.2019 в 17:08По множеству авторитетных свидетельств — Шушмор это старейшая аномальная зона Подмосковья. Впервые она была зафиксирована еще самим Петром Семеновым-Тян-Шанским.По его данным, в зоне на границе современных Шатурского района Московской области и Гусь-Хрустального района Владимирской области находится таинственное урочище Шушмор, в которое не приведи господь кому-либо попасть.Местный краевед и автор нескольких книг о Шатурской земле Виктор Казаков, который за несколько десятков лет исходил весь район, записывая предания, утверждал, что правильное название аномального урочища — Ушмор. «- Его корни,уходят в глубокую древность.Сейчас это абсолютно незаселенная территория, а тогда там жило множество людей. Их называли люди озер. Они слыли колдунами и повелителями природных сил. Самым почитаемым у них считался змеиный бог — УР!Почему именно змеиному богу поклонялись наши предки? Жившие на Шатурской земле племена постоянно сталкивались со стихией змеиного царства. Наблюдения над поведением этих мудрых тварей вызывали уважение, а затем и поклонение им. Обряд похорон «люди озер» совершали у жертвенного огня. Умершего помещали в особую дубовую лодку — ковчег, поджигали и скатывали лодку в реку Полю. Поэтому нет на Шатурской земле курганных захоронений древних людей, зато в донных отложениях реки Поля в 50—60 годы прошлого века находили многочисленные останки обуглившегося мореного дуба тысячелетней «выдержки»По мнению краеведа Виктора Казакова, урочище Шушмор (более правильное название – Ушмор) построено около 2000 года до нашей эры племенем «озерных людей», которые занимались магией и умели управлять природными силами.«Люди озер» поклонялись змеиному богу Уру. Об этом культе свидетельствуют предметы, найденные во время археологических раскопок – например, черепки глиняной посуды с орнаментом из змей…Уру и было посвящено это капище. Находилось оно на месте нынешнего села Шатур («шат» означает – «небольшая горка», «ур» – «змеиный царь»), напротив которого до сих пор стоит ритуальный камень. Казаков утверждает, что в этих краях есть подземные валуны, которые иногда выталкивает на поверхность неведомая сила.Святилище представляло собой возвышение, на котором стоял деревянный или каменный идол. Рядом росло священное дерево. Разжигая перед капищем костер, богу приносили человеческие жертвы. Когда-то поблизости от села бил родник: святилища обычно строили вблизи водных источников..В 2002 году в аномальную зону отправилась экспедиция владимирских исследователей. Полдня, ориентируясь по карте и расспрашивая к местных жителей, они упорно двигались на машине в сторону предполагаемого местонахождения урочища. В результате оказались в такой глуши, где не только автомобиль, но и путник не смог бы продолжить движение. Расположившись на привал, они стали свидетелями необычайного феномена. — Перед нами, — рассказывает один из исследователей, — как из-под земли, вырос огромный камень. Сначала мы оторопели, а потом начали щелкать фотоаппаратами. Ноги вдруг стали подкашиваться, а в глазах замелькали черные точки. Чтобы не искушать судьбу мы поспешили побыстрее покинуть это место.Летом 1885 года Покровское уездное земство вело ремонтные работы на Коломенском тракте, который шел от города Покрова через Сеньгаозеро на Егорьевск. Крестьянин Перфильев подрядился за 850 рублей «на речке Ковихе устроить вместо старого свайного моста земляную дамбу с двумя пролетами для прохода воды». Для приемки работ из Покрова в Шушмор выехал член земской управы Курышкин. И… пропал. Вместе с ним исчез возчик Герасим Кудрин. Бесследно пропали и лошадь с телегой. Поиски Курышкина и Кудрина результатов не дали. Грешили на разбойников: неподалеку лежала знаменитая Гуслицкая волость, откуда произошло немало известных ухорезов, самый знаменитый из которых — атаман Чуркин. Но никаких следов или известий о разбойниках не было, и дело об исчезновении Курышкина и Кудрина в Шушморе было положено в архив.А спустя два года на Коломенском тракте бесследно исчез целый обоз — четыре телеги, груженные железом. С ними исчезли и возчики, и сопровождавший груз приказчик Иван Рюмин. И снова Покровская уездная полиция напрасно обшаривала леса вдоль тракта. И новое «темное» дело Шушмора легло на пыльные архивные полки.Между тем загадочные исчезновения в Шушморе продолжались. В 1893 году пропал почтальон, везший почту из Егорьевска во Владимир. В 1896 году исчез землемер Родионов вместе с бричкой и возницей Иваном Седых. В 1897 году на тракте пропали крестьяне Алексей Гужов и Родион Сидоров. Всего до 1921 года на бывшем Коломенском тракте отмечено целых девятнадцать бесследных исчезновений!» БАГРОВЫЙ ТУМАН » появляется когда появляется из под Земли огромных размеров КАМЕННАЯ ПОЛУСФЕРА с ЯЗЫЧЕСКИМИ письменами! Эта полусфера, ничто иное как » ВРАТА в БЕЛОВОДЬЕ! » И пройти в них могут только те,кто чист ДУШОЙ,СЕРДЦЕМ и помыслами! Потому,что,полусфера излучает смертельную радиацию под названием — ЛУЧЕВАЯ! Чистому человеку она не страшна! Эти люди (АРИИ) и их потомки это не просто люди,это люди умеющие проникать сквозь любые преграды(сквозь запертые двери,сквозь любые стены!) Это люди, которые могут излечить любую болезнь, перед которой наша медицина бессильна! Это люди, которые могут достать любую пулю,как бы глубоко она не была,причём голыми руками! Это люди,которые могут возвращать умершего человека снова к жизни! Это люди,которые как семечки щёлкают РАСЩЕПЛЯЯ АТОМНЫЕ ЯДРА,это люди,которые могут сделать так:если ЗЕМЛЕ будет угрожать из космоса метеорит,они могут нейтрализовать эту угрозу!Или скажем идут учения,запущена ракета и вдруг она отклонилась от заданного курса и угрожает людям ,они могут её убрать! она просто пропадает с радара и всё! Ни кто её никогда не найдёт!Остерегайтесь багрового туманаНо не только писателей интересует происхождение багрового тумана: ученые, исследователи аномальных явлений, уфологии и просто искатели приключений также ставят перед собой вопрос, что такое багровый туман и что он может принести в наш мир.И действительно, неужели багровый туман — всего лишь выдумки талантливых авторов? И откуда берутся идеи именно о багровом тумане? Оказывается, багровый туман существует на самом деле, о чем свидетельствуют очевидцы.Это явление зафиксировано многими людьми, как простыми обывателями, так и учеными — исследователями, пытавшимися проникнуть в тайны этого уникального явления. И больше того, багровый туман не просто существует, но и связан с массой таинственных явлений, первое и главное из которых — в багровом тумане иногда бесследно и безвозвратно пропадают люди.» Ответить «

Добавить комментарий

Имя *

E-mail *

Сайт

Мещеряки Меряне Мордвинцы и Словене

Словене понимают слова и еще чертят их на бересте греческими буквами. Меря только калякают, но они знают лесной край, и озерный. Понимают по-русски. Сажают Огурцы капусту, репу, морковь, охотятся, ловят рыбу. Про Мещеру вообще крупицы знаний, на латыни их так назвали - mescar - пчеловоды.

Можно сказать что огурец слово немецкое, гуркен. А вот что - почти один народ, это недавно установили, Русские то тоже Истинные арийцы. Индоарии все были 5000 лет назад.

Дневник XPEH13

Фотки

15

Фотографии на разную тематику, сделанные мной и нравящиеся аФФФтору ;)

«Никто не забыт, ни что не забыто». Владимирская область. Лето 2011.

Краснодарский край. Ракушки. Лето 2016.

Московская область. Бабочка. Осень 2008.

Ярославская область, Георгиевский Белогостицкий монастырь. Весна 2009.

г. Псков. Вид на Кром и реку Великая через Ольгин Крест. Зима 2009.

Владимирская область, ур. Беречино. Весна 2010.

Владимирская область, город Ковров. 2009 год.

Крым, Балаклава. Весна 2013. Море в первый раз.

Грузия, г. Батуми. За такой дверкой должно прятаться волшебство… Зима 2017.

Краснодарский край. Солнышки. Лето 2016.

Московская область. 2010 год. Егор и Павлин.

Ивановская область, панорама села Алексино. 2009 год.

Грузия, Уплисцихе. Горец. Зима 2017.

Краснодарский край. Лето 2004.

г. Кострома, один из экспонатов костромского музея деревянного зодчества — собор Пресвятой Богородицы, перевезенный из с. Холм. 2009 год.

Костромская область, Святое болото. Мох. 2009 год.

Краснодарский край. Вечер. Лето 2004.

Псковская область. Словенские ключи. Зима 2009.

Горный Алтай, Телецкое озеро. Лето 2004.

Ярославская область, д. Веска. Церковь Николая Чудотворца. Весна 2009.

Ивановская область, закат на реке Клязьме. 2009 год.

Владимирская область, ур. Чурилово. Весна 2010.

Иркутская область, озеро Байкал. Лето 2004.

Московская область. Антимакдональдс. Осень 2009.

Ленинградская область, г. Выборг. Осень 2016.

Тверская область, с. Тургиново. Вид на село с р. Шоша. 2009 год.

Киргизия, река Отмок. Весна 2016.

Ярославская область. «Как и 200 лет назад…» Весна 2009.

Костромская область, Судиславль. После дождя. 2009 год.

Костромская область, Святое болото. Мох. 2009 год.

Московская область. «Ничего не поделаешь, надо идти!» Ноябрь 2008.

Киргизия, озеро Тулпаркель. Весна 2016.

Город Тула. Наша вера. 2008 год.

Владимирская область, ур. Чурилово.  Егор на просторах владимирских полей. Весна 2010.

Город Кострома. Чтоб не убежала… 2009 год.

Таджикистан, вид на горы Афганистана. Весна 2016.

Ярославская область. Георгиевская церковь в селе Вексицы. Весна 2009.

Тульская область. Весна идет, весне дорогу… Весна 2009.

Таджикистан, река Пяндж. Весна 2016.

Калужская область. Спасо-Преображенский Воротынский женский монастырь. Храм в храме. 2011 год.

Дети походные, самодостаточные. Тульская область 2011 год.

Владимирская область. Поля на закате. Лето 2009.

Таджикистан. Памирский тракт. Весна 2016.

Псковская область. Городищенское озеро. Зима 2009.

Узбекистан. Аральское море. Весна 2016.

Смоленская область.  Весна 2010.

Московская область, г. Звенигород. Саввино-Сторожевский монастырь. Лето 2008.

Дагестан, г. Дербент. Кто это? Это слон! Лето 2016.

Московская область. «Они вставали и уходили…» Ноябрь 2008.

Тульская область. Ока. Осень 2011.

Астраханская область, озеро Баскунчак. Добыча соли. Весна 2015.

В ожидании. г. Ростов-на-Дону. Лето 2008.

Калужская область, церковь Иоанна Богослова.  Окно в мир. Осень 2011.

Тверская область. «Восход.» Зима 2008.

Калмыкия, г. Элиста. Малые молитвенные барабаны. Весна 2015.

Московская область, церковь Казанской Богоматери усадьбы Ярополец Чернышевых. Ноябрь 2008.

Крым, Караимское кладбище Балта-Тыймез. Весна 2013. Жизнь продолжатся. 

Грузия, Кахетия. Подвальный колорит. Зима 2016.

Ярославская область. Панорама Ростовского кремля. Весна 2009.

Тверская область. «Русская дорога». Зима 2008.

Крым, сказочная долина Кызыл-Коба. Весна 2013.

Мурманская область, полуостров Рыбачий. Самый север. Воды Северного Ледовитого океана. Лето 2014.

Смоленская область. Весна 2010.

Кабардино-Балкария, зимний Чегемский водопад. Зима 2015.

Кабардино-Балкария, плато Кинжал. «Высота взята». Зима 2016.

Карачаево-Черкесия. Седой Кавказ. Зима 2016.

Краснодарский край, Тамань. Вулканчик. Лето 2016.

Грузия, старый Тбилиси. Зима 2017.

Грузия, мост через реку Аркала. Зима 2016.

Мурманская область, Трифонов Печенгский монастырь. Копируя старину. Лето 2014.

Краснодарский край. Желтый полет. Лето 2016.

Краснодарский край. Пусть сильнее грянет буря! Лето 2016.

Армения. Дорога. Зима 2016.

