[webdirectory]

Туристические маршруты

Всякие разности

slider image

Язык Меря по Ткаченко

  1. Home
  2. »
  3. Язык Меря по Ткаченко
Description:

Раз  на эту страничку попали- значит интересно . (просмотров пока мало, меньше 10000).

совсем безо всякой политики, на крамолу не прокатит - я чисто за свою нацию, а она у меня.. наверно - как у половины Русских, кроме, может Новгорода, Архангельска и Киева..   можно сказать - любая на выбор - Беларусь (читать Польша) Украина ( ну да, с пид полтавы) Казань (чисто татарская) а четвертая - самая загадочная. Вот несколько вспомнил, как называлась.    можно сказать Московиты или Ярославцы ли Костромчане или    Меря - самоназвание - человеки.

из нового издания 2005 (с дополнениями к Киевскому изданию 1985г.)

 

МЕРЯНСКИЙ ЯЗЫК.
10
В другой древнерусской летописи о них говорится как об
особом этносе со своим языком, выделяемом на фоне
других славянских, балтских и финно–угорских племён
Древней Руси: «... а на Ростовском озере Меря, а на Кле-
щинь Озере Меря же; а по Оць реце, где потече в Волгу
же, Мурома язык свой, и Черемиси свой язык, Моръдва
свой языкъ...» [23; 10–11]

 

Меря заселяли Ивановскую, Ярославскую области, северную часть Подмосковья (в южной жила голядь). Были близки современным мордовцам, а может - марийцам. Помогали русичам - по летописям мерянские воины принимали активное участие в походе князя Олега на византийский Константинополь.

Есть версия, что меря надолго пережила ту же свою соседку-мурому - отдельные лесные мерянские поселения могли в медвежьих углах на Руси сохраняться аж до XVI-го, а то и XVIII-го столетия.   .. до середины 20 века дожили, баба Аня прабабушка понимала древний язык в 98 лет, и даже говорила некоторые слова.

 

Твой мерянский язык отчаян как исток, И в отзвуках его магическая сила!

(в книжке - полностью)

 

Московская земля и область от примерно Волоколамска и Зубцов - Городенск .. Старица, и до Оки - где Вятичи и Мещера - тоже лесной стан Меря. 

(Наше загородное имение - район Заворова Никоновского Арменева Агашкина - одно из крайних, наверно, поселений. Чуть южнее жили Вятичи, Поляне на Оке , Кишкино, Ляхово 30 верст ю-з, это их названия почти наверняка. У Меря - дома, как на на рисунке, подвал у каждого, крыша касается земли. Сруб и еще - говорят - пещерки то их.. а значит, им все 3 а то и 4000 лет. Остались от них следы, улубление в земле и какие то деревяшки - до сих пор, хоть им не меньше 500 лет. И курганы Вятичей рядом - на Пахре, вместе жили и - как назвал Стеллецкий - известный исследователь подземки  - Фины - не совсем финны, это как раз Меря.  Не боги горшки обжигали  и ковали ножи и мечи, да и - на керамике могли быть надписи, не найдены пока. )

Координату точнее ни  фига не дам, зная, как у нас относятся к истории и всяким археологическим раскопкам.

 

слОвяне не вытеснили Меря, а пришли к ним - как в гости. И занимались разными занятиями, у Меря больше животноводство, охота и рыбалка. Но есть слово медь - значит знали, как добыть. У славян - еще и земледелие, и просто  поселились рядом, без сильной вражды.

Нестор.. (цитата из трудов Ломоносова)  нашли бы уже Либерею Ивана IV .. она может быть и в Городенске - где то у монастыря, и в Мышкине и в Москве.

Когда Римская империя усилилась и оружие свое распростерла далече, тогда почувствовали насильство ея и славенские народы, жившие в Иллирике, в Далмации и около Дуная, для чего в север уклонились к своим однородцам, которые издавна в нем жительствовали. По свидетельству Несторову,* славяне в местах, где Новгород, обитали во время проповеди евангелия святым апостолом Андреем. У Птоломея** положены славяне около Великих Лук, Пскова, Старой Русы и Новагорода.
Итак, явствует, что, ненавидя римского ига и любя свою вольность, славяне искали оной в странах полунощных, которою единоплеменные их пользовались, в местах пространных, по великим полям, рекам и озерам. Нестор подробно описывает,*** что нашли волохи на славян дунайских и, седши с ними, стали обижать и насиловать; тогда иные, отшед на реку Вислу, назвались ляхами. От ляхов прозвались иные лутичи, иные мазовшане, иные поморяне. Иные сели по Днепру и назывались поляне; другие — древляне, затем что сели в лесах; многие между Припятью и Двиною и назывались дреговичи; некоторые поселились на Двине и назывались полочане по реке Полоте; многие перешли на Оку и проименовались вятичами. Иные славяне сели около озера Ильменя и прослыли своим тем же именем; иные поселились по Десне, Семи и Суле и назывались северяне. Новгородцы одержали не одно токмо имя свое славенское, но и язык сродных себе славян, около Дуная и в Иллирике обитающих ..

 

 

 А может несколько Костромской вариант  - у поселка с соснами на берегу - Кострома. у наших с округи Юрьева корова lejma лейма можно сказать лежма  pyra волчара пыра - протяни ему руку так зубищами пырнет - и пырей  трава - мерянское получается слово.  Проверочно - Пырышево, есть такая деревня - по русски Волково.  Папа (Бабушка, а точнее прабабушка отец батя - не как на Украине тата, или еще короче - атя) несколько слов называла, но говорила больше русскими, эти как бы невзначай.  И пару раз сказала, ее в молодости раз всего мордвинкой подразнили, сказали по лицу видно , она покраснела .. угадали почти. Всегда считались русскими.

еще словарь

Русско-мерянский разговорник (Шомт.)   с сайта vk  meranjelma

Руш-мерь каляк
Здравствуйте! Здравия! - Субра!
Здоровья вам! - Субра те! / Субра ти!
Привет! (Доброго!) - Пёро! / Пере!
Светлый день! - Волгаж!; Валга волгаж!
Тёплый ветерок! - Шокша юж!
Мы пришли -Толим / ме толем / мае тола.
Митя пришёл - Митя толыш.
Маня приходит - Маня толаш.
Митрий любит Манечку - Митяй Манинян шамыш.
Волки ушли - пирак канешть.
Коровы на лугу - лешмак нёрална / леймак ванална.
Ячмень в поле - шожо кулигална / шожо нурална.
Снег идёт - лум лумеш (букв, «снег снежит»).
Вода течёт - вать ёк / вит ёк / вет ветеш.
Где ты живёшь? - Куш тын илат?
Я живу в Костромской области - Кострома кундешшо
илам.
Я живу в Кохме (-посёлке) - Кохма (кужбалшшо) илам /
Кохмасна илам.
Я живу в д. Пужбал у Ростова - Роштовална Пужбалшшо
илам / Ростовална Пужбалсна
илам.
Я живу в Долгопрудном у Москвы - Москвална
Куженёрошшо илам / Москвална Долгопруднайсна илам.
Эти пруды - разлив поймы р. Мерянка - Те ерык ёнь
шоран Мерянка-юкан нёро.
11
Моя двоюродная бабушка живёт в деревне - минь кока-
кува пало-кундошшо илаш.
Моя тётя уехала из деревни в город - минь кока палошта
киболше каныш.
Кто что кушает? - Кё мо нелеш?
Я кушаю иргу и чернику - ирга па шом-марян дысь нелям.
Я кушаю салат из мяса, грибов и яиц - шилан па понган па
мунам дысь ярыш нелям.
Я - рыбак / я рыбак - Мае колызо / мин колызо.
Я пойду на рыбную реку, сяду в лодку, и много рыбы
поймаю, карасей и плотвы - Колпен юкал канам, пужална
толам, па шанг колыда варам, каркай па сороган дысь.
Я-лесовик - Мае шурголан.
Я живу на полянке среди сосен и берёз - кулигална
пыцёшшо па кояшшо илам.
У меня живут собака с щенком - пеня па кутя дысь
минелна илеш.
Я весной соловья слушаю -шошом шушко колмам.
Летом травы стогую- шокшом шудо каванам.
Осенью утку в шохре и камышах стреляю - шижем
шохран па вондын тюхто пукшам.
Зимой топор беру, ёлку рублю, зайца стреляю - телем
кирвас варам, кусь шелам, меренг пукшам.
Медведица мне шрам сделала - машка мине кильдыш
варыш.
Я кушаю сайку - мин сайка-кинде нелям.
Что есть наше? - Мо ёнь масен?
Наш язык - мерянская речь - мась елман ёнь мерян каляк.
12
Столица наших предков - Сарская крепость - Сара-вареш
ёнь масень панкен кугыжвар.
Крепость нашей души - град Китеж - Китеж-вар ёнь масень
лилен вареш.
Наш любимый город - Кострома - Кострома ёнь мась
шамуш кибол.
Он красивый /она красивая - сын мазай.
Здесь хорошо - тесе сайшо.
Москва - очень большой город - Москва ёнь кужукуж
кибол.
Здесь много красивых домов - тесе мазай ки-пертак шанг
йонеш.
Он (/она) столица нашей страны - России - сын ёнь мась
Рош-тюня-кундо кугыжвар.

Меряно-русский словарь      (Мин рисуям - рисунки то может найдутся.. Вспоминаю бабушкины слова да и дополняю - например Расшарашить Тазик Покалякаем.. получается - язык через два поколения запросто передается.)

 

А тут да еще язычники .. страшные для любой власти, не рабы божьи а дети, которым можно все - и бог обрадуется.. Свободные бабы, да еще вооруженные до зубов. И выбирающие за кого пойти - сами. И кланящиеся только Матери - Земле.   Ищем в поиске берестяную грамоту вроде 955.. она по - русски, еще и весьма с аккуратно используемым Русским (и польским) матом - сваха предлагает девушке выйти замуж, оказывается, этим словам больше 1000 лет.  В Новгороде Русские не были особо набожными, да и равные в правах женщины и мужчины. Чудской угол был - отдельно в городе, а может это и Ярославль.

несколько берестяных грамот - на Карельском - Чудской конец, поселение в городе. Так что у соседнего племени письменность была.

А я увидел на сохранившемся рисунке - вот береста принесла нам за 1100 лет.. двух тихонько разговаривающих девушек и сидящую женщину, либо отражение в зеркале. Интересно - в Новгороде тогда были бронзовые зеркала?? Стекло уже научились делать, но - в Египте, а потом может и терялось знание.

* Рисовала просто художница. Сидящую девушку не смогли перенести рисунком на бумагу, а вот на бересте черточки остались. У Милуши немаленький парик, кокошник вроде. Марьянка совсем молодая стройная девчЁнка - лет 17, волосы собраны в пучок, пританцовывает руками. То ли ее Милуша трогает за руку правой рукой.

Файл:Birch bark letter N 955.jpg

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
 
 
 
 

На Смоленской земле - прибалтийское племя, Голядь - тоже сейчас это бывшая народность, и не вытеснена Русскими а соединилась, как и Меря.

А почему у Русских столица названа по - мерянски?  (одно из трех наиболее вероятных объяснений.. а если по-марийски - слога переставить, что у Русских запросто.)  Потому что вышла к реке Медведица, и так реку и назвали. И поселок потом, край то медвежий. Да, до прихода Юрия Долгорукого был непролазный лес.  А поселок местных уже был, и сосновый бор - наверно, как на картине Шишкина.  Да наоборот - не надо это скрывать, лесной зверь это символ России, пусть и Москвы. И Ярославля тоже, кого там Юрий Долгорукий победил? (А не был ли это вождь Меря? И не поменял ли он обличье, до сих пор считают, что некоторые из этого народа владели колдовством или магией, кто как считает.. или внушением??  В лесу без таких способностей трудновато.. А то вот Уральские народы - они перед ним извиняются, если, например, выскочил и помешал охотиться, и пришлось его ето того.. и это совсем редко, относятся с уважением, ну как к лесному соседу, а то и одно из божеств.)  Да, почти у каждого русского - из Ярославской, Московской, Костомской - в родственниках были, а то и есть Меря.   Можно не для избраных - из узкого круга.. Бася, выведшая в люди Пугачеву, например, из Мерян. Сходство с моей бабушкой - я ее видел живой в 105 лет, долгожительница, а не только по значению имени - Красавица.  Кроме долгожительства у них была какая то энергия - внутренняя, как сейчас стали называть.. магия.   Да и язык нельзя назвать мертвым - смотрим словарь живого великорусского языка Даля, и известные слова Меря - они вошли в Русский, некоторые очень близки к Марийскому.

 

 

 

По великой скромности О.Б.Ткаченко, в печатный текст книги, к нашему большому сожалению, не вошёл неизвестный нам в период её издания отзыв, который мы, восполняя упущение, помещаем здесь:

Характерными особенностями О.Б.Ткаченко как исследователя нужно считать его широкий научный диапазон, в котором очень целесообразно были расставлены объекты и сферы исследования (украинский, русский, славянские языки, индоевропейские, финноугорские), редкую трудоспособность и добросовестность, глубокую эрудицию и мастерское владение конкретными приёмами лингвистического анализа, органическое (без всякого форсирования) сочетание высокой теории и интереса и уменя работать с эмпирическим материалом, устремленность на решение научных проблем, остающихся до сих пор неясными. Я бы особо выделил свойственный О.Б.Ткаченко дар "эвристичности" и "инвективности". Эти качества блистательно продемонстрированы им в его работах, посвященных важнейшей проблеме реконструкции мерянского языка, одновременно отвечающей на многие вопросы и финно-угорского языкознания, и русской исторической диалектологии, и этно-лингвистической истории этого, во многом "тёмного" ареала России, и верификации, предложенной автором весьма тонкой, изобретательной и остроумной процедуры поиска. Уже при своём появлении (ср. особенно "Мерянский язык", 1985) эти работы стали классическими. Более того, составляя основу наших знаний о мерянском языке, они долго еще будут и стимулом к продолжению исследований в этой области. Появление таких работ - большое событие в языкознании, но и далеко за его пределами. Эти исследования должны быть продолжены: исследователю есть что сказать и помимо уже сказанного, и дальнейший успех работы зависит только от тех условий, в которых она будет протекать.

Академик РАН В.Н.Топоров. Из отзыва о научной деятельности О.Б.Ткаченко, 1990 г.

это хорошее исследование, конечно - может и с расхождениями . МаZыJ  Ава примерно по фонетике Красивая (девушка, женщина)  - на соседских диалектах так же - у Эрзя. По названию речек - в основном правильно, только -  что речка Москва Конопелька - сомнительно. _могла быть и цензура советская_ Мушко (муш) - Конопля, пенька у соседей. Машка есть по тексту выше, в этой статье.. Чуть южнее от Видного есть речушка Канапелька, не добавляет ясности, это по -русски, либо даже от Вятичей, их район. с корня Муш не очень получится Моск. Из конопли делали веревки, канаты.  * я даже подумал, что речка Медведица - ну она в город не попрется, а к реке подойдет попить.. а город - конопляный завод канатов.. Москва однако.  Лупили батогами.  леjma Корова совпадает и с Финским.  .. Околела как бабушка сказанула - на провод наступила (корова). А без коровы никак, ну и в Москву пошли - с прабабушкой Аней - Медвежий край, речка Маск Ава, попробуйте перевести  ( Maska ava Kondo). Остались - красивый город, понравилось, в институт пошла, на химика.. Любители покалякать (болтать) . Кутенок (щеночек).,Балка в доме - Кондовая (несущая, медведь не сломает), Лямка . Расшарашить - часто говорю не задумываясь, растеребить, расчесать, получается и сам Меря. КулЁма - очень обидное оказывается обзывательство (больной, дохлый). Тула - может быть на мерянском приходить, прийти  (еще вариант  из древних Индоевропейских - укрытие, потайное место, притулиться) А то и Огонь - Тул. Надавать тумаков - у меря это дубинка. Очень много слов стало русскими, а то и наоборот, от русских пришло (медведица mask мечка  как раз от Болгарцев, или наоборот - у них от Мерян или от Русских с Северной двины).

 

киижка - два издания, с 1985 года без изменений сильных, только вроде дополнения.   (вложение - формат ворд и pdf) 

язык Меря по Ткаченко (0 downloads )

документ довольно интересный - есть в виде текста на индексе. Но лучше купить книжку.

200 тысяч просмотров, реклама за небольшую денежку - см. 1 стр.

Related Images:

Download Attachments

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Send message to listing owner

Send message to moderator

здесь - скрытая часть сайта доступ платный

hidden area pay money

 

  • Кондуки
  • Романцево
  • Епифань
  • Старица
  • Таруса
  • юг Подмосковья

Крымская поездка 2004 еще в Украину. Турецкие 3 или 4 экскурсии за несколько лет. Черногория Будва. Записи интересные, у нас хорошая техника видеокамера с приближением в 140 раз, зеркалка фото - одна правда навернулась в пещере. Россия и Украина, еще если найду Болгарские экскурсии с 2002 - 2003. Вот в этом клипе который здесь есть восхождение на гору аю-даг по южной тропинке, и небольшой привал уже на северной стороне. С видом на поселок Гурзуф и лагерь Артек. Посмотрите что это возможно, хоть там очень крутой склон, больше 45 градусов и высокий 530 метров. А сейчас все в мобильник только забираются а лагерь Артек подключается по удаленке.. неа, одна прорвалась туда

крым 1996

[/crayon]
Снимок экрана от 2022 11 09 14 35 52
информация для перевода - Monero monero:88BF2ctx37b6kyCAWf3YmadRLrV4asMDuAZyYXZrbHpULDqES7UTv22D1ju9uakwwoXJXg5FeaYFB7cj1vC4HZU5V7s1niN

по крипте - всем завести кошелек - у кого еще нет - тоже. это сделать не сложно. сейчас обещают раздать по 1 bitcoin каждому, а мног это или мало - смотрим курсы валют.

Related Images: