[webdirectory]

Туристические маршруты

Всякие разности

slider image

Черствы потравины – ешь!

0.0
  1. Home
  2. »
  3. Черствы потравины – ешь!
Description:

А кто по-чешски немножко знает - поест, это же свежие продукты!

 

 

Древнерусский язык - Меря, Весь, Карело-финны - а все вместе чудь.  (ну да, все мы чудаки).

 

 

Касть - это на северном наречии, архангельском и чуть южнее -мерянском, мелкий дождь, непогода.

 

 

 
 
dzen.ru

 

Названия наших рек. Она чистая Касть!

Даниловский краевед

Название ярославской реки Касть (Даниловский район) представляет собой хоть и редкое, но вполне русское слово. Его можно найти в словарях диалектов и говоров русского языка. Владимир Иванович Даль упомянул его в своем «Толковом словаре» - «Касть - пакость, мерзость, гадость». Слово привлекало внимание филологов и стало предметом тщательного изучения. Его значения по говорам разнообразны, но все они имеют довольно неприятную коннотацию:

1. Погань, мерзость, кал, нечистота; 2. Грязь, мусор, помои; 3. Дохлая крыса или мышь; 4. Порча, вред, убыток, напасть, неприятности; 5. Бранное слово: подлец, мерзкий человек.

Крестьяне Архангельской губернии
Крестьяне Архангельской губернии

В холмогорском говоре кастливой, кастило - неряшливый, нечистоплотный. Кась — мерзость, жидкие нечистоты. Кастливо - грязно. Кастливый - сырой, дождливый (о погоде), грязная распутица в дождливое время.

«Она чистая кась». (сл. Грота—Шахматова, 1908) ... Кошка шибко кастлива, всё время кастит... Я там насливала, всякая кась осталась... ("Словарь северных говоров")

Глагол "кастить" в смысле "бранить, поносить" широко использовался писателями русской классики. Он часто встречается в текстах Салтыкова-Щедрина:

«Послушал бы, как они кастят современных реформаторов ... »

Касть, кась в смысле "беды, неприятности" возможно повлияло на выбор в русском фольклоре созвучного имени Касьян в качестве спутника и "покровителя" неудачи и несчастья:

Касьян, говорят, на них напал, болезнь всякая, несчастье ... Вот и Касьян нашёл, ничего хорошего не жди ... У нас когда кого-нибудь сглазят, говорят, как Касьян поглядел ... Касьянов день

Речка Касть у деревни Большое Старово
Речка Касть у деревни Большое Старово

Речка Касть никоим образом не соответствует ни одному из приведенных выше смыслов и значений. Наоборот, Касть всегда отличалась очень чистой и прозрачной водой. Местные жители издавна рыбачили на ней по ночам с использованием фонарей и остроги. В чистейшей речной воде отлично видна рыба. В ней и сейчас водятся раки. Как же так вышло, что реку стали называть словом, означающим мерзость и нечистоты?

Река Касть
Река Касть

Как водится, на этот счет есть две версии - именная и природная.

Поганово

Одним из объяснений такого несоответствия характеристики реки своему названию является происхождение от антропонима, названия села или пустоши, расположенной на берегу реки, которая в свою очередь унаследована от имени первого хозяина угодий. На страницах этого журнала в рубрике "Названия наших деревень" мы уже неоднократно находили в основе названий прозвища первых поселенцев, имеющие ярко выраженные негативные, бранные слова. Нередко встречаются такие ситуации, когда уютная деревня, расположенная в красивом месте носит совершенно неприемлемое и непроизносимое в приличном обществе название.

-4

В связи с этим стоит обратить внимание на название старинного сельца Поганово, расположенного поблизости от реки. В основе этого топонима - фамильное прозвище первых хозяев землевладения, ранних помещиков, мелких средневековых вотчинников Погановых, либо первого землепашца, распахавшего здесь пашню по прозвищу Поганый. Поганый имеет прямую связь с искомым словом, это основное значение для толкования выражения "касть".

Поганово существует и по сей день, но под другим именем. Еще в 1777 году, во время губернской реформы помещичье сельцо Поганово (Поганое) было переименовано в Чистополье. Сейчас деревня с приличным и нарочито "чистеньким" (в противовес прошлому) названием Чистополье расположена возле Григоркова, рядом с трассой М8 и мостом через реку Касть.

"Всё в прошлом", В.Максимов
"Всё в прошлом", В.Максимов

Возможно топонимы Касть и Поганово каким-то образом были связаны в далёком прошлом и произошли от прозвищ первых поселенцев этих мест.

Кастиха

Неприятное и нечистое слово касть в старину действительно становилось основой для антропонимов, то есть личных имён и прозвищ. В новгородском диалекте были слова Кастеня, Кастёнок. Так иногда называли в семьях маленьких детей. Кастеня по сути значит «засеря, засранец».

От такой прозвищной основы образовались и названия деревень. Кастило, Кастиха, Кащёнок - такие прозвища первопоселенцев можно восстановить из названий некоторых ярославских и костромских деревень - Кастово (Унжа, Мантурово), Кастихино (Любим, 2 шт.), Кастиха (Грязовец), Кастилово (Кострома, Апраксино), Кащёнки (Тверь), Кастовец (Рыбинск).

Даниловская Касть вообще-то совсем не уникальна. Вторая река с таким же именем протекает в Костромской области между Галичем и Чухломой. На ней расположена и деревня с характерным названием Закастье. Третья - приток Малой Какши в бассейне Ветлуги. Костромская деревня Кастово стоит на речке Кастовке.

И даже в пределах Даниловского района есть однокоренной аналог - ручей Кастиха впадает в Лунку.

-6

Но это лишь одна из версий происхождения названия реки Касть и она не лишена существенных недостатков. Всё-таки названия рек появились много раньше деревень. Есть и другое, более убедительное мнение.

Версия вторая. Ложные друзья переводчика

Вторая версия основана на языковых реликтах и заставляет нас заглянуть ещё дальше в глубь веков. Нужно иметь в виду, что название реки Касть принадлежит к довольно древнему лексикону. На страницах этого журнала мы неоднократно убедились также в том, что многие слова, находящиеся в основе топонимов (дурак, сколеп, халява), с течением времени меняли своё значение и порой весьма кардинально.

Анализ слова показывает, что его исходное значение было простым - "сырой, мокрый".

Кастливая погода ... Мужик рыбу ловит, когда касливо ... Когда дождь пойдёт, то-то кастливо будет ... Эка касть надоела, така слякоть, ветер, снег мокрый ... В кась работали тоже, хоть и промёрзнешь весь

С течением времени в русском языке оно обрастало новыми смыслами. Мокрое - значит грязное, грязное - значит мерзкое и так далее, вплоть до подлецов, нечистот и дохлых крыс. В названии реки сохранилось старое, первоначальное значение, не имеющее никакой отрицательной коннотации.

Если мы заглянем в словарь вепсского языка, то обнаружим, что там kaste значит - "роса", kastuda - "мочить, намокнуть". На языке древних мерян название речки Касть вполне могло иметь значение - Росянка или Мокруша.

Vihm kastoi man - дождь намочил землю. Kaste lanksi - роса выпала.

Слово касть присутствовало в лексиконе местных жителей еще в дославянскую эпоху, наверняка оно было в ходу и в условиях смешанной славяно-мерянской языковой среды тысячу лет назад. В языках финно-угорских народов северной России и Поволжья сохранилось исходное, древнее значение этой основы - "сырой, мокрый". Без всяких пакостей.

Таким образом, слово касть можно причислить к межъязыковым омонимам. Это когда одинаково звучащие слова в разных языках имеют различное значение. "Яма" в русском языке - это углубление в земле, а в японском - гора. Такие эффекты принято называть "ложными друзьями переводчика".

Особенно замечательны подобные расхождения в родственных наречиях и нередки даже в диалектах одного языка. Например, выражение черствы потравины в славянском чешском языке означает "свежие продукты", а слово урода в польском - красота. Примерно такая же ситуация сложилась по всей видимости и с Кастью.

Каменистая Касть
Каменистая Касть

Ещё одна природная версия происхождения гидронимов с основой касть связана тоже с северными диалектами, в которых есть ещё такое слово как "косьт" - «подводный камень, порог, завал на реке из суковатых брёвен». Оно заимствовано из языков северных народов чудь и коми. Этимологически слово вероятно родственно финно-угорскому термину kosk (вепс.), koski (фин.) - «порог, перекат на реке».

Каждый, кто хоть раз пытался пройти по Касти на лодке или байдарке знает, что это практически невозможно. Русло реки вплоть до Середы усеяно валунами, каменистыми отмелями, затонувшими суковатыми корягами и стволами деревьев. Эта версия вполне соответствует природным особенностям этой речки.

-8

Спасибо, что дочитали до конца. Продолжение следует. Ставьте нравлики, подписывайтесь на канал!

#Касть #Чистополье #Поганово #Кастилово #Кастиха #Кастовец #Закастье

 
 
 
Древнерусский язык чудом сохранился. И подтверждает, что у нас объединение нескольких народностей.  (Да еще и Рюрика позвали, по Киевской повести Временных лет .. дописана она скорее всего, кусочки исправлены в 17 веке или позже, но основной текст - подтверждается, еще и арабские записи нашли и персиянские.)
 
 
 
Вот одна народность - большая, на самом деле - не одна.  А три или даже четыре, сейчас Мордвой некоторые ученые считают Мерян.
 
 
 
 
dzen.ru

 

Крупнейший финно-угорский народ России, который с трудом принял православие

Географический взгляд

Россия — наша огромная и многогранная страна, в которой сплетаются различные народы, культуры и верования. Однако среди всех этнических групп, что существуют на территории России, один из крупнейших финно-угорских народов выделяется своей сложной историей принятия христианства. Несмотря на влияние православия, которое распространилось среди многих народов России, этот народ долгое время сохранял свои национальные религиозные традиции и с трудом принимал новую религию.

Этот важный процесс, по данным разных исторических сводок, был полон конфликтов и сопротивления, что делает историю здешней христианизации особенно интересной. Но почему же этот народ так упорно сопротивлялся и как православие в конце концов стало частью их жизни? Давайте разберемся.

Мордва — крупнейший финно-угорский народ России

Мордва — один из древнейших и крупнейших финно-угорских народов России. Она делится на два субэтноса — мокшан и эрзян, каждый из которых имеет свой язык и особенности. Эти народы живут преимущественно на территории современной Республики Мордовия, а также в соседних областях, таких как Пензенская, Нижегородская и Рязанская. По поводу численности я делал отдельный материал, важно просто отметить, что общая численность мордвы в Мордовии составляет 290,7 тысяч человек, в России — 484,5 тысяч, что действительно делает мордву крупнейшим финно-угорским народом нашей страны. Тех же удмуртов, к слову, 386,5 тысяч.

Мордва. Коллаж автора по фотографиям их открытых источников
Мордва. Коллаж автора по фотографиям их открытых источников

В этнографическом плане мордва отличается своими богатыми традициями, многовековыми обычаями и уникальной культурой. Однако в XVI–XVIII веках этот народ столкнулся с важным историческим вызовом — христианизацией, которую власти Русского Царства, а позже и Российской империи, проводили с целью интеграции народов в православную культуру.

Почему мордва с трудом принимала православие?

Распространение православия среди некоторых народов Поволжья было долгим и сложным процессом. Мордва, как и многие другие финно-угорские народы, была глубоко привязана к своим языческим традициям, которые включали поклонение природе, культы предков и духам. Эти верования были неотъемлемой частью их повседневной жизни и сохранялись вплоть до XVIII века.

Даже в начале XVIII века немецкий ученый Филипп фон Страленберг замечал, что мордва в значительной мере оставалась привержена язычеству. Нельзя не упомянуть и тот факт, что сам патриарх Никон, один из ключевых церковных реформаторов XVII века, был по происхождению мордвином. Однако даже это не ускорило процесс христианизации среди его соплеменников.

Сопротивление мордвы православию доходило до крайностей, включая восстания и выступления против архиепископов.

Принудительная христианизация и ее последствия

В ответ на сопротивление мордвы власти Московского государства начали активную кампанию по христианизации. С 1681 года крестившимся мордве начали предоставлять налоговые льготы, а царский указ 1706 года предписывал ускорить крещение мордовского населения.

В 1700 году в Киевской духовной академии начали готовить миссионеров для работы с мордовскими крестьянами. Одной из мер, которые активно поощрялись, было переселение русских крестьян в мордовские деревни и, наоборот, мордвы — в русские. Это должно было способствовать быстрой ассимиляции и христианизации местного населения. Более того, поощрялись браки между крещеными мордвинами и русскими, что должно было укрепить связи между двумя народами.

Однако эти меры не всегда приводили к желаемому результату. Аграрные реформы и насильственные методы христианизации вызывали протесты и крестьянские восстания. Одним из самых крупных восстаний стал сильный бунт в Терюшевской волости в 1743–1745 годах, в котором участвовало около 6 тысяч человек.

Современное расселение мордвы в Приволжском федеральном округе России
Современное расселение мордвы в Приволжском федеральном округе России

После восстаний власти были вынуждены изменить тактику, отказавшись от насилия в пользу предоставления дополнительных льгот и прав крещеному населению. Этот метод, к слову, оказался гораздо более успешным — к 1760 году около 70% мордвы приняли православие.

Как православие стало частью мордовской культуры

Несмотря на длительный процесс христианизации, к началу XIX века православие уже прочно вошло в повседневную жизнь мордвы. Народные обычаи и обряды стали постепенно наполняться христианскими элементами, а православие стало частью их культурной идентичности.

По Всероссийской переписи населения 1897 года, уже 98,8% мордвы считались православными. Язычество к тому времени среди представителей народа практически исчезло, однако многие древние верования и традиции сохранились в народной памяти и бытовых обрядах.

Итоги. Трудный путь к православию

История христианизации мордвы — это яркий пример того, как сложны могут быть процессы культурной и религиозной ассимиляции. Несмотря на сопротивление и даже восстания, мордва в конечном итоге приняла православие, и этот процесс стал важным этапом в истории российского государства.

Сегодня мордва сохраняет свою уникальную этническую идентичность, но православие, которое когда-то встретило столь сильное сопротивление, стало неотъемлемой частью их жизни.

В заключение хотел бы отметить, что мордва, как крупнейший финно-угорский народ России, прошла через долгий и сложный путь интеграции в православную культуру. Вопреки первоначальному сопротивлению, народ сумел найти баланс между своими древними верованиями и новой религией, которая со временем стала частью их культурного наследия.

 
 
 
 
 
dzen.ru

 

«Пойди за меня — я тебя хочу». Что скрывают древнерусские берестяные грамоты

zorkinadventures

Сообщения, процарапанные на березовой коре сотни лет назад, сегодня являются уникальным источником сведений о языке, быте и культуре древней Руси.

Как рассказывает Николай Кулапов, первая новгородская грамота была найдена 26 июля 1951 года. Сегодня, почти 65 лет спустя, коллекция ученых насчитывает более 1000 берёст, львиная доля из которых найдена в Великом Новгороде, меньшая часть — в Старой Руссе, Торжке, Пскове и других городах. Такая география находок объясняется природными условиями: органика хорошо сохраняется во влажной земле, если не вступает в контакт в воздухом. По всей видимости, новгородские почвы отлично подходят для «консервации» средневековых письменных памятников.

Первые известные нам грамоты относятся к XI веку; одна из самых ранних, условно датируемая 1060–1100 годами, выглядит так:

Фото: gramoty.ru
Фото: gramoty.ru

Ее перевод: «Литва пошла войной на карел». По мнению историка и археолога В. Л. Янина, это донесение было написано в 1069 г., во время военного похода полоцкого князя Всеслава Борисовича на Новгород.

Датировать берестяную грамоту можно, определив возраст культурного пласта, в котором она была найдена. В этом помогает дендрохронология: подсчет годичных колец на бревнах, из которых были сделаны деревянные постройки и дорожные настилы, чьи остатки находятся на том же уровне культурного слоя, что и грамота. За время новгородских раскопок были составлены дендрохронологические таблицы, сверяясь с которыми, можно определить возраст некоторых грамот с точностью до 10-15 лет. Еще один метод датировки — палеография: анализ лингвистических и графических особенностей берестяных «писем».

Именно благодаря грамотам лингвисты могут реконструировать язык, на котором говорили древние новгородцы. В следующем тексте, написанном в XIII веке, представлена одна из особенностей их диалекта: «цоканье» — смешение Ц и Ч.

Фото: gramoty.ru
Фото: gramoty.ru

Перевод: «От Микиты к Анне. Пойди за меня — я тебя хочу [„хоцу“ в оригинале], а ты меня; а на то свидетель Игнат Моисеев».

Правда, как следует из берёсты XII века, не у всех жителей древнего Новгорода семейная жизнь складывалась счастливо:

Фото: gramoty.ru
Фото: gramoty.ru

«От Гостяты к Василю. Что мне дал отец и родичи дали впридачу, то за ним. А теперь, женясь на новой жене, мне он не дает ничего. Ударив по рукам [т.е. в знак новой помолвки], он меня прогнал, а другую взял в жены. Приезжай, сделай милость».

Автор следующей грамоты — мальчик Онфим, живший семь с половиной веков назад. Он изобразил всадника, поражающего врага, и снабдил рисунок автографом: «Онфиме».

Фото: gramoty.ru
Фото: gramoty.ru

Пятая грамота в нашей подборке — заговор от лихорадки (XIV — XV в.)

Фото: gramoty.ru
Фото: gramoty.ru

Перевод: «Святой Сисиний и Сихаил сидели на горах Синайских, смотря на море. И был шум с небес, велик и страшен. И увидел ангела, летящего с неба, святого Сисиния и Сихаила, носящего наручни [части доспеха] ледяные, а в руках держащего оружие пламенное. И тут взволновалось море, и вышли семь жен простоволосых, окаянные на вид; они были схвачены силою невидимого царя. И сказали святой Сисиний и Сихаил…» — увы, далее текст обрывается; нижняя половина берестяного листа отсутствует.

Все включенные в подборку грамоты объединяет техника написания. Буквы выцарапывались твердым стержнем — писалом — на внутренней, мягкой стороне бересты. Нам известна лишь пара берёст, написанных чернилами. Последние же грамоты были написаны в середине XV века: именно тогда бересту вытеснила бумага.

Почитайте еще: Имена убийц одного из первых правителей Руси расшифровали спустя тысячу лет: «Моизыч, Стырята и другие»

 
Парочка (всего) берестяных грамот есть с Карельским языком - одна это вообще просьба к Богу защитить от молнии,  возможно - вообще иносказание, напутствие перед большим делом. Например, купец отправлялся за товаром, и ему написали записку - Едь уже, попроси благословенья.  А вторая - очень даже сборщик налогов - податей раньше говорили, или долгов. И там на двух языках подсказки - прямо точь в точь - Заплати налоги и спи спокойно, Отдай долги и живи..

 

 

Related Images:

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Send message to listing owner

Send message to moderator

здесь - скрытая часть сайта доступ платный

hidden area pay money

 

  • Кондуки
  • Романцево
  • Епифань
  • Старица
  • Таруса
  • юг Подмосковья

Крымская поездка 2004 еще в Украину. Турецкие 3 или 4 экскурсии за несколько лет. Черногория Будва. Записи интересные, у нас хорошая техника видеокамера с приближением в 140 раз, зеркалка фото - одна правда навернулась в пещере. Россия и Украина, еще если найду Болгарские экскурсии с 2002 - 2003. Вот в этом клипе который здесь есть восхождение на гору аю-даг по южной тропинке, и небольшой привал уже на северной стороне. С видом на поселок Гурзуф и лагерь Артек. Посмотрите что это возможно, хоть там очень крутой склон, больше 45 градусов и высокий 530 метров. А сейчас все в мобильник только забираются а лагерь Артек подключается по удаленке.. неа, одна прорвалась туда. Доступ на личный раздел на первой страничке.

крым 1996 .. я в опасностях не сильно участвовал, чувиха мий поехала (и крышей тоже) а я смотрел видео только. Как разбирали Ретэг и тащили на веревке полутонную бомбу, хохлы однако. Ни, нах.. пуст лучше теперя кляти москаль, не , просто Москаль. Да ну, уже Москвич и Русский. Уже скоро 30 лет как.

[/crayon]
Снимок экрана от 2022 11 09 14 35 52
информация для перевода - Monero monero:88BF2ctx37b6kyCAWf3YmadRLrV4asMDuAZyYXZrbHpULDqES7UTv22D1ju9uakwwoXJXg5FeaYFB7cj1vC4HZU5V7s1niN

по крипте - всем завести кошелек - у кого еще нет - тоже. это сделать не сложно. сейчас обещают раздать по 1 bitcoin каждому, а мног это или мало - смотрим курсы валют.

Related Images: