УПРАВЛЕНИЕ УДАРНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

МОСКОВСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА


 не секретно


московский


МЕТРОПОЛИТЕН



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ


ПО ПРОЕКТУ


1 9 3 3





ИЗДАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МОСКОВСКОГО
МОСКВА


МЕТРОПОЛИТЕНА


МОСКОВСКИЙ

МЕТРОПОЛИТЕН

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

ПО ПРОЕКТУ

1 9 3 3

ИЗДАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МОСКОВСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА

Отв. редактор В. Я. Волынский

Редактор И. А. Поль

Техн- редактор М. А. Каценеленбоген

Сдано в производство 10 XI 33 г.
Подписано к печати 7 XII
33 г. Мособ-
лит № 19.468 .
4' j п. л. Тир. 1.000 экз.
Заказ 1418. Формат 72x110, ’/юл.
Типография МОИК,

3 г.
>соб-
экз.

'16 л.


. ОТ Р Е Д А К Ц П И

Настоящий сборник представляет собою сводку выводов и за-
ключений правительственной экспертизы (1933 г.) по проекту первоочередных линий Московского метрополитена, сооружаемых в настоя-
щее время Метростроем. Часть материалов может быть также исполь-
зована при составлении проектов линий последующих очередей.

В составе Экспертной комиссии работали следующие группы:
Геологическая, Транспортная, Архитектурная и Электротяговая.
Геологическая комиссия работала под председательством проф. Саваренского в составе проф. проф. Бутова, Каменского, Терпигорева, Мануйлова и Цимбаревича, геологов: Даньшина
и Яблокова, инженеров: Кацнельсона и Корчебокова
и ученого секретаря инж. Гладкова. Транспортная комиссия ра-
ботала под руководством проф. Образцова; Архитектурная
под
руководством архитектора Крюкова и Электротяговая—под руко-
водством инж. М а т л и н а.

Большую часть сборника занимают материалы Геологической
группы. Здесь даны и общее заключение, и краткие выводы из него.
Неизбежные при таких условиях повторения допущены с целью
сохранения документального характера материалов. Остальные группы
представили только краткие выводы.

Поскольку все материалы носят характер документов, ответ-
ственность за выводы полностью лежит на авторах. Задача редакции
заключалась только в том, чтобы воспроизвести представленные
Экспертной комиссией материалы.

Начальник строительства П. П. Ротерт

Ответственный редактор В. Я. Волынский


ВЫВОДЫ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Данные геологического строения, полученные изысканиями
1931—1932 гг. и изложенные в заключении Экспертной комиссии 1932 г.,
подтверждаются в результате вскрытия пород при открытых и
подземных работах строительства и дополнительных исследований
Метростроя, уточняющих свойства проходимых пород.

Геологические работы по радиусам первой очереди не задер-
живают проектировочных и строительных работ Метростроя, пред-
ставляя своевременно данные по трассам тоннеля и по местам
аложения шахт, станций и других сооружений.

Кроме исследований, предваряющих работы, Инженерно-геоло-
гическим бюро Метростроя обеспечивается текущая консультация
по вопросам строительства, связанным с геологическими условиями
работ. Более сложные геологические и горно-тоннельные вопросы
ставятся на разработку Научно-исследовательского сектора Метро-
строя и научно-исследовательских организаций Союза.

Предварительные геолого-разведочные исследования по напра-
влениям второй очереди строительства закончены и позволяют
наметить способы заложения метрополитена и приступить к эскиз-
ному проектированию.

Геологические работы в отношении методики, порядка и
документации в общем ведутся правильно, но экспертиза считает
все же необходимым отметить недостаточное развертывание иссле-
довательских работ по:

Сопоставляя имеющиеся технические силы и средства со стоя-
щими перед Метростроем задачами, Геологическая экспертиза отме-
чает некоторую недостаточность научно-технического персонала.

Имеющиеся гидрогеологические данные недостаточны для более
точного разрешения
этого вопроса и позволяют наметить лишь пред-
положительно возможные участки подпора и ориентировочные вели-
чины этого подпора:

На участке, прилегающем к реке Москве, выше Бабьегородской
плотины, и к правому берегу канала, подпор не распространится,
так как в этих местах уровень воды в реке уже в настоящее время
приподнят
Бабьегородской плотиной почти до отметки 120 м.

вод всюду выше уровня реки, достигая в более удаленных от реки
местах отметок 125—130
м. При подпоре рекой можно ожидать неко-
торого повышения напорного уровня вод в известняках, которое,
однако, вероятно будет иметь небольшое распространение.

При этом взаимоотношения тех и других вод после подпора
останутся теми же, что и теперь, т. е. будет происходить дрениро-
вание напорных вод рекой; обратного же явления, т. е. ухода
воды из реки в известняки, здесь не будет иметь места.

Подпора такого, а иногда и большего размера можно ожидать
в ряде мест и по другим трассам метрополитена, на что указы-
вается в характеристике радиусов второй очереди.

Как и в вопросе подпора грунтовых вод рекой Москвой, возни-
кает необходимость изучения подпора, определения его величины
и предела распространения и влияния на сооружения, а также
выработки предохранительных мер и дренажа. Весьма важным
является дальнейшая теоретическая проработка методики подсчета
подпора, начатая Метростроем, и постановка наблюдений на участ-
ках строящегося тоннеля с подпором грунтовых потоков. Для
наибольшей эффективности всех работ по изучению вопросов, свя-
занных с подпором как рекой Москвой, так и самим тоннелем,
желательна надлежащая увязка в программном и методическом отно-
шении с работами, предпринятыми по заданию Моссовета, и рабо-
тами других организаций. Это тем более важно, что поднятие уровня
грунтовых вод имеет серьезное значение в строительном и сани-
тарно-техническом отношении для города Москвы.

в средне-зернистых песках древней долины реки Чечеры, с доста-
точной водоотдачей и значительной фильтрационной способностью
(грунты первой категории, по терминологии экспертизы), вполне
оправдался практикой, дав снижение уровня воды на 4—5 м у ли-
нии скважин и 3 м в в центре котлована.

Имевшие при строительстве место явления осадок грунта с об-
разованием трещин в зданиях, например, на б. опытном участке
у Митьковского путепровода, в районе шахт № 22 и 22-бис, на пл.
Свердлова, в районе шахты № 8 на Моховой ул. и др., находят об‘-
яснения как в неустойчивости некоторых грунтов, особенно насыщенных
водой мелких песков и суглинков, так и в ошибках, допущенных
при проходке и креплении, а именно в несвоевременном креплении
выработок, в отсутствии в некоторых случаях надлежащего крепеж-
ного материала, продолжительном оставлении выработок под вре-
менной крепью и т. д. в силу отсутствия опыта по работам в ис-
ключительно сложных и трудных условиях застроенной территории
города.

Имевшиеся в распоряжении экспертизы данные не позволяют
сделать анализ и дать конкретное объяснение причин деформации
в каждом отдельном случае.

Геологическая экспертиза полагает однако, что такие деформа-
ции в виде осадок грунта, образования трещин в прилегающих
домах и пр. вообще возможны и в дальнейшем, особенно в слабых
грунтах, а потому считает необходимой организацию более полных
и систематических наблюдений и изучения происходящих деформа-
ций и их причин для получения выводов в целях предупреждения
подобных явлений в дальнейшем.

Геологическая экспертиза полагает также, что увеличение га-
барита, повышая призму обрушения, тем самым создаст угрозу
значительно больших деформаций грунта и прилегающих зданий на
узких улицах, например, на Арбате, чем при принятом Метростроем
сечении.

Геологическая экспертиза соглашается с расчетными данными,
принятыми Метростроем для определения призмы обрушения, и на-
ходит более правильным считать линию обрушения от нижней угло-
вой точки контура выработки.

Ведение работ без подводки фундаментов зданий Геологическая
экспертиза считает недопустимым как для домов, фундаменты ко-
торых попадают в призму обрушения, так и для не попадающих
в эту призму особо высоких домов и домов со слабым фундаментом.

Геологическая экспертиза полагает однако, что принятые про-
ектом меры не исключают в отдельных случаях возможности дефор-
мации в виде осадки грунта и образования трещин в зданиях, а
также возможных осадок подземных сооружений городского хозяй-
ства после их перекладки по проекту Метростроя, и во избежание
указанных явлений считает необходимым обеспечить быстроту и
тщательность производства работ.

В части Арбатского радиуса, с более мелким залеганием грунтовых вод, экспертиза рекомендует избегать водоотлива из вырабо-
ток, могущего способствовать выносу мелкозернистого грунта и
осадкам, и рекомендует искусственное понижение грунтовых вод.

Экспертиза полагает, что при возможных осадках грунта бес-
прерывность трамвайного движения едва ли может быть обеспечена.

Это и вышеуказанные обстоятельства, по мнению Геологической
экспертизы, не дают особых преимуществ закрытому способу работ
перед открытым.

Работы первой очереди ведутся на основе данных геологиче-
ского строения и с учетом особенностей этого строения.

Применение разных способов проходки в разных геологических
условиях, особенно проходки шахт, вполне целесообразно с точки
зрения накопления опыта и выбора наиболее рациональных способов
при дальнейших работах первой и второй очереди.

Отсутствие опыта по работам в столь сложных геологических
условиях, какими обладает территория гор. Москвы, не могло не
привести в отдельных случаях к некоторым ошибкам как в самой
проходке, так и в креплении и водоотливе (длительное оставление
выработок на временной крепи, несоответствие крепежного материала,
проходка широким забоем, выпуски и вывалы породы), что иногда
влекло за собою различного рода деформации грунта и прилегаю-
щих сооружений.

При осмотре различных участков строительств Геологиче-
ской экспертизой замечено также явное отставание в отвозке из вы-
работок и от выработок вынутого грунта, зависящее от недостатка
транспортных средств, что может быть в некоторых случаях, напри-
мер, при вскрытии котлована, вредным в силу перегрузки края
выработки при одновременной разгрузке в выемке и задержке атмо-
сферных вод, создавая угрозу деформаций грунта, нежелательных
как для самой выработки (усиление давления на крепление, облег-
чение вывалов и обрушений породы), так и для улиц и прилегаю-
щих сооружений.

В общем же у Геологической экспертизы создалось единодуш-
ное мнение, что целеустремленность дать красной столице в срок
метрополитен и энергия всех работников, сверху донизу, с которой
преодолеваются встречающиеся, на пути трудности, обеспечивают
успешный ход работ.

Из данных предварительных изысканий, выполненных Метро-
строем и по его поручению МГРТ по второочередным трассам метро-
политена, Экспертная комиссия усматривает, что геологические
условия имеют много общего с таковыми первоочередной трассы.

По всем направлениям второочередных трасс под культурным
или насыпным грунтом, местами превышающим 10
м, залегают чет-
вертичные образования (пески, супеси, суглинки) мощностью 10 —20
м,
а в древних доледниковых ложбинах нередко 30 м. Под ними ле-
жат юрские отложения, резко подразделяемые па две, местами
на три толщи: вверху — сильно песчанистые и глинистые пески
(нижневолжский ярус), ниже — более плотные, менее песчанистые
глины (киммеридж-оксфордский ярус), во многих местах под ними
наблюдаются песчано-глинистые отложения (континентальная толша
юры).

По своей мощности отдельные горизонты юрских отложений
сильно варьируют, а нередко совсем размыты.

Под юрскими отложениями лежат каменноугольные осадки
(известняки, глины и мергели), поверхность которых, так же.
как и юрских, нередко размыта, частью до отложений юрских обра-
зований, частью в позднейшее время (доледниковый размыв). В последнем случае четвертичные образования лежат непосредственно
на каменноугольных (карбон).

Водоносные горизонты приурочены главным образом к четвер-
тичным и каменноугольным осадкам. В первых воды чаще всего
грунтовые (со свободной поверхностью), во вторых они почти исклю-
чительно напорные. Иногда (где четвертичные отложения лежат
непосредственно на каменноугольных известняках) между теми и
другими водоносными горизонтами существует гидравлическая
связь, в более редких случаях (в приречных частях) подобная связь,
повидимому, существует и с рекой Москвой.

В юрских отложениях (нижневолжский ярус и континентальная
толща) наблюдаются слабые и непостоянные водоносные горизонты,
обязанные вероятно или четвертичному
в одних случаях, или ка-
менноугольному горизонту—в других.

Инженерно-геологическая оценка четвертичных, юрских и ка-
менноугольных пород остается примерно такой же, как для перво-
очередной трассы, данной Советской экспертизой в 1932 г.

При установлении глубины заложения тоннеля принимались
во внимание прежде всего геологические условия, но учитывался
также и приобретенный опыт Метростроя, и техническая вооружен-
ность, и доказанный уже опыт искусственного понижения уровня
грунтовых вод и сопряжения радиусов и пр.

По направлениям второочередных трасс метрополитена воз-
можны мелкий (в четвертичных образованиях) и реже — глубокий
(частью в юрских, частью в каменноугольных пли только в по-
следних) варианты. В большинстве направлений геологическое
строение не отличается однородностью, поэтому некоторые радиусы
разбиваются на отдельные участки.

Намеченные ниже варианты заложения тоннеля являются ориенти-
ровочными в силу предварительного характера произведенных изы-
сканий, и притом без учета возможного подпора грунтовых вод во-
дами реки Москвы при сооружении канала Волга—Москва.

Отличительной особенностью этого направления является не-
прерывное распространение юрских отложений и небольшая мощ-
ность (исключая Чудовки) четвертичных отложений—от 2 до 11 ж.

Глубина заложения. Мелкий вариант, с искусственным пониже-
нием грунтовых вод и открытым способом производства работ.

Глубокий вариант создал бы затруднения в сопряжении с
Остоженским участком первоочередной трассы и у Окружной жел.
дороги.

В отличие от предыдущего этот радиус характеризуется раз-
мывом юрских отложений на большей части своего протяжения и
налеганием четвертичных образований непосредственно на карбон.

Глубина заложения.' Предпочтительным является мелкий ва-
риант, при котором достигается удачное сопряжение с Арбатским
радиусом.

При глубоком варианте пришлось бы пересекать сильно водо-
носную толщу четвертичных образований у Брянского вокзала.

Глубина заложения. Предпочтителен мелкий вариант: часть
трассы по Большой Черкизовской ул. в сухих грунтах, часть —
с искусственным понижением грунтовых вод.

При глубоком заложении пришлось бы иметь дело с большим
притоком напорных вод и пересекать насыщенные водой четвертич-
ные образования в древней ложбине глубиной около 40
м.

На всем протяжении радиуса под сравнительно мощными чет-
вертичными образованиями наблюдаются юрские отложения, исклю-
чая двух древних ложбин: у Охотного ряда и вблизи Белорусского
вокзала.

Глубина заложения тоннеля—мелкая, с искусственным пониже-
нием грунтовых вод и с открытым способом работ.

Профиль трассы характеризуется неровной поверхностью ка-
менноугольных и юрских отложений, наличием глубокой древней
ложбины и пестрым составом четвертичных образований.

Глубина заложения:

Глубина заложения:

Профиль радиуса характеризуется неровной поверхностью ка-
менноугольных и юрских отложений, наличием глубоких древних
ложбин и мощными четвертичными образованиями.

Глубина заложения: возможен как мелкий, с искусственным
понижением грунтовых вод, так и глубокий вариант, но затруднения
неизбежны местами при обоих.

Направление трассы отличается неровностью каменноугольных,
размывом юрских отложений и пестрым составом четвертичных об-
разований, а местами мощными насыпными грунтами.

Глубина заложения:

В профиле трассы юрские отложения, начиная от Никитских
ворот, постепенно уменьшаются в мощности и исчезают за Преснен-
ской заставой.

Глубина заложения:

Резко различное строение на восточном и западном участках
трассы: на первом спокойное залегание каменноугольных образова-
ний с налегающими на них юрскими, на втором—размыв юрской
толщи, наличие древней ложбины и непосредственное залегание
четвертичных образований на каменноугольные.

Глубина заложения:

Этот радиус разведан схематически. В основном он характери-
зуется неровной поверхностью каменноугольных и размывом юрских
отложений, сохранившихся лишь между ул. Володарского и Комму-
нистическим пер., а также наличием двух древних ложбин) (вблизи
Озерковской набережной и пл. Прямикова), заполненных четвертич-
ными образованиями 20—35 .и мощности.

Глубина заложения:

Эго направление характеризуется значительным размывом юр-
ских
отложений, сохранившихся лишь в краевых его участках
(у Никитских
ворот и от Октябрьской нл. до Калужской заставы),
а также наличием
глубокой древней ложбины, врезанной в каменно-
угольные
осадки.

Глубина заложения:

Это направление характеризуется наличием юрских отложений
от 8 до 22 .и по всей трассе, исключая Кузнецкий Мост, и большей
или меньшей выдержанностью по мощности четвертичных образова-
ний—15—25
м, перекрытых насыпными грунтами (на Петровке по-
следний
около 7 .и).

Глубина заложения—возможен мелкий вариант в четвертич-
ных отложениях и
глубокий вариант частью в юрских, частью в ка-
менноугольных.
Во многих местах трассы, по геологическим условиям,
является
предпочтительным мелкий вариант.

Ограничиваясь краткой характеристикой геологических усло-
вий отдельных радиусов, Геологическая группа Экспертной комис-
сии отмечает возможность при мелком заложении тоннеля подпора
грунтовых вод со всеми вытекающими отсюда последствиями—забо-
лачиванием в некоторых случаях поверхности, появлением в под-
вальных помещениях сырости илп затопления, раз'еданием бетона,
ослаблением устойчивости грунтов п пр.

ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА:

Проф. Саваренский

Проф. Бутов

Проф. Каменскuй

Проф. Терпигорев

Проф. Мануилов

Проф. Цимбаревич

Геолог Даньшин

Геолог Яблоков

Инж. Кацнельсон

Инж. Корчебоков

Ученый секретарь инж. Гладков

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ

МОССОВЕТА

Геологическая группа Экспертной комиссии в составе проф.
Б. М. Бутова, проф. Г. Н. Каменского, инженера-геолога II. А. Кор-
чебокова, директора Московского института Г. А. Мануйлова, проф.
Ф. П. Саваренского, проф. А. М. Терпигорева, проф. П. М. Цимба-
ревича, геолога Б. М. Даньшина и геолога В. С. Яблокова, ознако-
мившись с состоянием и результатами геологических работ Метро-
строя по докладам сотрудников Метростроя на основании ознаком-
ления с документами и личного осмотра некоторых сооружений и
рассмотрев вопросы: а) о современном состоянии гидро-геологиче-
ских работ Метростроя; б) о влиянии подпора реки Москвы на соору-
жение метрополитена; в) о подпоре грунтовых вод тоннелем; г) об
пскусственном понижении грунтовых вод; д) о деформациях при по-
стройке метрополитена; е) об условиях проходки по Арбатскому
радиусу; ж) о вариантах заложения тоннеля по второочередным трас-
сам метрополитена, пришла к следующему заключению.

ностью к плывучести и образованию осадок при вскрытии их раз-
работками.

Толща юрских отложений является, как указано в заключении
Экспертной комиссии 1932 г., неоднородной в вертикальном напра-
влении и состоящей из более слабых опесчаненных горизонтов в
верхней части (пижневолжский ярус), глинистых песков (иногда по
механическому составу типа супеси), из более плотных пород в сред-
ней части (оксфордский и киммериджский ярусы), состоящих из
глин разной степени песчанистости (по механическому составу типа
суглинков) и нижних слоев тех же глин, увлажненных и более
слабых на границе с водоносными известняками карбона.

Кроме того на основании разведок по новым трассам выделена
местами под оксфорд-киммериджскими слоями толща континенталь-
ных глин и песков.

Физические свойства пород юрской толщи, мало освещенные
работами прошлого года, представляются в следующем виде. Верхние опесчаненные горизонты нижневолжского яруса, как указыва-
лось экспертизой 1932 г. и как подтвердилось дальнейшими иссле-
довательскими и строительными работами, под влиянием верхних
вод или воды, заключенной в песчаных глауконитовых прослойках,
легко размокают и в этом случае приобретают свойства плывунов.
Физические свойства средней части юры (Оксфорд и киммеридж),
несмотря на значительную плотность в естественном состояния, при
увлажнении и механическом воздействии на них теряют свою устой-
чивость и легко размокают.

Свойства нижних частей юрской толщи и подстилающих ее
континентальных отложений зависят от степени их насыщения ни-
жерасположенными напорными водами каменноугольных известняков.

Нижележащие породы верхнего карбона состоят из известняков,
мергелей и мергелистых глин. При подземных разработках кроме
трещиноватости и кавернозности, наблюдающихся при изысканиях
1932 г., обнаружились местами более крупные пустоты, указывающие
на частичную закарстованность известняков верхнего карбона (на-
пример, Мясницкая шахта № 16). Строительные свойства каменно-
угольных пород—прочность и устойчивость известняков и глин—
подтвердились при проходке.

Подтвердились основные положения о водоносности изученной
толщи напластований и наличие нескольких водоносных горизонтов—
надморенных и подморенных песков и каменноугольных известня-
ков. а также наметились слабые и непостоянные водоносные гори-
зонты в песках нижневолжского яруса и в континентальных отложе-
ниях низов юры, обязанные своим существованием, быть может,
связи с водоносными горизонтами: в первом случае—четвертичных
тложений и во втором—каменноугольных известняков.

В процессе производства работ первой очереди, ведутся допол-
нительные геологические, разведочные и опытные работы для уточ-
нения и углубления ранее полученных данных.

женерно-геологического бюро Метростроя проектировщикам и строи-
телям, заключающаяся в предварительной подробной разведке мест,
выбранных под
шахты, станции и открытые котлованы, возможности
перемещения их в
плане, способа работ и крепления, предупрежде-
ний о трудных
случаях проходки и дачи отзывов на различные
текущие вопросы, связанные с инженерно-геологической стороной
работы. Кроме
того составляются исполнительные геологические
чертежи по всем подземным выработкам с указанием времени про-
ходки и притока вод.

Работы по предварительному и текущему обслуживанию стро-
ительства в общем производятся правильно, но не всегда достаточно
полно в отношении выводов по устойчивости пород и ожидаемых
трудностях проходки.

Проработкой инженерно-геологических вопросов занимается так-
же недавно сформированный Научно-исследовательский сектор в
Управлении Метростроя, разработавший уже в первом приближении
вопрос о подпоре грунтовых вод телом тоннеля и поставивший на
разработку ряд
вопросов: о роли давления горных пород, об агрес-
сивности
естественных вод, о применении центрифуги собственной
конструкции
для исследования грунтов и др.

Эти замечания в основном сводятся к следующему:

Точно так же не получил должного освещения вопрос о воз-
можности понижения уровня грунтовых вод четвертичных отложений
за счет откачки воды из карбона в местах предполагаемой гидравли-
ческой связи водоносных горизонтов (в районах древних ложбин).
Ие проверена опытом и связь водоносных горизонтов четвертичных
и
каменноугольных отложений. Между тем факты осушения четвер-
тичных
отложений за счет дренажа каменноугольных известняков
имеются уже в практике строительства метрополитена первой оче-
реди
(шахты №№10 и 11) и могут приобрести большое значение при
дальнейшем производстве работ.

личных свойств грунтов, в частности, мало ведется работ по выяс-
нению
коэфициентов внутреннего трения и сцепления, размокаемости
и разбухания юрских глин, углов трения и естественного откоса
четвертичных песков и других определений, указанных Советской
экспертизой 1932
г. (см. „Московский метрополитен", стр. 113114
и др.), так и в смысле обобщения и выводов из имеющихся уже
данных.

Лаборатория Метростроя еще недостаточно полно оборудована,
и связь ее с другими аналогичными лабораториями не налажена
должным образом.

Недостаточное количество наблюдательных скважин по линии
проходимых трасс метрополитена не позволяет судить
о динамике
подземных вод, их состоянии и пр. Между тем значение
происходя-
щих
вследствие водоотлива из подземных выработок изменений в состоянии подземных вод может повести к изменению условий и способов проходки или к предупреждению угрожающей опасности.

То же в отношении газоносности и выявления значения этого
фактора при эксплоатации метрополитена.

В частности законченная составлением карта глубин стояния
уровня грунтовых вод верхнего водоносного горизонта, карта поверх-
ности верхнекаменноугольных отложений на территории • гор. Москвы имеют большую ценность не только для текущих и намеченных
работ Метростроя, но и для всех строительных и хозяйственных
организаций Москвы, и
заслуживают опубликования.

Не менее важное значение будет иметь и карта гидроизогипса
и пьезоизогипса для грунтовых и напорных вод различных горизонтов
ор. Москвы. Без составления
подобной карты невозможно разреше-
ние таких гидро-геологических вопросов, как вопрос о подпоре
г
рунтовых вод телом тоннеля и водами реки Москвы, о выработке
мероприятий по борьбе с этим явлением и пр. Скорейшее составлени
е такой карты безусловно необходимо.

Точно так же накопившийся геологический материал требует
обобщений
и выводов. В частности, для производственных задач

чрезвычайно важным является вопрос выяснения закономерности
распространения
на площади гор. Москвы участков юрской глины
(киммеридж-оксфорд) с различными физико-механическими свойствами
в зависимости от геологических и гидро-геологических факторов.

Экспертиза считает необходимым составление сводки результа-
тов всех исследовательских и строительных работ применительно
к различным геологическим условиям гор. Москвы, согласно про-
граммы,
предложенной Научно-исследовательским сектором Метро-
строя.

Сюда прежде всего относятся грунтовые воды в аллювиальных
песчаных
образованиях пойменной и надпойменной террас, приле-
гающих к реке
и дренируемых последней. Через посредство аллю-
виальных
вод подпор реки Москвы может отразиться также на водо-
носных
горизонтах, заключенных в других четвертичных образова-
ниях, и в
особенности на грунтовых потоках, приуроченных к древ-
ним
ложбинам, выполненным песчаными водопроницаемыми породами.
Такое же
влияние подпора может быть отмечено и для напорных
вод верхнекаменноугольных известняков в тех местах, где они или
непосредственно прорезаны руслом реки Москвы, или где они пере-
крыты
аллювиальными водопроницаемыми образованиями.

Указанный подпор не распространится на участки, лежащие
выше
Бабьегородской плотины, на часть Замоскворечья, прилегаю-
щую с правой
стороны к водоотводному каналу, так как в этих
местах уже в
настоящее время имеется подпор в реке Москве почти
до отметки 120 м, вызванный Бабьегородской плотиной.

будет еще вполне заметным. На остальной части от Добрынинской пл. до канала подпор будет затухать.

Участок Замоскворецкого радиуса по левую сторону реки
Москвы будет затронут подпором вследствие довольно крутого
под'ема грунтовых вод и поверхности земли по направлению от реки
к Красной площади.

При пересечении с Яузой подпор распространится лишь на
небольшое расстояние по обе стороны реки.

Существенной величины подпора можно ожидать в конце
Таганского радиуса, в районе заводов яАмо“ и ,,Динамо“, для коли-

шественной оценки подпора однако в настоящее время здесь данных
. имеется.

Остальным участкам первоочередной строящейся трассы метрополитена подпор от реки Москвы существенно не угрожает.

Следует отметить, что приведенные выше количественные
характеристики возможного подпора являются весьма приблизи-
тельными и предварительными, так как вопрос этот для метрополитена совсем еще не изучался и имеющихся данных далеко не
достаточно для более или менее надежного решения вопроса.
О
собенно существенным является здесь почти полное отсутствие
данных о режиме грунтовых вод, которые для разрешения задачи
о
подпоре являются совершенно необходимыми.

Ведущиеся в настоящее время Мосгеоразведкой по заданию
Моссовета исследования предусматривают довольно полное изучение
указанных выше вопросов подпора грунтовых вод, но территориально
эти исследования несколько ограничены участками промышленных
предприятий в прибрежной полосе реки Москвы и почти не касаются
трассы метрополитена.

Для изучения вопроса о подпоре грунтовых вод по трассам
метрополитена необходимо и на них распространить подобные исследования.

На остальной площади вне исследуемых участков следует дать
хотя бы
схематическое освещение вопроса.

В более удаленных и возвышенных частях Москвы к северу
от реки Москвы пьезометрические уровни для вод известняков
достигают 125—130 м. Описанные условия показывают, что здесь
происходит питание напорных вод известняков грунтовыми.

В непосредственной близости к рекам Москве и Яузе наблю-
даются обратные соотношения: пьезометрические уровни напорных
вод известняков выше уровня воды в реках и уровня грунтовых
вод над ними. Местами близ русла реки Москвы бурением были
получены из верхних слоев известняка фонтанирующие воды, напри-
мер у Дорогомиловского моста. Это соотношение уровней вод наблю-
дается вдоль реки Москвы и выше Бабьегородской плотины.

Оно показывает, что в долинах рек Яузы и Москвы происходит
дренирование напорных вод руслами рек.

На основании изложенного можно заключить, что при подпоре
воды в реке Москве до отметки 120
м можно ожидать некоторого
повышения напорного уровня воды в известняках, которое распро-
странится вероятно лишь на небольшое расстояние в сторону от
рек. При этом взаимоотношение тех и других вод останется тем же,
что и теперь, т. е. будет происходить дренирование напорных вод
реками, обратного же процесса, т. е. ухода воды из рек в извест-
няки, здесь быть не может.

Вероятно величина подпора для пересечения с Чечерой, вычи-
сленная с преуменьшением, равна 0,8
м, а для пересечения с Ольховкой—0,9 м.

Такую величину подпора, а местами и еще большую, можно
ожидать в ряде мест по всем трассам метрополитена, о чем соответ-
ствующие указания даются в инженерно-геологической характе-
ристике радиусов.

С этой точки зрения должна быть отмечена ценность упомя-
нутом
выше работы инж. Э. 3. Юдовича и А. А. Гладкова, дающая
первоначальное освещение данной проблемы.

Проработанные авторами способы приближенного подсчета
подпора
телом тоннеля для простейших случаев потока дают удо-
влетворительные результаты
и вполне приемлемы как первая при-
ближенная оценка.

Наряду с этим должно быть указано наличие в ряде мест
Метрополитена весьма сложных гидро-геологических условий, для
которых предложенные простейшие способы подсчета не могут дать
удовлетворительного решения, в частности существенно усложняю-
щим
фактором является неоднородность строения водоносных пород.

Поэтому вполне уместным будет отметить здесь важность
дальнейшей
теоретической выработки вопроса и постановки соответ-
ствующих
опытов и наблюдений с использованием первых участков
строящегося тоннеля.

Исследовательские работы по изучению подпора грунтовых
вод тоннелем должны быть увязаны, а частью об'единены с рабо-
тами
по исследованию подпора рекой Москвой.

Г. Об искусственном понижении грунтовых вод

При проходке в водоносных четвертичных породах Метростроем
применяется
для предварительного осушения грунта искусственное
понижение
грунтовых вод.

Возможны различные способы такого понижения.-

Таким образом применение этого способа, предусмотренного
экспертизой 1932 г. для среднезернистых песков с достаточной
водоотдачей и значительной фильтрационной способностью (грунты
I
категории), оправдывается на практике, в чем Экспертная комис-
сия
могла убедиться из осмотра работ на месте и из ознакомления
с материалами и данными, сообщенными Метростроем. Что касается
грунтов с плохой фильтрационной способностью и малой водо-
отдачей (группы II категории), то Экспертной комиссией 1932 г.
было высказано опасение о возможности применения этого способа,
но выражено мнение о необходимости опытной проверки этого спо-
соба в данных условиях. Конторой по понижению грунтовых вод
начаты эти работы на ст. Гавриково и в Сокольниках на пикетах
41—42 -:
-50 и 52 55, но конкретных данных пока еще не получено.

Из рассмотрения всех имеющихся данных комиссия полагает:

Комиссия считает необходимым дальнейшую проработку этого
способа при разных категориях водоносных грунтов для практического применения, но обращает при этом внимание на то, что спуск
загрязнённых грунтовых
вод в водоносные известняки верхнего карбона вызовет загрязнение последних и что необходимо согласование
э
того вопроса с соответствующими санитарно-техническими и научно-
исследовательскими организациями гор. Москвы.

Д. О деформациях в грунте и в прилегающих зданиях при постройке
метрополитена

Геологическая экспертиза ознакомилась из сообщений предста-
вителей
Метростроя с имевшими место авариями и деформациями
грунта и зданий и об'яснениями, данными представителем Метро-
строя проф. С.
Н. Розановым. Деформации имели место в следующих
местах:

На основании сообщенных данных Геологическая экспертиза
приходит к следующему заключению:

Сообщенные данные недостаточны для подробного анализа и
конкретного выяснения причин деформаций в каждом отдельном
случае.

Имевшиеся в распоряжении экспертизы данные не позволяют
сделать
анализа и дать конкретные об'яснения причин деформаций
в каждом
отдельном случае.

ших деформаций грунта и прилегающих сооружений, чем это мыс-
лится при меньшем сечении тоннеля.

(Ответы на вопросы, поставленные экспертизе Метростроем)

Считать примерный угол естественного откоса для практи-
чески сухих песков Арбатского радиусе в 36° принятым пра-
вильно.

Признать, что принятый Метростроем для расчета угол
(45° — S/2., ) соответствует принятым в таких случаях в техниче-
ских расчетах величинам и не встречает возражений.

Предложить Метрострою уточнить константы арбатских
песков:' угла естественного откоса и угла внутреннего трения,
путем лабораторных испытаний.

Считать более правильным построение линии обрушения
от нижней угловой точки чернового контура тоннеля.

Производство работ без предварительной подводки фунда-
ментов но Арбатскому радиусу в общем нельзя признать воз-
можным.

Предложение Метростроя о необходимости подводки фун-
даментов, попадающих в зону обрушения, считать правильным.

Предложить также подводку тех фундаментов, которые хотя
и не вписываются в призму обрушения, но пересекаются ли-
нией обрушения, а также наиболее высоких домов и сооруже-
ний с непрочными фундаментами.

Считать, что при проходке Арбатского радиуса не исклю-
чается все же возможность в некоторых случаях деформаций
грунта и прилегающих зданий, вызываемых не только проходкой
тоннеля, но и подводкой фундаментов, а потому считать необ-
ходимым обеспечить быстроту и тщательность производства
работ.

Признать, что работы по обеспечению устойчивости зданий
являются трудными и в некоторых случаях, как, например,для
домовладения № 13 на углу Арбатской площади, может стать
вопрос об экономической целесообразности сноса здания.

Считать, что возможные осадки грунта, равно как пример
вынужденного прекращения трамвайного движения на участке

Моховой около здания Коминтерна, а также наблюдающееся
высыпание грунта с потолка выработок от прохождения над
тоннелем трамвая, при частоте и напряженности трамвайного
движения в Москве, не могут обеспечить беспрерывности этого
движения.

Считать обычный водоотлив из выработок опасным в дан-
ных условиях и рекомендовать искусственное водопонижение
способом откачки или откачки из известняков карбона, решив
вопрос о способе предварительной постановкой опыта.

Считать, что запроектированные Метростроем коллекторы
для подземных сооружений городского хозяйства, попадая на
значительном протяжении трассы в призму обрушения, не мо-
гут быть гарантированы от возможных осадок.

Считать, что доложенный экспертизе материал по этому во-
просу в силу его неполноты не дает возможности дать вполне
точный и обоснованный ответ, для получения которого потребо-
валось бы более тщательное всестороннее исследование, но связь
появления трещин в здании с проходкой штолен у шахты № 8
можно считать вероятной.