Продолжение следует…

»Ссылка на страницу«

комментариев 15

repeat once more

Дневник XPEH13

Фотки

15

Фотографии на разную тематику, сделанные мной и нравящиеся аФФФтору ;)

«Никто не забыт, ни что не забыто». Владимирская область. Лето 2011.

Краснодарский край. Ракушки. Лето 2016.

Московская область. Бабочка. Осень 2008.

Ярославская область, Георгиевский Белогостицкий монастырь. Весна 2009.

г. Псков. Вид на Кром и реку Великая через Ольгин Крест. Зима 2009.

Владимирская область, ур. Беречино. Весна 2010.

Владимирская область, город Ковров. 2009 год.

Крым, Балаклава. Весна 2013. Море в первый раз.

Грузия, г. Батуми. За такой дверкой должно прятаться волшебство… Зима 2017.

Краснодарский край. Солнышки. Лето 2016.

Московская область. 2010 год. Егор и Павлин.

Ивановская область, панорама села Алексино. 2009 год.

Грузия, Уплисцихе. Горец. Зима 2017.

Краснодарский край. Лето 2004.

г. Кострома, один из экспонатов костромского музея деревянного зодчества — собор Пресвятой Богородицы, перевезенный из с. Холм. 2009 год.

Костромская область, Святое болото. Мох. 2009 год.

Краснодарский край. Вечер. Лето 2004.

Псковская область. Словенские ключи. Зима 2009.

Горный Алтай, Телецкое озеро. Лето 2004.

Ярославская область, д. Веска. Церковь Николая Чудотворца. Весна 2009.

Ивановская область, закат на реке Клязьме. 2009 год.

Владимирская область, ур. Чурилово. Весна 2010.

Иркутская область, озеро Байкал. Лето 2004.

Московская область. Антимакдональдс. Осень 2009.

Ленинградская область, г. Выборг. Осень 2016.

Тверская область, с. Тургиново. Вид на село с р. Шоша. 2009 год.

Киргизия, река Отмок. Весна 2016.

Ярославская область. «Как и 200 лет назад…» Весна 2009.

Костромская область, Судиславль. После дождя. 2009 год.

Костромская область, Святое болото. Мох. 2009 год.

Московская область. «Ничего не поделаешь, надо идти!» Ноябрь 2008.

Киргизия, озеро Тулпаркель. Весна 2016.

Город Тула. Наша вера. 2008 год.

Владимирская область, ур. Чурилово.  Егор на просторах владимирских полей. Весна 2010.

Город Кострома. Чтоб не убежала… 2009 год.

Таджикистан, вид на горы Афганистана. Весна 2016.

Ярославская область. Георгиевская церковь в селе Вексицы. Весна 2009.

Тульская область. Весна идет, весне дорогу… Весна 2009.

Таджикистан, река Пяндж. Весна 2016.

Калужская область. Спасо-Преображенский Воротынский женский монастырь. Храм в храме. 2011 год.

Дети походные, самодостаточные. Тульская область 2011 год.

Владимирская область. Поля на закате. Лето 2009.

Таджикистан. Памирский тракт. Весна 2016.

Псковская область. Городищенское озеро. Зима 2009.

Узбекистан. Аральское море. Весна 2016.

Смоленская область.  Весна 2010.

Московская область, г. Звенигород. Саввино-Сторожевский монастырь. Лето 2008.

Дагестан, г. Дербент. Кто это? Это слон! Лето 2016.

Московская область. «Они вставали и уходили…» Ноябрь 2008.

Тульская область. Ока. Осень 2011.

Астраханская область, озеро Баскунчак. Добыча соли. Весна 2015.

В ожидании. г. Ростов-на-Дону. Лето 2008.

Калужская область, церковь Иоанна Богослова.  Окно в мир. Осень 2011.

Тверская область. «Восход.» Зима 2008.

Калмыкия, г. Элиста. Малые молитвенные барабаны. Весна 2015.

Московская область, церковь Казанской Богоматери усадьбы Ярополец Чернышевых. Ноябрь 2008.

Крым, Караимское кладбище Балта-Тыймез. Весна 2013. Жизнь продолжатся. 

Грузия, Кахетия. Подвальный колорит. Зима 2016.

Ярославская область. Панорама Ростовского кремля. Весна 2009.

Тверская область. «Русская дорога». Зима 2008.

Крым, сказочная долина Кызыл-Коба. Весна 2013.

Мурманская область, полуостров Рыбачий. Самый север. Воды Северного Ледовитого океана. Лето 2014.

Смоленская область. Весна 2010.

Кабардино-Балкария, зимний Чегемский водопад. Зима 2015.

Кабардино-Балкария, плато Кинжал. «Высота взята». Зима 2016.

Карачаево-Черкесия. Седой Кавказ. Зима 2016.

Краснодарский край, Тамань. Вулканчик. Лето 2016.

Грузия, старый Тбилиси. Зима 2017.

Грузия, мост через реку Аркала. Зима 2016.

Мурманская область, Трифонов Печенгский монастырь. Копируя старину. Лето 2014.

Краснодарский край. Желтый полет. Лето 2016.

Краснодарский край. Пусть сильнее грянет буря! Лето 2016.

Армения. Дорога. Зима 2016.

Продолжение следует…

»Ссылка на страницу«

комментариев 15

Добавить комментарий

... или войти через

Facebook
ВКонтакте
Yandex

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Комментарий

Имя *

E-mail *

Сайт

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на xpeh13.ru

Поделитесь с друзьями

ВКонтактеОдноклассникиTwitterFacebookМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндексhttps://web.archive.org/web/20190722044743if_///w.uptolike.com/widgets/v1/impression.html?0https://web.archive.org/web/20190722044743if_///w.uptolike.com/widgets/v1/zp/support.html

Суздаль - может тоже поедем. 30 верст от Владимира, столица союза славян и мери. Название на местном диалекте, как и Москва и Кострома. Суздальский и Киевский князь Юрий Гюрге Долгорукий, он объединил наши народы, сколько бы не дрались, все будет Русь.

Дневник XPEH13

5

Город-музей Суздаль.

Опубликовано: Лена 15.08.2011 в Без рубрики, Путешествия |

Су́здаль — город во Владимирской области, имеющий статус  — города-музея (как и Ростов Великий), т.е. из него выведено практически все производство, исправительные учреждения, развивается туризм, развёрнуты музейные экспозиции. Награжден орденом «Знак Почёта» (1974) за сохранение культурного наследия и развитие туризма. Входит в Золотое кольцо России.

Я бывала в Суздале ни раз, город по истине интереснейший и уникальный.

Начнем с истории.

Первое упоминание о Суздале относится к 999 году.

В начале XII века при Юрии Долгоруком был центром Ростово-Суздальского княжества.

В 1157 году Андрей Боголюбский перенёс столицу во Владимир и княжество стало называться Владимиро-Суздальским.

С середины XIII века — столица самостоятельного Суздальского княжества.

В начале XIV века — столица Суздальско-Нижегородского княжества.

В 1392 году Суздаль вошёл в Великое Московское княжество.

В 1565 году Суздаль попал в число городов, составлявших опальную Земщину, а после уничтожения опричнины стал «царскою отчиною». В Смутное время суздальцы изменили Шуйскому и передали свой город тушинцам и Лисовскому, который укрепил его и продержался в нём около 8 месяцев, несмотря на неоднократные попытки со стороны московского войска прогнать его оттуда.

В 1612 году поляки осаждали Суздаль, но безуспешно.

В 1708 году город был приписан к Московской губернии в качестве провинциального города; в 1778 сделан уездным городом Владимирского наместничества.

С XVI века в Суздале ведётся строительство монастырей. Расширяются старые, возводятся новые. К XVI в. существовало 11 монастырей (ныне сохранилось 5 монастырских комплексов). Суздаль становится одним из религиозных центров на Руси.

С середины XVII века — период экономического подъема.

С 1796 уездный город Владимирской губернии. Со второй половины XIX века Суздаль становится глухим провинциальным городом (в городе не получила развития промышленность — не в последнюю очередь потому, что Суздаль оказался в стороне от железной дороги).

В 1967 был принят Генеральный план развития Суздаля, согласно которому он становился городом-музеем.

В 1978 международная организация ЮНЕСКО включила белокаменные памятники Суздаля в список объектов Всемирного наследия.

В 1982 Международная федерация журналистов и писателей, пишущих о туризме вручила Суздалю приз «Золотое яблоко» за заслуги в развитии международного туризма.

Сейчас туристов в городе очень-очень много, особенно зимой. Я сама, еще будучи школьницей, впервые побывала здесь именно с экскурсией.

Дабы избежать толп и полностью погрузиться в атмосферу города, мы прибыли в Суздаль ближе к ночи, когда большинство торговцев «настоящими древностями» уже свернулось, туристы засели  за чарочкой медовухи (к слову, очень недурственной медовухи, по поездке в Веретьево помню) в кафешках или номерах, и по улицам осталось бродить чуть-чуть народу и  еще чуть-чуть домовладельцев, предлагающих ночлег .

Первым местом, где мы сделали остановку был Васильевский монастырь.  Раньше Васильевский монастырь являлся форпостом городской крепости. Сегодня же этот монастырь можно смело назвать одним из самых красивых и уникальных в Суздале.

В восемнадцатом столетии на дороге, которая соединяла Суздальский Кремль и Кидекшу, было построено укрепление, позднее преобразованное в монастырь. Согласно поверью то место, где сегодня находится храм, связано с прославленным князем Владимиром Красное Солнышко и датой крещения Руси.

Вид с северо-востока на Васильевский монастырь. В центре кадра собор Василия Великого, левее — Сретенская церковь.

Далее мы посетили Архиерейский двор и его окрестности.

Здание пожарной каланчи, постройки 1890-го года, является памятником градостроительства и архитектуры регионального значения. Здание по прежнему используется как пожарная часть.

Успенский храм в г. Суздаль, 2-я пол. XVII в.

Торговые ряды.

** очень напоминает центр Юрьева - есть здесь, да и Старицу по старинным фото, сейчас там расшарашили.

Вал, церковь Входа Господня в Иерусалим и Никольская церковь Входоиерусалимского прихода.

Храмы Входоиерусалимского прихода в Суздале: слева тёплый Никольский (Пятницкий), справа — холодный Входоиерусалимский.

Вид с вала на храм Михаила Архангела, 1804 (1769) на Михайловой Стороне (Михали). Позади — зимняя церковь Флора и Лавра. Справа — Александро-Невская церковь (нач. ХХ в.).

Ансамбль храмов Богоявленского прихода в Суздале. На заднем плане зимняя Предтеченская церковь, на переднем — летняя Богоявленская.

Ансамбль архиерейского двора.

Церковь Введения Богородицы на Архиерейском дворе.

Колокольня Рождественского собора в Суздале Владимирской области, под которой размещалась отдельная Благовещенская церковь, 1630.

Колокола и часы колокольни Рождественского собора.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы — уникальный памятник древнерусского зодчества, построенный в 1225 году.  Нижний ярус сохранился от первоначального здания, верхний ярус пристроен в1530-м году. Луковичное покрытие глав поставлено в 1750. В соборе сохранились фрески 13-17 вв, «златые врата» 13 века, утварь и иконостас 17 в .

Собор Рождества Пресвятой Богородицы, 1528-1530.

Панорама архиерейского двора, слева Собор Рождества Пресвятой Богородицы.

Общий вид Никольской церкви из села Глотово Юрьев-Польского района, 1766.

На торговой площади мы побывали и вечером, и утром следующего дня. Разница разительна.

Воскресенская церковь на Торговой площади,1720 (1732). Вечер.

Торговая площадь днем.

Воскресенская церковь.

Воскресенская и Казанская церкви на Торговой площади.

Переночевав в окрестностях Суздаля, мы вернулись обратно, что бы посетить еще ряд достопримечательностей.

На возвышенном месте города стоит женский Ризположенский монастырь, основанный суздальским епископом Иоанном в 1207г. перед башней посада, на перекрестке дорог. Изначально все постройки монастыря были деревянными, а первый каменный храм — Ризположенский собор — был выстроен только в середине XVI века. Монастырь виден издалека благодаря своей колокольне – самому высокому сооружению Суздаля. История монастыря связана с известной суздальской святой – преподобной Евфросинией Суздальской (1212-1250). В миру она носила имя Феодулии и была дочерью Черниговского князя Михаила. В Суздале должно было состояться ее бракосочетание с князем Феодором Ярославичем, братом Александра Невского, но он скончался в день свадьбы, а Феодулия осталась в Ризположенском монастыре и приняла постриг.

Слева Преподобенская колокольня в Ризположенском монастыре, по центру — колокольня церкви Антипия Пергамского и пятиглавая церковь Воскрешения Лазаря.

Преподобенская колокольня Ризположенском монастыря.

Святые ворота Ризположенского монастыря.

Ризоположенский собор в Ризположенском монастыре.

Надвратная башня восточной стены Ризположенского монастыря.

Руины церкви Сретения Господня.

Часовня Ризположенского монастыря.

Стена Ризположенского монастыря.

Угловая башня (северо-восточная) ограды Ризположенского монастыря.

Еще один монастырь — Александровский женский — расположен на левом берегу реки Каменка, по преданию, он был основан в 1240 году Александром Невским.

Церковь Вознесения Господня с колокольней построена в 1695 году на средства царицы Натальи Кирилловны, матери Петра I.

Церковь Вознесения Господня с колокольней Александровского монастыря.

Вход в церковь Вознесения.

Восьмигранный столп шатровой колокольни практически лишен декора, что делает её уникальной среди суздальских шатровых колоколен.

Колокольня церкви Вознесения Господня.

В первой половине XVIII века вокруг монастыря была сооружена невысокая ограда, украшенная декоративными башенками со стилизацией под оборонительные башни. Тогда же появились и Святые ворота с двухъярусной башенкой.

Святые ворота.

В 2006 г. Александровский монастырь возобновлен в качестве мужского монастыря Владимиро-Суздальской епархии.

Панорама Александровского монастыря.

В Суздале был создан в  60-70-х годах 20-го века музей деревянного зодчества и крестьянского быта.  Его составляют культовые и жилые постройки 18-19 веков, перевезенные из различных сел Владимирской земли. Они стоят на том месте, где находился древнейший в Суздале Дмитриевский монастырь.

Именно этот музей я обязательно хотела посетить. В бОльшей степени меня привлекали ветряные мельницы, но и все остальные «деревяшки»  я очень люблю.

За пару недель до нашего приезда в музее случилась неприятность — во время сильной грозы в результате попадания молнии сильно пострадал один из памятников — Преображенская церковь 17-го века. Несмотря на имеющийся громоотвод, молния попала, по разным источникам, прямо в крест или в деревянный купол, начался пожар. Главка церкви разлетелась на части, купол храма почти полностью сгорел, крест, который возвышался над церковью, провалился внутрь здания. Сейчас ведутся активные реставрационные работы.

Реставрация Преображенской церкви, 1756.

Дом из села Илькино Меленковского района, 19 век. Типичное жилище крестьянской семьи среднего достатка.

Двор крестьянской семьи среднего достатка. Двор — комплекс подсобных хозяйственных построек , где находится помещение для скота, хранится хозяйственный инвентарь, дрова и запасы корма для скота.

Интерьер дома крестьянской семьи среднего достатка.

Прялка.

Ступа.

Ткацкий станок.

Телега.

Сани.

Сани.

Дом зажиточного крестьянина.

Интерьер дома зажиточного крестьянина.

Воскресенская церковь,1776.

Колесный колодец, 19 век.

Овины-зерносушильни.

Амбар-логаз из села Мешок Судогского района, 19 век. Типичная постройка для хранения зерна и других продуктов.

Часовня из села Бедрино, 1880.

Дом с мезонином, вторая половина 19 века. Перевезен из села Тынцы Камешковского района. Два сруба под одной крышей, предназначался для двух семей.

Мезонин (от итал. mezzanine) — надстройка над средней частью жилого небольшого дома, часто имеет балкон. В России Мезонин получил широкое распространение в 19 веке, как часть каменных и особенно деревянных малоэтажных зданий.

Ветряные мельницы из села Мешок Судогодского района, 18 век.

В 18-начале 20 вв. этот тип мельниц — восьмигранный сруб на четверике — был преобладающим во Владимирской губернии.

Ветряные мельницы были устроены так: на вал насажено большое колесо с кулаками, которые, сцепляясь с цевками (выступами горизонтальной шестерни), передают ей вращение. Вдоль всего механизма из первого яруса во второй, из второго яруса в третий ведет внутренняя лестница. Верхняя часть конструкции с крыльями поворачивалась к ветру с помощью длинной жерди — воротила, состоящего из двух длинных толстых жердей, верхние концы которых прикрепляются к задней стенке и как вилы охватывают корпус мельницы. Лопасти крыльев посажены под углом к общей плоскости; когда крылья повернуты против ветра, под его напором они приходят во вращательное движение.

Макет ветряной мельницы.

Панорама музея деревянного зодчества.

Музей мне понравился, несмотря на то, что некоторые схожие деревянные постройки я посещала «в живую», а так же в других музеях. В общем «вау-фактора» не случилось.

Умилило, что туристы, заходя в избу и разглядывая интерьер, начинали массово охать-ахать, вещая во всеуслышание: «Помню-помню… у моей бабушки точно такая клеть была, мы в детстве…» Такое впечатление, что у всех поголовно были бабушки-хозяйки домов 18-19 века, тщательно следящие за тем, что бы в их жизнь не пробрался век 20-й.

Заканчивая посещение достопримечательностей города Суздаль, я сделала еще несколько кадров.

Борисоглебская церковь, 1749.

Панорама Спасо-Евфимиевского монастыря, в центре Собор Преображения Господня.

Угловая башня стен Спасо-Евфимиева монастыря.

Тихвинская церковь, 2-я пол. XVII в.

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, 1720.

Покровский монастырь, виден Покровский собор.

Памятник Алексею Лебедеву — поэту-маринисту, подводнику. (родился в 1912 году в г. Суздаль — погиб в 1941 году в Финском заливе).

В самом центре города полно объявлений о продаже ветхих и не очень ветхих домиков, чуть ли не на территориях монастырей.  С одной стороны что-то в этом есть, с другой — видимо, жизнь в череде экскурсий под постоянный звон колоколов утомительна.

Закончу свое повествование о городе-музее Суздале традиционно — улицами.

Что бы обойти все достопримечательности Суздали не хватит и целого дня, в рамках поездки по Владимирской области, у меня было всего несколько часов, многое осталось не посещенным, еще больше — не обфотканным. Я сюда еще вернусь ни раз!

… другие записи Лена

Метки: Золотое кольцо

комментариев 5

  • Елена: 24.09.2011 в 19:31Да,действительно,у нас очень красивый город. Очень красиво,весело и интересно проходят местные праздники(день Огурца,день Ивана Купала,масленица и т.д.) А вот первое упоминание города в летописи в 1024 году. Спасибо за интересный рассказ с фото,все очень понравилось.» Ответить «
    • Лена: 24.09.2011 в 19:49Спасибо за комментарий.
      По сведениям Википедии первое упоминание в Новгородском кодексе повествует о том, как «въ лѣто ҂ѕ҃ф҃з҃ азъ мънихъ исаакіи поставленъ попомъ въ сѹжъдали въ цръкъвѣ свѧтаго александра арменина» («В 6507 [то есть 999] году я, монах Исаакий, стал иеромонахом в Суздале, в церкви Св. Александра Армянина»). По этому я взяла за основу эту дату.
      В летописи действительно Суздаль впервые упоминается, когда говорится о восстании волхвов в 1024 году.» Ответить «
  • Josephlop: 13.02.2017 в 04:22Сейчас это произойдёт. Поставят на работу В.В. Володина
    инфа о нём из оф. источников» Ответить «
  • DutGena: 28.06.2017 в 15:30Алло» Ответить «
  • Алексей: 24.01.2019 в 00:04В Суздале и окрестностях ни когда не было Михалей! Было село Михайлова Сторона. Использование простонародных изречений просто нежелательно…» Ответить «

Добавить комментарий

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на xpeh13.ru

Окститесь, такие комменты писать. Вся информация, что есть, дошла к нам из единичных источников. вот - «въ лѣто ҂ѕ҃ф҃з҃ азъ мънихъ исаакіи поставленъ попомъ въ сѹжъдали въ цръкъвѣ свѧтаго александра арменина» («В 6507 [то есть 999] году я, монах Исаакий, стал иеромонахом в Суздале, в церкви Св. Александра Армянина»). Чуть еще Персияне подбросили и Арабы, они хорошо сохранили исторические записи.

В основном, местные диалекты. Они финско - угорские. Вот и Венгры Угры через город проходили. Это До монгольско-татарского нашествия. ( 825 примерно год и они скакали на конях, лет несколько, Киев взяли в осаду, и пробились на историческую родину, рядом с Меровией-Моравией-Франками. Соседние народности остались, Манси, Мари, Мордва - все народности, и самая мало известная Меря, которые первые стали Русскими.) Бабушка.. сказала, что наши родственники это не Татары - Булгары, хоть ее дед был из Казани Зеленодольска, а - из Мерян, наша земля Юрьев, Владимирское ополье, Суздаль и до Ярославля - Костромы. Картина у нее на стене - Храм Покрова на Нерли, так стояла и на него смотрела долго, молилась.. по нашему, сейчас это называется даже не Старообрядческая, а Языческая вера. Сейчас стали вспоминать, так она связана с малой Родиной.

В Месопотамии изобрели колесо, а здесь - на границе леса и степей - может юг Урала или Калмыкия - приручили лошадей. Венгров рисовали - на конях они. Татаро- монголы - тоже. У Мерян - мерины.

Название Суздаль сейчас отгадают, может, не хватает информации немножко. У местных слог Бал бол бала - Поселок, село, деревня. Суз - Соуж - напрашивается по славянски - Союз, а скорее всего - местное слово Пуж - корзина, плетенка, лодка - у Мерян. И есть еще варианты, как и с Москвой. Глухарь на Марийском, не совсем - но похоже, корень слова суг. Волк - у наших не так, Пира или Пыра. Волково славянская деревня, а Пырышево мерянская, они рядом. Как, например, Дубна и Талдом - Тал у мери это дуб, дерево, дающее много тени и укрытие.

город музей Суздаль

Дневник XPEH13

5

Город-музей Суздаль.

Опубликовано: Лена 15.08.2011 в Без рубрики, Путешествия |

Су́здаль — город во Владимирской области, имеющий статус  — города-музея (как и Ростов Великий), т.е. из него выведено практически все производство, исправительные учреждения, развивается туризм, развёрнуты музейные экспозиции. Награжден орденом «Знак Почёта» (1974) за сохранение культурного наследия и развитие туризма. Входит в Золотое кольцо России.

Я бывала в Суздале ни раз, город по истине интереснейший и уникальный.

Начнем с истории.

Первое упоминание о Суздале относится к 999 году.

В начале XII века при Юрии Долгоруком был центром Ростово-Суздальского княжества.

В 1157 году Андрей Боголюбский перенёс столицу во Владимир и княжество стало называться Владимиро-Суздальским.

С середины XIII века — столица самостоятельного Суздальского княжества.

В начале XIV века — столица Суздальско-Нижегородского княжества.

В 1392 году Суздаль вошёл в Великое Московское княжество.

В 1565 году Суздаль попал в число городов, составлявших опальную Земщину, а после уничтожения опричнины стал «царскою отчиною». В Смутное время суздальцы изменили Шуйскому и передали свой город тушинцам и Лисовскому, который укрепил его и продержался в нём около 8 месяцев, несмотря на неоднократные попытки со стороны московского войска прогнать его оттуда.

В 1612 году поляки осаждали Суздаль, но безуспешно.

В 1708 году город был приписан к Московской губернии в качестве провинциального города; в 1778 сделан уездным городом Владимирского наместничества.

С XVI века в Суздале ведётся строительство монастырей. Расширяются старые, возводятся новые. К XVI в. существовало 11 монастырей (ныне сохранилось 5 монастырских комплексов). Суздаль становится одним из религиозных центров на Руси.

С середины XVII века — период экономического подъема.

С 1796 уездный город Владимирской губернии. Со второй половины XIX века Суздаль становится глухим провинциальным городом (в городе не получила развития промышленность — не в последнюю очередь потому, что Суздаль оказался в стороне от железной дороги).

В 1967 был принят Генеральный план развития Суздаля, согласно которому он становился городом-музеем.

В 1978 международная организация ЮНЕСКО включила белокаменные памятники Суздаля в список объектов Всемирного наследия.

В 1982 Международная федерация журналистов и писателей, пишущих о туризме вручила Суздалю приз «Золотое яблоко» за заслуги в развитии международного туризма.

Сейчас туристов в городе очень-очень много, особенно зимой. Я сама, еще будучи школьницей, впервые побывала здесь именно с экскурсией.

Дабы избежать толп и полностью погрузиться в атмосферу города, мы прибыли в Суздаль ближе к ночи, когда большинство торговцев «настоящими древностями» уже свернулось, туристы засели  за чарочкой медовухи (к слову, очень недурственной медовухи, по поездке в Веретьево помню) в кафешках или номерах, и по улицам осталось бродить чуть-чуть народу и  еще чуть-чуть домовладельцев, предлагающих ночлег .

Первым местом, где мы сделали остановку был Васильевский монастырь.  Раньше Васильевский монастырь являлся форпостом городской крепости. Сегодня же этот монастырь можно смело назвать одним из самых красивых и уникальных в Суздале.

В восемнадцатом столетии на дороге, которая соединяла Суздальский Кремль и Кидекшу, было построено укрепление, позднее преобразованное в монастырь. Согласно поверью то место, где сегодня находится храм, связано с прославленным князем Владимиром Красное Солнышко и датой крещения Руси.

Вид с северо-востока на Васильевский монастырь. В центре кадра собор Василия Великого, левее — Сретенская церковь.

Далее мы посетили Архиерейский двор и его окрестности.

Здание пожарной каланчи, постройки 1890-го года, является памятником градостроительства и архитектуры регионального значения. Здание по прежнему используется как пожарная часть.

Успенский храм в г. Суздаль, 2-я пол. XVII в.

Торговые ряды.

Вал, церковь Входа Господня в Иерусалим и Никольская церковь Входоиерусалимского прихода.

Храмы Входоиерусалимского прихода в Суздале: слева тёплый Никольский (Пятницкий), справа — холодный Входоиерусалимский.

Вид с вала на храм Михаила Архангела, 1804 (1769) на Михайловой Стороне (Михали). Позади — зимняя церковь Флора и Лавра. Справа — Александро-Невская церковь (нач. ХХ в.).

Ансамбль храмов Богоявленского прихода в Суздале. На заднем плане зимняя Предтеченская церковь, на переднем — летняя Богоявленская.

Ансамбль архиерейского двора.

Церковь Введения Богородицы на Архиерейском дворе.

Колокольня Рождественского собора в Суздале Владимирской области, под которой размещалась отдельная Благовещенская церковь, 1630.

Колокола и часы колокольни Рождественского собора.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы — уникальный памятник древнерусского зодчества, построенный в 1225 году.  Нижний ярус сохранился от первоначального здания, верхний ярус пристроен в1530-м году. Луковичное покрытие глав поставлено в 1750. В соборе сохранились фрески 13-17 вв, «златые врата» 13 века, утварь и иконостас 17 в .

Собор Рождества Пресвятой Богородицы, 1528-1530.

Панорама архиерейского двора, слева Собор Рождества Пресвятой Богородицы.

Общий вид Никольской церкви из села Глотово Юрьев-Польского района, 1766.

На торговой площади мы побывали и вечером, и утром следующего дня. Разница разительна.

Воскресенская церковь на Торговой площади,1720 (1732). Вечер.

Торговая площадь днем.

Воскресенская церковь.

Воскресенская и Казанская церкви на Торговой площади.

Переночевав в окрестностях Суздаля, мы вернулись обратно, что бы посетить еще ряд достопримечательностей.

На возвышенном месте города стоит женский Ризположенский монастырь, основанный суздальским епископом Иоанном в 1207г. перед башней посада, на перекрестке дорог. Изначально все постройки монастыря были деревянными, а первый каменный храм — Ризположенский собор — был выстроен только в середине XVI века. Монастырь виден издалека благодаря своей колокольне – самому высокому сооружению Суздаля. История монастыря связана с известной суздальской святой – преподобной Евфросинией Суздальской (1212-1250). В миру она носила имя Феодулии и была дочерью Черниговского князя Михаила. В Суздале должно было состояться ее бракосочетание с князем Феодором Ярославичем, братом Александра Невского, но он скончался в день свадьбы, а Феодулия осталась в Ризположенском монастыре и приняла постриг.

Слева Преподобенская колокольня в Ризположенском монастыре, по центру — колокольня церкви Антипия Пергамского и пятиглавая церковь Воскрешения Лазаря.

Преподобенская колокольня Ризположенском монастыря.

Святые ворота Ризположенского монастыря.

Ризоположенский собор в Ризположенском монастыре.

Надвратная башня восточной стены Ризположенского монастыря.

Руины церкви Сретения Господня.

Часовня Ризположенского монастыря.

Стена Ризположенского монастыря.

Угловая башня (северо-восточная) ограды Ризположенского монастыря.

Еще один монастырь — Александровский женский — расположен на левом берегу реки Каменка, по преданию, он был основан в 1240 году Александром Невским.

Церковь Вознесения Господня с колокольней построена в 1695 году на средства царицы Натальи Кирилловны, матери Петра I.

Церковь Вознесения Господня с колокольней Александровского монастыря.

Вход в церковь Вознесения.

Восьмигранный столп шатровой колокольни практически лишен декора, что делает её уникальной среди суздальских шатровых колоколен.

Колокольня церкви Вознесения Господня.

В первой половине XVIII века вокруг монастыря была сооружена невысокая ограда, украшенная декоративными башенками со стилизацией под оборонительные башни. Тогда же появились и Святые ворота с двухъярусной башенкой.

Святые ворота.

В 2006 г. Александровский монастырь возобновлен в качестве мужского монастыря Владимиро-Суздальской епархии.

Панорама Александровского монастыря.

В Суздале был создан в  60-70-х годах 20-го века музей деревянного зодчества и крестьянского быта.  Его составляют культовые и жилые постройки 18-19 веков, перевезенные из различных сел Владимирской земли. Они стоят на том месте, где находился древнейший в Суздале Дмитриевский монастырь.

Именно этот музей я обязательно хотела посетить. В бОльшей степени меня привлекали ветряные мельницы, но и все остальные «деревяшки»  я очень люблю.

За пару недель до нашего приезда в музее случилась неприятность — во время сильной грозы в результате попадания молнии сильно пострадал один из памятников — Преображенская церковь 17-го века. Несмотря на имеющийся громоотвод, молния попала, по разным источникам, прямо в крест или в деревянный купол, начался пожар. Главка церкви разлетелась на части, купол храма почти полностью сгорел, крест, который возвышался над церковью, провалился внутрь здания. Сейчас ведутся активные реставрационные работы.

Реставрация Преображенской церкви, 1756.

Дом из села Илькино Меленковского района, 19 век. Типичное жилище крестьянской семьи среднего достатка.

Двор крестьянской семьи среднего достатка. Двор — комплекс подсобных хозяйственных построек , где находится помещение для скота, хранится хозяйственный инвентарь, дрова и запасы корма для скота.

Интерьер дома крестьянской семьи среднего достатка.

Прялка.

Ступа.

Ткацкий станок.

Телега.

Сани.

Сани.

Дом зажиточного крестьянина.

Интерьер дома зажиточного крестьянина.

Воскресенская церковь,1776.

Колесный колодец, 19 век.

Овины-зерносушильни.

Амбар-логаз из села Мешок Судогского района, 19 век. Типичная постройка для хранения зерна и других продуктов.

Часовня из села Бедрино, 1880.

Дом с мезонином, вторая половина 19 века. Перевезен из села Тынцы Камешковского района. Два сруба под одной крышей, предназначался для двух семей.

Мезонин (от итал. mezzanine) — надстройка над средней частью жилого небольшого дома, часто имеет балкон. В России Мезонин получил широкое распространение в 19 веке, как часть каменных и особенно деревянных малоэтажных зданий.

Ветряные мельницы из села Мешок Судогодского района, 18 век.

В 18-начале 20 вв. этот тип мельниц — восьмигранный сруб на четверике — был преобладающим во Владимирской губернии.

Ветряные мельницы были устроены так: на вал насажено большое колесо с кулаками, которые, сцепляясь с цевками (выступами горизонтальной шестерни), передают ей вращение. Вдоль всего механизма из первого яруса во второй, из второго яруса в третий ведет внутренняя лестница. Верхняя часть конструкции с крыльями поворачивалась к ветру с помощью длинной жерди — воротила, состоящего из двух длинных толстых жердей, верхние концы которых прикрепляются к задней стенке и как вилы охватывают корпус мельницы. Лопасти крыльев посажены под углом к общей плоскости; когда крылья повернуты против ветра, под его напором они приходят во вращательное движение.

Макет ветряной мельницы.

Панорама музея деревянного зодчества.

Музей мне понравился, несмотря на то, что некоторые схожие деревянные постройки я посещала «в живую», а так же в других музеях. В общем «вау-фактора» не случилось.

Умилило, что туристы, заходя в избу и разглядывая интерьер, начинали массово охать-ахать, вещая во всеуслышание: «Помню-помню… у моей бабушки точно такая клеть была, мы в детстве…» Такое впечатление, что у всех поголовно были бабушки-хозяйки домов 18-19 века, тщательно следящие за тем, что бы в их жизнь не пробрался век 20-й.

Заканчивая посещение достопримечательностей города Суздаль, я сделала еще несколько кадров.

Борисоглебская церковь, 1749.

Панорама Спасо-Евфимиевского монастыря, в центре Собор Преображения Господня.

Угловая башня стен Спасо-Евфимиева монастыря.

Тихвинская церковь, 2-я пол. XVII в.

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, 1720.

Покровский монастырь, виден Покровский собор.

Памятник Алексею Лебедеву — поэту-маринисту, подводнику. (родился в 1912 году в г. Суздаль — погиб в 1941 году в Финском заливе).

В самом центре города полно объявлений о продаже ветхих и не очень ветхих домиков, чуть ли не на территориях монастырей.  С одной стороны что-то в этом есть, с другой — видимо, жизнь в череде экскурсий под постоянный звон колоколов утомительна.

Закончу свое повествование о городе-музее Суздале традиционно — улицами.

Что бы обойти все достопримечательности Суздали не хватит и целого дня, в рамках поездки по Владимирской области, у меня было всего несколько часов, многое осталось не посещенным, еще больше — не обфотканным. Я сюда еще вернусь ни раз!

… другие записи Лена

Метки: Золотое кольцо

комментариев 5

  • Елена: 24.09.2011 в 19:31Да,действительно,у нас очень красивый город. Очень красиво,весело и интересно проходят местные праздники(день Огурца,день Ивана Купала,масленица и т.д.) А вот первое упоминание города в летописи в 1024 году. Спасибо за интересный рассказ с фото,все очень понравилось.» Ответить «
    • Лена: 24.09.2011 в 19:49Спасибо за комментарий.
      По сведениям Википедии первое упоминание в Новгородском кодексе повествует о том, как «въ лѣто ҂ѕ҃ф҃з҃ азъ мънихъ исаакіи поставленъ попомъ въ сѹжъдали въ цръкъвѣ свѧтаго александра арменина» («В 6507 [то есть 999] году я, монах Исаакий, стал иеромонахом в Суздале, в церкви Св. Александра Армянина»). По этому я взяла за основу эту дату.
      В летописи действительно Суздаль впервые упоминается, когда говорится о восстании волхвов в 1024 году.» Ответить «
  • Josephlop: 13.02.2017 в 04:22Сейчас это произойдёт. Поставят на работу В.В. Володина
    инфа о нём из оф. источников» Ответить «
  • DutGena: 28.06.2017 в 15:30Алло» Ответить «
  • Алексей: 24.01.2019 в 00:04В Суздале и окрестностях ни когда не было Михалей! Было село Михайлова Сторона. Использование простонародных изречений просто нежелательно…» Ответить «

Шушмор, Кижи, Гжель - тоже в Мещере - это однокоренные слова. Здесь есть два варианта расшифровки по-славянски, это лучше в поиске. Здеся второй вариант. Первый - у Эрзян Кеже (лей).

Любое использование материалов не допускается кого есмь пымае - режиком заножат. Без вариантов.

Язычники то заповедей не соблюдают. Но законы есть, свои. Например, стукачей и ябед ждет такая участь. И заберет их лесной ч.. то есть Шига.

Зато мы подарили Новогодний праздник всем, и много всего еще. Ель, Йоль у немцев и новогодняя ёлка, не кажется, что одинаково произносится? А в Юрьевском и Ярославском наречии Ёлс, он приносит жизнь, хороший ( .. хулиган) .

Русские слова и мерянские.

Привет! ( от Поро! )

Кидай телефон, пошарашили в путешествие!

.. ШАРАШ – развернуться, разойтись (шарахаться – «ме-
таться» шариться – «бродить»; пошарашили! – «двинули,
рванули!»). (диал.).

Related Images:

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *